В Беларуси уголовная ответственность несовершеннолетних имеет те же основания, что и у взрослых. Однако в отдельных нормах Общей части Уголовного кодекса РБ (№ 275-З в редакции 20 апреля 2016 г.) и разделе V Кодекса определяются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Сосредоточение всех норм, относящихся к несовершеннолетним, в одном разделе Общей части Уголовном кодексе Республики Беларусь имеет важное принципиальное значение, так как свидетельствует об отношении общества и государства к проблеме совершаемых этими лицами преступлений.

В Уголовном кодексе РБ закреплен перечень наказаний, применяемых к несовершеннолетним. Небольшой перечень наказаний, предусмотренный законодателем в отношении несовершеннолетних, снижает возможность выбора наказания, в некоторой степени нарушается принцип дифференциации и индивидуализации наказания. Так, штраф может быть назначен только в случае, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок или имущество. Применение штрафа к несовершеннолетним в судебной практике Республики Беларусь минимально. Доля работающих несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет незначительна и в результате, если несовершеннолетний не имеет самостоятельного заработка или имущества, для него остаются лишь следующие виды наказания: арест, ограничение свободы и лишение свободы. Арест и лишение свободы означают изоляцию несовершеннолетнего осужденного от общества.

Криминализации сознания детей способствует то, что совершившие правонарушение несовершеннолетние на стадии досудебного разбирательства находятся в следственном изоляторе вместе со взрослыми. Там они набираются криминального опыта, а затем, попадая в детскую колонию, пытаются распространять эти принципы. Количество детей, находящихся в закрытых учреждениях, очень велико, несмотря на снижение в последнее время.[1]

Уголовно-исполнительный кодекс РБ в ч.2 ст.59 распространяет на осужденных к аресту условия содержания, установленные законом для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание на общем режиме в тюрьме. Кроме того, не осуществляется и обучение осужденных, отбывающих данное наказание.

Статья 63 Уголовного кодекса содержит перечень смягчающих обстоятельств. Ч. 2 ст. 63 Уголовного кодекса предусмотрено, что суд может признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье. Однако, как показала практика назначения уголовного наказания несовершеннолетним по ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь как смягчающее обстоятельство судами не рассматривается влияние взрослых лиц на несовершеннолетнего при вовлечении его в преступную деятельность.

Для того, чтобы при назначении уголовного наказание несовершеннолетнему имел значение факт вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность, необходимо в ст. 63 УК Республики Беларусь закрепить одним из смягчающим вину обстоятельством «совершение преступления несовершеннолетним лицом, вовлеченным в преступную деятельность взрослым».

Кроме того, следует исключить при квалификации незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь), совершенных несовершеннолетними лицами при вовлечении их в преступную деятельность взрослыми и отсутствии у подростков-исполнителей осведомленности об организаторе и иных членах группы признака организованной группы.

Это повысит профилактическую функция уголовного закона, поскольку тяжесть уголовной репрессии будет перенесена на наиболее опасные фигуры в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ — организаторов преступления.

Следовательно, необходимо внести соответствующее разъяснение в Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от  28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» и в Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, сильнодействующими и ядовитыми веществами (ст.ст. 327-334 УК)».

Кроме того, для реализации восстановительного подхода, позволяющего смягчить наказание несовершеннолетним, следует предусмотреть в Уголовном кодексе Республики Беларусь норму, позволяющую применять в отношении несовершеннолетних правила назначения наказания, предусмотренные ст. 70 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление), при наличии любых обстоятельств, признанных судом смягчающими.

Для этого ст. 116 Уголовного кодекса Республики Беларусь дополнить п. 11   следующего содержания: «при наличии любого из смягчающих обстоятельств, наказание несовершеннолетнему назначается ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, либо назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрено этой статьей«.

Актуальной необходимостью является расширение системы наказаний и иных мер уголовной ответственности несовершеннолетних, не связанных с реальным лишением свободы. Например, следует закрепить пробацию в уголовном законодательстве РБ в качестве меры наказании детям, совершившим преступления; добровольную и конфиденциальную форму примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым) – медиацию. Следует отметить, что постановлением Совета Министров РБ от 24.10.2016 № 860 утвержден Межведомственный план по реализации рекомендаций, принятых Республикой Беларусь по итогам прохождения второго цикла Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека, и рекомендаций, адресованных стране договорными органами по правам человека, на 2016 – 2019 годы. Относительно медиации в уголовном процессе указано, что до 2018 года в РБ будет лишь далее изучаться вопрос о введении процедуры досудебного примирения (медиации) в уголовный процесс. То есть, несмотря на необходимость такой процедуры в уголовном процессе, вопрос о ее введении в уголовное судопроизводство пока не стоит.

С целью совершенствования борьбы с молодежной преступностью, в том числе с наркоманией в работе предлагается создать Государственную службу пробации, а также территориальные органы пробации, находящиеся в ведении Министерства юстиции.

К исключительной компетенции органов пробации целесообразно отнести следующие функции:

сбор данных о личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания;

организация и проведение примирительных процедур;

оказание помощи суду при выборе оптимального вида наказания или иной меры уголовной ответственности;

представление доклада судье о целесообразности назначения конкретному подростку наказаний, не связанных с лишением свободы (иных мер уголовной ответственности), и отдачи его под надзор службы пробации;

разработка и осуществление мероприятий по оказанию необходимой помощи и консультированию несовершеннолетних осужденных по правовым вопросам.

При расследовании и рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетних существует ряд проблем, которые «Наш Дом» предлагает устранить:

— отсутствует особая специализация судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних. В настоящее время в РБ уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривает коллегия в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей. Особая специализация судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, имеющих подготовку не только по вопросам права, но и педагогики, психологии, социологии, отсутствует. Народные заседатели, привлекаемые на такие дела, не имеют специальной профессиональной компетентности;

— конфиденциальность судебного разбирательства по делам несовершеннолетних не безусловна и не распространяется на провозглашение приговора. Решение вопроса о проведении закрытого судебного заседания относится к дискреционным полномочиям суда, к его усмотрению, и используется, как правило, чтобы скрыть злоупотребления и нарушения прав ребенка государственными органами;

— есть случаи привлечения к участию в оперативно-розыскных мероприятиях несовершеннолетних лиц без ведома законных представителей, при этом не была исключена возможность участия в этом ОРМ взрослого.

Пример: При ведении уголовного процесса в отношении несовершеннолетнего Г. Короткевича (Могилев) были нарушены права и иных несовершеннолетних. В частности, в качестве подставного покупателя был вовлечен несовершеннолетний, проходивший по уголовному делу под псевдонимом «Белов». Участие в проводимых оперативных мероприятиях именно несовершеннолетнего лица не было обязательным. Родители несовершеннолетнего «Белова» в известность об участии его в ОРМ не ставились.

— не предусмотрено обязательное участие в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Между тем, непосредственное присутствие в судебном заседании представителей вышеуказанных учреждений способствовало бы не только более полному выяснению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, но и уяснению возможных недостатков в воспитательной или исправительной работе соответствующих органов и учреждений;

— на стадиях производства по делам в отношении несовершеннолетних не предусмотрено обязательное взаимодействие органов уголовного преследования с социальными службами, что препятствует использованию педагогических, психологических и социологических знаний при изучении личности несовершеннолетнего при применении к нему мер уголовно-правового воздействия. На практике установление обстоятельств в отношении личности несовершеннолетнего ограничивается лишь получением справки о том, состоит ли подросток на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, характеристики с места учебы (работы) подростка, а также проведением опроса соседей. В итоге судья, рассматривающий дело, не обладает необходимым объемом информации о личности обвиняемого, что приводит к односторонности и неполноте проведения судебного следствия.

Система профилактики правонарушаемости и преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь находится на крайне низком уровне. Система государственных органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, является многоуровневой и сложной. Функции и задачи отдельных звеньев часто дублируются, нормы, регулирующие права несовершеннолетних, гарантии их соблюдения, а также эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, их безнадзорности и беспризорности содержатся в различных в кодексах и иных законодательных актах РБ.

В Беларуси все еще фактически функционирует частично обновленная советская предупредительно-наказательная модель системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Это значит, что преобладает ориентация на наказание, превентивный контроль и индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями при недостаточном внимании к мерам ранней социальной профилактики, социальной адаптации и ресоциализации, восстановительного ювенального правосудия.

 

Проблемы совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних в Республики Беларусь кроются и в системе исполнения наказания. Следует уходить от практики назначения несовершеннолетним больших сроков лишения свободы и для этого должна быть использована любая возможность.

После ратификации Конвенции Республикой Беларусь предпринято множество шагов по приведению национального законодательства в соответствие с нею. Были приняты значимые меры по вопросам обеспечения прав детей: значительно усилена система социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, определен и законодательно обеспечен приоритет семейных форм их воспитания, сопровождающийся государственным финансированием удерживания  таких детей в семейных формах воспитания. Сделаны определенные шаги на законодательном уровне по трансформации интернатной системы, развития превентивных услуг для семей с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, улучшение межведомственного взаимодействия субъектов социальной работы с семьями с детьми.

Большинство статей Конвенции о правах ребенка имеют соответствующее отражение в национальном законодательстве, однако практика их применения остается формальной или не соответствует обязательствам государства по Конвенции. Поэтому, несмотря на приложенные усилия органами власти и общественными организациями, не все положения Конвенции реализуются в Республике Беларусь.

Для решения актуальных проблем в сфере прав детей в Республике Беларусь предлагаются следующие рекомендации для имплементации Конвенции в Уголовный и Уголовно-Процессуальный Кодекс в Республике Беларусь:

Относительно ст.9 Конвенции по правам ребенка:

  • Ввести уголовную ответственность в отношении должностных лиц за безосновательное изъятие детей из семьи (в том числе для прекращения произвола при принятии решений об изъятии детей из семей уточнить в законодательстве понятие «ненадлежащее выполнение родителями обязанности по воспитанию и содержанию детей»).
  • Законодательно закрепить и регламентировать на подзаконном уровне совместное проживание матери и ребенка в условиях учреждений уголовно исполнительной системы.

Относительно ст.20 Конвенции:

  • Предусмотреть уголовную ответственность должностных лиц за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.

Относительно ст.37, 40 Конвенции:

  • Совершенствовать осуществление правосудия в отношении детей:

— создать специализированные коллегии для рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних;

— конкретизировать перечень «условий жизни и воспитания», подлежащих установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних;

— запретить вовлечение в оперативно-розыскную деятельность несовершеннолетних и предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в ОРМ;

— ужесточить наказание и уголовную ответственность следственных органов за массовые нарушения прав детей на досудебных стадиях, необоснованное применение самой суровой меры пресечения (заключение под стражу), за пытки, физическое и психологическое насилие, а также на то, что часто доказательства вины несовершеннолетнего добываются незаконно и с нарушением белорусского законодательства;

ввести уголовную ответственность для следственных и иных органов за неоказание медицинской, психологической и иной помощи, в том числе при суицидах несовершеннолетних в местах заключения.

  • Закрепить в Уголовном кодексе РБ и на практике пробацию в качестве меры наказания лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также добровольную и конфиденциальную форму примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым) – медиацию.

Относительно ст.19, 37а:

Разработать действенные меры, в том числе уголовную ответственность, которые направленные на предотвращение всех форм насилия над несовершеннолетними, в том числе и семейного насилия, применения непедагогических мер воспитания, пыток несовершеннолетних сотрудниками милиции.

[1] «Хуже только в Албании». Беларусь в лидерах в Европе по количеству детей в местах лишения свободы, сообщение СМИ: http://news.tut.by/society/502530.html/  Дата доступа:  02.08.2016