Татьяна Горегляд — мать-одиночка.

Дети:

Горегляд Карина Александровна, 25 июля 2010 г. рождения.

Горегляд Ксения Андреевна, 2 января 2016 г. рождения.

Краткое изложение ситуации:

В феврале 2018 году Горегляд Татьяна была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных  правонарушениях за то, что ударила по лицу свою несовершеннолетнюю дочь Карину.

Иных фактов жестокого обращения с ребенком установлено не было.

Горегляд Татьяна была лишена родительских прав, ребенок и ее младшая сестра были немедленно изъяты из семьи  и находились в приюте.

До лишения родительских прав семья не признавалась СОП (находящейся в социально опасном положении), работа с семьей не проводилась, консультационная помощь не оказывалась.

В декабре 2019 г. Горегляд Татьяна судом Оршанского района и города Орши была восстановлена в родительских правах.

В феврале 2020 г. на улице прохожие обнаружили Горегляд Карину без верхней одежды и без обуви. Была вызвана милиция, скорая помощь. Девочка сообщила, что ее ударила по лицу мама, и поэтому она выскочила на улицу без верхней одежды.

Синяков, травм на ребенке обнаружено не было.

Горегляд Татьяну привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных  правонарушениях.

Судом Оршанского района и города Орши Горегляд Татьяна была лишена родительских прав в отношении обеих дочерей.

Наша правозащитная оценка ситуации и почему мы считаем, что права несовершеннолетней Карины были нарушены государственными органами:

08.02.2018 г. Оршанским районным исполнительным комитетом было принято решение о немедленном отобрании двух несовершеннолетних детей у Горегляд Татьяны. Основанием послужил факт обнаружения на лице Карины кровоподтеков (синяков).

Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает: «В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка».

После беседы с психолога с девочкой удалось выяснить, что ребенка по лицу била мама (Татьяна), по мнению ребенка, за плохо выученные уроки.

Была назначена и проведена судебно-медицинская экспертиза. Наличие кровоподтеков (синяков) подтверждено.

Горегляд Татьяну привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – 1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности.

То есть, при принятии решения о привлечении Горегляд Татьяны к ответственности не было установлено – была ли непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка. В случае установления такой угрозы Горегляд Т. привлекли бы к уголовной ответственности, как минимум, за покушение на жизнь или здоровье ребенка.

Тем не менее был подан иск о лишении Горегляд Т. родительских прав в отношении дочерей.

В данном случае проигнорированы принципы государственной семейной политики, не предприняты меры по изысканию государственного ресурса, направленного на сохранение семьи для ребенка.

До случившегося дети в этой семье не признавались находящимися в социально опасном положении.

После случившегося присутствовали критерии и показатели для постановки семьи в СОП и разработке плана работы с такой семьей. Такой план разработан не был.

Критерии и показатели СОП (утв. постановлением Совета Министров Респ.Беларусь 15.01.2019 № 22):


Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.


Решением Суда Оршанского района и города Орши от 19 марта 2018 года № 2-707/201816 Горегляд Татьяна была лишена родительских прав в отношении обеих дочерей.

С момента лишения родительских прав Горегляд Татьяна предприняла все меры, направленные на восстановление в правах.

Она неоднократно обращалась к школьному психологу, прошла курс «Успешное родительство», обращалась к специалистам Управления по образованию Оршанского райисполкома, обращалась за консультацией в Психоневрологический диспансер Оршанского района (ПНД), и т.д.

Но работа с семьей и непосредственно матерью Татьяной Горегляд государственными органами была организована формально, что и показали последующие события.

В декабре 2019 г. Горегляд Татьяну суд Оршанского района и города Орши восстановил в родительских правах. Дети были возвращены матери.

В феврале 2020 г. Горегляд Карина выбежала на улицу без одежды, без обуви, плакала. Прохожие вызвали милицию, скорую. Со слов ребенка выяснилось, что ее по лицу ударила мама. Причиной послужили невыученные уроки (снова уроки!).

Дети Горегляд Татьяны были помещены в семью бабушки (Кучинской Натальи), проведено социальное расследование.

Через неделю семье сообщили, что детей помещают в социально-педагогический приют (СПЦ).

Была назначена и проведена судебно-медицинская экспертиза. На ребенке не обнаружено кровоподтеков, травм.

Горегляд Татьяну привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления».

При этом ни один государственный служащий, который проводил работу с семьей Татьяны Горегляд, наказания за повторный случай насилия над детьми в семье не понес даже в виде выговора. У матери Татьяны Горегляд с момента восстановления в правах и повторного лишения прав прошло всего два месяца. Т.е. мало того, что работа с семьей Горегляд проводилась формально, так и восстановление в правах матери также проводилось как формальное заседание в суде, хотя по закону управление образования должно исследования, изучить и подготовить заключение о том, что мать готова к восстановлению родительских прав и ребенку не угрожает опасность повторного насилия. Оказалось, что заключение государственными органами дано ошибочное. Отсутствие наказания для государственных лиц говорит о том, что в их работе и дальше будет сохраняться формальный подход.

Кроме этого, опять при принятии решения о привлечении Горегляд Татьяны к ответственности и изъятии ребенка из семьи государственными органами не установлено, была ли непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка. Уголовное дело в отношении матери не возбуждалось.

Далее аналогично первому случаю, проигнорированы принципы государственной семейной политики, не предприняты меры по изысканию ресурса, направленного на сохранение семьи для ребенка.

Угрозы жизни и здоровью ребенка не было. Подтверждено лишь наличие проблемы насилия против детей в конкретной семье. По сути, конкретной семье была необходима помощь, системная работа, направленная на ее сохранение ради несовершеннолетних детей и на профилактику насилия в отношении детей. Тем не менее, Управление по образованию Оршанского райисполкома подает иск в суд о лишении Горегляд Татьяны родительских прав.

Суд удовлетворяет исковые требования.

В результате, дети снова отобраны от матери. То есть, дети опять «понесли наказание».

Больше всего в этой истории пострадала младшая дочь Татьяны, Ксения, которая за свои 4 года успела два раза побывать в приюте и, если бы бабушка была менее активной, то уже была бы удочерена и потеряла бы, как минимум, бабушку и старшую сестру, не говоря уже о матери. У ребенка в 4 года резкое изъятие из семьи очень серьезно нарушает родительско-детские привязанности и наносит невосполнимую психологическую травму ребенку. А она даже не участник описанных выше событий.

Горегляд Татьяну привлекли к самой суровой форме семейно-правовой ответственности, без учета степени тяжести ее проступка.

После лишения родительских прав органы опеки и попечительства не проводят по своей инициативе работу с семьей, не предпринимают системных мер, направленных на восстановление семьи.

Хотя, если бы вместо лишения родительских прав было предпринято отобрание или угроза отобрания Решением органа опеки и попечительства на срок до 6 мес., то вслед за этим был бы разработан план работы с семьей, была бы задействована целая команда специалистов. На каждом этапе выполнения плана проходили бы заседания комиссии по делам несовершеннолетних, производилась бы по необходимости корректировка плана. На практике ничего этого сделано не было.

По факту оказывается, что для сотрудников опеки и попечительства проще идти по пути лишения родителей родительских прав, чем проводить системную работу, направленную на сохранение семьи и на предупреждение насилия против детей в конкретно взятой семье.

Но такой путь просто увеличивает количество социальных сирот, и, соответственно, увеличивает нагрузку на бюджет (мать-одиночка не сможет полностью погашать задолженность за содержание детей на гособеспечении).

Итак, страдает конкретная семья, не получившая своевременную помощь, страдают несовершеннолетние дети, изъятые из семьи, а все общество несет бремя содержания таких детей. Ситуация при этом для конкретных детей не улучшается, а только ухудшается. Насилие не исчезает, а продолжается.

То есть, разработанный в государстве механизм, направленный на организацию помощи и поддержки семей, – не функционирует, либо функционирует не в должной мере.

Нарушения государственных органов прав детей и белорусского законодательства в конкретно взятом случае:

Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь. Результатом проведения такой политики предполагается снижение уровня социального сиротства.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Указанный Декрет предусматривает мероприятия, направленные на изыскание возможностей сохранить семью для ребенка.

Утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении» устанавливает критерии и показатели социально опасного положения.

В случае установления факта исходящего от родителя (родителей) насилия (угрозы насилия) в отношении ребенка, опасного для жизни и здоровья ребенка (детей), ребенок (дети) немедленно отбираются у родителей, родитель (родители) подлежат лишению родительских прав (ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Кроме того, параллельно предусмотрена уголовная ответственность за насилие, представляющее опасность для жизни и здоровья.

В случае установления факта, исходящего от родителей психического, физического насилия в отношении ребенка, проводится социальное расследование, составляется план работы с семьей, принимаются меры по сохранению семьи для ребенка.

В 2018 году факта насилия Горегляд Татьяны опасного для жизни и здоровья ее дочери не установлено. Однако Татьяна была лишена родительских прав. При этом уголовное дело в отношении матери не возбуждалось. Это уже грубейшее нарушение законодательства.

После восстановления Горегляд Татьяны в родительских правах оказалось, что сама проблема не устранена, должной работы с семьей не проводилось.

В результате ситуация повторилась.

Горегляд Татьяну в 2020 г. повторно лишили родительских прав.

Такими действиями нарушены права и интересы несовершеннолетних детей на проживание в семье.

Нарушены права и интересы Горегляд Татьяны – она привлечена к самой суровой форме семейно-правовой ответственности при отсутствии соответствующего по тяжести проступка.

При принятии решения в отношении семьи Горегляд проигнорированы или нарушены:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • «Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении», где утверждены критерии и показатели социально опасного положения.

Вывод:

Несовершеннолетние дети (Горегляд Карина, Горегляд Вероника) отобраны от матери, разрушаются их родительско-детские привязанности; больше всего пострадала младшая дочь Ксения 4 лет.

Горегляд Татьяна привлечена к самой суровой форме семейно-правовой ответственности, но без учета степени тяжести ее проступка.

Проигнорированы требования национального законодательства Республики Беларусь, не предприняты меры, направленные на сохранение семьи для детей.

Дети в результате пострадали дважды – от рук матери и от рук государственных органов Беларуси.