Ребята, которые в 14-16 лет, по мнению государства, стали наркобаронами и посему заслуживают огромных сроков за организацию группы по распространению наркотиков, для общества невидимы. В тюрьмах они остаются в одиночестве, поддерживаемые лишь родными и близкими, которые обходят инстанции, доказывая, что их дети не виноваты и сами попались на удочку. Однако и их слышат редко, а просьбы пересмотреть законодательство успехом не заканчиваются. Поэтому в борьбу за детей, получивших сроки по этой статье, включились правозащитники МЦГИ «Наш Дом». Вспоминаем историю кампании в защиту детей-328.

30 сентября 2019 года МЦГИ «Наш Дом» разместил информацию о срочной акции международной правозащитной организации Amnesty International в поддержку несовершеннолетних, осужденных за незначительные ненасильственные правонарушения, связанные с наркотиками. Акция была инициирована после того как осужденный на 10 лет лишения свободы по ст. 328 УК Владислав Шарковский не получил медицинской помощи, из-за чего у него развились хронические заболевания. Мама парня жаловалась на отсутствие медпомощи, однако ей начали угрожать, что сына поместят в карцер. В связи с этим МЦГИ «Наш Дом» потребовал незамедлительно освободить всех несовершеннолетних осужденных по статье 328 и также обеспечить им необходимую медицинскую помощь и защиту от любых форм преследований и репрессий. На ситуацию почти сразу отреагировала Генеральная прокуратура Беларуси, которая пообещала разобраться в причинах неоказания медицинской помощи Владиславу Шарковскому.

В октябре 2019 года Amnesty International поддержала еще одну акцию МЦГИ «Наш Дом». Акция «Напиши за права» была направлена на поддержку несовершеннолетних заключенных, осужденных за преступления, связанные с наркотиками. Желающим предлагалось Для этого подписаться под требованиями к беларусскому правительству через указание имени, фамилии и страны проживания. Подписавшие обращение требовали прекратить назначать наказания, связанные с лишением свободы, несовершеннолетним за незначительные ненасильственные правонарушения, связанные с наркотиками.

16 октября 2019 года МЦГИ «Наш Дом» принял участие в разработке проекта Закона «Об амнистии-2020». В проект внесли следующие пункты: амнистия должна применяться ко всем без исключения несовершеннолетним на день ареста, независимо от назначенного срока осуждения, а также к сиротам до 21 года. Администрация пенитенциарных учреждений не может препятствовать амнистии, в том числе для осужденных, объявленных в тюремных заведениях злостными нарушителями. 30 октября того же года предложения по проекту были отправлены в 15 государственных структур.

24 октября 2019 года благодаря усилиям МЦГИ «Наш Дом» 11 представительниц родственников осуждённых по статье 328 УК и активистки кампании «Дети-328» попали на прием к Наталье Кочановой. Это была первая встреча, на которую попали матери несовершеннолетних осужденных. В разговоре были затронуты острые проблемы: жесткое отношение к детям в тюрьмах, амнистия, которая не применяется к заключенным моложе 18 лет, суды, которые основываются на рекомендациях Пленумов 20-летней давности. Наталья Кочанова пообещала, что все вопросы будут рассмотрены на заседаниях с правоохранительными органами.

30 ноября 2019 года МЦГИ «Наш Дом» предложил поддержать письмами детей, сидящих в тюрьмах по статье 328. Лицом акции «Марафон писем» стал Эмиль Островко, который, решив подработать распространителем курительных смесей, получил 10 лет лишения свободы. Активисты МЦГИ «Наш Дом» составили карту адресов, по которым можно писать письма заключенным подросткам.

В декабре 2019 года активистки кампании «Дети-328» побывали на личном приёме у директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадима Ипатова. Они попросили разъяснить, какие действия планируется выполнить по президентской «программе смягчения», рассказали об обстоятельствах, квалификации, применении законодательства и сроках наказания по 328-й статье. Хоть Вадим Ипатов заявил, что его ведомство только создает законы, но посоветовал обращаться за разъяснением в Верховный Совет и Генеральную прокуратуру.

12 декабря 2019 года прошел пикет активистов МЦГИ «Наш Дом» и кампании «Дети-328» в Минске. Таким образом матери пытались привлечь внимание к несправедливым приговорам по части 4 статьи 328 УК. Во время пикета активисты обратили внимание на то, что приговоры по этой части противозаконны, ведь в них отсутствуют доказательства участия в организованных группах и химическом синтезе наркотических средств.

30 декабря 2019 года вышло совместное обращение Спецдокладчиков ООН к правительству Беларуси по ситуации с «детьми-328». При подготовке письма были использованы материалы кампании «Дети-328» МЦГИ «Наш Дом». Спецдокладчики обратили внимание на нарушения в применении антинаркотического законодательства к несовершеннолетним: это отсутствие альтернатив задержанию и лишению свободы, несвоевременное информирование родителей о задержании ребенка, недостаточная доказательная база, плохие условия содержания в колониях, отсутствие медпомощи, ограничения на доступ к образованию, пытки несовершеннолетних, опасная для здоровья работа за мизерную плату. Также Спецдокладчики предложили беларусским властям варианты решения проблемы: амнистия несовершеннолетних, сокращение срока лишения свободы для не достигших 18 лет, пересмотр «антинаркотического» законодательства.

Юлия Островко

29 января 2020 года в Бобруйске начался процесс по рассмотрению жалобы несовершеннолетнего осужденного по статье 328 Эмиля Островко. Парень обжалует дисциплинарные взыскания, наложенные на него сотрудниками воспитательной колонии №2, из-за которых он получил статус «злостника» и не смог попасть под амнистию. На суде были и представители МЦГИ «Наш Дом». Интересы Эмиля представляла его мама, которая рассказала, что детям в воспитательной колонии Бобруйска отведено слишком мало времени на утренние процедуры, а Эмиль, имеющий бронхиальную астму, должен работать в цеху с резиной из старых шин на добыче металлокорда. Баллон с лекарством ему иметь не разрешено. 13 апреля 2020 года стало известно, что Могилевский областной суд в этом деле встал на сторону работников колонии.

В феврале 2020 года МЦГИ «Наш Дом» и АДЦ «Мемориал» приготовили отчет для Спецдокладчика по правам человека в Беларуси. В нем были перечислены актуальные проблемы, которые затрагивают права уязвимых групп, в частности – детей-328. Для работы над ошибками беларусским властям предложили реформировать систему уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, обеспеченить гарантии справедливого судебного разбирательства в рамках уголовного судопроизводства, провести независимый мониторинг пенитенциарной системы.

19 февраля 2020 года активистки движения «Матери-328» встретились с депутатом Олегом Белоконевым, председателем постоянной комиссии по национальной безопасности. Именно он представляет законопроекты, которые касаются осужденных детей. К Олегу Белоконеву обратились с вопросом о принятии законов, не допускающих осуждения подростков на восемь-десять и более лет лишения свободы без доказанной вины в судебном процессе. Также генералу рассказали о четырех отрядах девочек в женской колонии №4, о шестистах интернет-магазинах в нашем государстве, большинство из которых торгует наркотиками. Однако в ходе обсуждения Олег Белоконев дал понять, что комиссия по национальной безопасности учитывать мнение матерей в части амнистии не намерена.

Информация о детях-328 попала в брифинг для Универсального периодического обзора (УПО) в Совет ООН по правам человека, подготовленный организацией Amnesty Iternational в феврале 2020 года. Ситуация была изложена в разделе «ювенальная юстиция и обеспечение справедливого судопроизводства». В информации сделали акцент на нарушениях прав человека, которые позволили себе сотрудники правоохранительных органов при задержании или аресте, на жестких обвинениях, на отсутствии информирования законных представителей или адвокатов о задержании, плохом обращении с несовершеннолетними.

18 марта 2020 года Ольга Карач обратилась к правительству Беларуси, чтобы решить ситуацию с несовершеннолетними осужденными по «наркотической» статье. В связи с пандемией коронавируса, которую отрицал Лукашенко, дети в колониях лишились свиданий с близкими, но в то же время им не было запрещено контактировать с сотрудниками колоний, жить в ограниченном пространстве огромными отрядами без защитных масок и дезинфекций. Ольга Карач потребовала от правительства Беларуси немедленно открыть тюрьмы и выпустить домой под домашний арест детей-328 на период, пока не закончится пандемия коронавируса. 8 мая 2020 года эксперты ООН по правам человека поддержали МЦГИ «Наш Дом» в этом требовании. Специальный докладчик по правам человека в Беларуси Анаис Марин, а также члены рабочей группы по произвольным задержаниям подчеркнули, что власти Беларуси должны принять срочные меры для защиты здоровья и безопасности несовершеннолетних, осужденных на непропорционально долгие сроки заключения — до 12 лет — за преступления, связанные с наркотиками.

