Экспертное заключение по нарушениям прав несовершеннолетнего

КОРОТКЕВИЧ ГРИГОРИЙ ВИКТОРОВИЧ

(17 лет на момент задержания, Могилев)

17.11.1998г. рождения

Глава 1. Краткое описание:

9 февраля 2016гна территории МГМК (Могилёвского Государственного Машиностроительного Колледжа) во время занятий у учащегося Шавриенко произошло отравление психотропным веществом и он был взят в разработку сотрудниками управления по борьбе с наркотиками. Известно, что по этому факту не было заведено уголовное дело и не сделана экспертиза, а так же что Шавриенко несколько раз менял показания. Во время инцидента рядом находился его друг детства и однокурсник Мамыко.

Директор учебного заведения сообщил в правоохранительные органы информацию о том, что возможно Короткевич Григорий распространяет наркотические вещества. Законным представителям несовершеннолетнего данная информация директором не была сообщена. В проведение оперативно-розыскных мероприятий был задействован несовершеннолетний однокурсник (и друг Шавриенко) Мамыко, который фигурирует в деле под псевдонимом «Белов»

24 февраля2016 г. он уговорил Короткевича Григория совместно приобрести наркотическое вещество у его знакомого. На него было установлено скрытое видеозаписывающее оборудование, на использование которого не было санкции прокурора. На записи нет ни даты, ни времени, она неожиданно обрывается, давая понять, что далее могла быть опровергающая часть, которую вырезали. Вещество, находящееся в пакетиках, ещё до проведения экспертизы, оперативник назвал особо-опасное, экспертиза прошла через неделю после изъятия, на пакетиках не обнаружено никаких отпечатков и пото-жировых следов, пригодных для генетической экспертизы!

С момента «контрольной закупки» до момента задержания (3 месяца!) были предприняты неоднократные  попытки спровоцировать несовершеннолетнего Короткевича Григория на второй эпизод.

19 мая 2016 г. возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего Короткевича Григорияпо ч. 3 ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК Республики Беларусь) и был арестован во время сдачи выпускных экзаменов. Утром пришли сотрудники милиции домой и, надев наручники, увели. С 19 мая по 12 сентября (почти 4 месяца) находился в СИЗО в ожидании суда

Свою вину несовершеннолетний Короткевич Г.В. отрицал полностью.

Глава 2. Нарушения прав несовершеннолетнего в уголовном процессе:

2.1 В проведение оперативно-розыскных мероприятий (контрольная закупка) был вовлечен несовершеннолетний «Белов», при этом он являлся хорошо знакомым несовершеннолетнему Короткевичу Григория и другом Шавриенко, не являлся незаинтересованным лицом. То есть, проведенное в отношении Короткевича Григория ОРМ является провокационном. Также есть большие сомнения, что законные представители «Белова» были поставлены в известность про участие своего несовершеннолетнего сына в ОРМ и давали свое согласие на подобного рода мероприятия. Мамыко-«Белов», не смотря на ходатайство защиты, так и не был приглашён на судебный процесс и не дал показаний.

2.2 Необоснованное применение меры пресечения

В отношении несовершеннолетнего 20.05.2016 г. вынесено постановление о заключении под стражу. Его задержали 19.05.2016 г, после 3-х месячных неоднократных провокаций совершить ещё одно правонарушение.  Родители не были поставлены в известность. Это решение принято лишь в связи с тем, что несовершеннолетний обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 328 УК Республики Беларусь, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, то есть, лишь исходя из тяжести вменяемого преступления. Вывод следствия о том, что несовершеннолетний Короткевич Григорий может скрыться от органов уголовного преследования и суда сделан без каких-либо оснований.

Согласно Правилу 13 Минимальных стандартных правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)  содержание под стражей до суда должно использоваться лишь в качестве крайней меры. Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами, такими, как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью или в воспитательное заведение или дом.

2.3 Права несовершеннолетнего при нахождении под стражей

В день задержания был произведён допрос несовершеннолетнего без адвоката, законных представителей и социального педагога. Экспертиза крови и мочи подозреваемого также была произведена без законного представителя. Применялись пытки. На момент заключения под стражу имел лишь базовое образование — 9 классов, обучался в «Могилевский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж». В связи с заключением под стражу, продолжить обучение не смог.