Летом 2020 года активистки движения «Матери-328» объявили голодовку. Таким образом они хотели привлечь внимание к тому, что дети признаются государством наркодилерами и отбывают наказание в виде десяти или больше лет лишения свободы. Единственное возможное решение – массовое помилование. Во время голодовки их поддерживали активисты МЦГИ «Наш Дом». На встречу с матерями прибыла также доверенное лицо Светланы Тихановской Ольга Ковалькова.

В марте 2021 года усилиями активисток кампании и правозащитников МЦГИ «Наш Дом» состоялась встреча с депутатом Палаты представителей, членом Постоянной комиссии по национальной безопасности Мариной Ленчевский. На встрече матери осужденных по 328-й статье детей подчеркнули: преступления, связанные с наркотиками, ненасильственные и несправедливо относятся к категории особо опасных. Активистки предложили несколько поправок, в частности – восстановить возраст уголовной ответственности с 18 лет, создать категорию «ювенальная юстиция», пересмотреть дела несовершеннолетних, которые уже осуждены по части 4 статьи 328. В отношении несовершеннолетних предложили применять назначение более мягкого наказания и пересчет срока содержания под стражей. Во время приема Марина Ленчевская поддержала деятельность движения «Матери 328» и заявила, что готова оказывать содействие. Также депутат попросила сотрудничества в плане профилактики преступлений по 328-й статье.

С самого начала кампании и по сей день юристы МЦГИ «Наш Дом» рассматривают дела несправедливо осужденных несовершеннолетних и делают экспертные заключения. Например, Эмиль Островко, находясь под стражей, не имел возможности сдать выпускные экзамены за 11 класс и получить аттестат об окончании школы. Следователи при расследовании не установили организаторов и иных участников группы, не нашли у подростка наркотических веществ, но при этом Эмиль получил срок по самой тяжелой части статьи 328 – части 4.

К задержанной в 2018 году Валерии Купченя применялись наручники и пытки, суд не принял во внимание положительные характеристики девушки с места учебы. Вынесенный приговор не соответствовал действительности и был основан исключительно на доводах и предположениях.

К другу Валерии, несовершеннолетнему Владиславу Шарковскому силовики применили физическую силу при задержании. О том, что сын в милиции, родители узнали спустя пять часов. Не были учтены характеристики с мест учебы, где Владислава характеризовали как ответственного и дисциплинированного. Суд не учел также то, что Владислав является кандидатом в мастера спорта по таэквондо и бескорыстно ухаживал за инвалидом. Доказать, что подросток управлял организованной группой по распространению наркотиков, тоже не смогли, но наказание Владиславу назначили по части 4 статьи 328.

Задержанный в 2016 году Григорий Короткевич был допрошен без присутствия адвоката, педагога и законных представителей. Он также не смог продолжить обучение в колледже. Суд не принял во внимание его показания. Его наказали по части 3 статьи 328, хотя вменяемые ему деяния не связаны с применением насилия против другого лица, либо с неоднократным совершением других серьезных правонарушений.

Несовершеннолетний Милад Насер, ставший фигурантом уголовного дела по части 4 статьи 328 в 2017 году, был взят под стражу, но необходимость и целесообразность такого действия пояснены не были. Милиция не изучила окружение и условия, в которых проживал несовершеннолетний, обстоятельства попадания в преступную группировку, которая была организована неизвестным лицом. На серьезное наказание повлияло и то, что Милад уже был осужден по части 1 статьи 328, однако государство не предприняло ничего, чтобы подросток в конфликте с законом исправился. В 2021 году у Милада умерла мама, и на прощание с ней администрация пенитенциарного учреждения его не пустила.

МЦГИ «Наш Дом» продолжает мониторить ситуацию с наказаниями несовершеннолетних по статье 328 УК. Тем более что случаи задержаний детей продолжаются и в этом году. Подростки, которым 14, 15, 16 лет, получают огромные сроки как организаторы преступных группировок, и «правосудие» совершенно не волнует, что несовершеннолетние сами стали жертвами опытных преступников, находящихся за границей. Борьбу важно продолжать, чтобы никто из беларусских детей больше не попал в тюрьму на огромный срок за чужое злодеяние.