Согласно 13 Пекинскому правилу во время пребывания под стражей несовершеннолетним должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая индивидуальная помощь – социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки.

2.4 Проведение расследования, сбор доказательств. Исследование доказательств в суде

Ни следствием, ни судом не было добыто объективных доказательств, безоговорочно подтверждающих виновность Короткевича Григория. Показания самого обвиняемого не приняты судом во внимание, но и не были опровергнуты.

Приговор суда основан на показаниях сотрудников РОВД.

Согласно 14 Пекинскому правилу, если дело несовершеннолетнего правонарушителя не было прекращено (согласно правилу 11), ею или им занимается компетентный орган власти (суд, трибунал, совет, комиссия и т. д.) в соответствии с принципами справедливого и беспристрастного суда.

Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения.

2.5 Вынесение судебного решения и выбор мер воздействия

Короткевичу Григорию назначено крайне суровое уголовное наказание за совершение преступление в несовершеннолетнем возрасте, которое согласно ст. 12 УК Республики Беларусь относится к особо тяжким преступлениям. При этом отягчающих обстоятельств не установлено, сам несовершеннолетний характеризуется положительно.

В уголовном законодательстве Республики Беларусь отсутствует иная соответствующая мера воздействия. Все указанное свидетельствует о карательном правосудии в отношении несовершеннолетних.

Согласно 5 Пекинскому правилу система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Согласно п. а правила 17.1 Пекинских правил  меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.

В подпункте b правила 17.1 Пекинских правил  указывается, что подход, имеющий чисто карающий характер, является неприемлемым. Если в делах взрослых и также, возможно, в случае серьезных правонарушений несовершеннолетних заслуженное наказание и карающие санкции могут рассматриваться как в определенной степени обоснованные, то в делах несовершеннолетних над такими соображениями должны всегда преобладать интересы обеспечения благополучия и будущего молодых людей.

Глава 3. Экспертное заключение

Приговором суда несовершеннолетнему Короткевичу Григорию было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет и 6 мес. Полагаем, что ч. 3 ст. 328 УК несовершеннолетнему вменена неправомерна, назначенное наказание не соответствует целям уголовной ответственности.

При расследовании уголовного дела были нарушены права несовершеннолетнего, проигнорированы Минимальные стандартны правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила):

— в проведение оперативно-розыскных мероприятий (контрольная закупка) был вовлечен несовершеннолетний «Белов», хотя ситуация допускала возможность участия совершеннолетнего лица, без вовлечения лиц, не достигших 18-летия. В законодательстве отсутствуют требования к оформлению добровольного участия несовершеннолетнего в оперативно-розыскных мероприятиях (далее ОРМ), и, следовательно, при таком вовлечении согласие законных представителей несовершеннолетнего не испрашивается.

Конфиденциальность участия несовершеннолетнего в ОРМ в отношении Короткевича Григория не была обеспечена, так как Короткевич Григорий был хорошо знаком с «Беловым». Как следует из материалов дела, «Белов» не был незаинтересованным лицом, что ставит под сомнение достоверность полученных в ходе ОРМ доказательств.

По нашему мнению, в законодательстве следует закрепить нормы, запрещающие привлекать несовершеннолетнего к подготовке и проведению ОРМ, если такое мероприятие возможно осуществить с участием лица, достигшего 18 лет; добровольность участия несовершеннолетнего в подготовке и проведении ОРМ следует оформлять его письменным согласием, а также принимать согласие родителей (представителей) несовершеннолетнего на его участие в подготовке и проведении ОРМ;

— к несовершеннолетнему применена самая суровая мера пресечения — заключение под стражу. Вопросы применения иной, более мягкой меры пресечения не рассматривались;

— во время рассмотрения дела в суде, показания самого обвиняемого не приняты судом во внимание;

— к несовершеннолетнему Короткевичу Григорию применена очень суровая мера уголовной ответственности, хотя вменяемые ему деяния не связаны с применением насилия против другого лица, либо с неоднократным совершением других серьезных правонарушений. Цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты.