Активистки, независимые журналистки, правозащитницы появились в нашей стране гораздо раньше выборов 2020 года. Но так получалось, что большая часть беларусов о них не слышала или слышала мало. А между тем, женщин избивали в СИЗО и ИВС, штрафовали на огромные суммы, допрашивали, им угрожали психбольницей и даже более страшными вещами. «Наш Дом» постоянно поддерживал беларусок, которые оказались в немилости у узурпатора и местных властей и из-за этого пострадали. Сегодня мы расскажем, как мы помогали активисткам, пострадавшим от действий государства.
Еще много лет назад активных женщин по надуманным предлогам штрафовали, чтобы отомстить за их деятельность не в поддержку беларусской власти. В 2011 году Минский областной суд рассмотрел жалобу активистки Зинаиды Тимошек на решение суда Слуцкого района. Зинаиду Вячеславовну оштрафовали за действия, которые она не совершала. Ее обвинили в установке 1 октября 2011 года именных лопат для депутатов на городском кладбище. Вот только никаких лопат Зинаида Тимошек не устанавливала. Лопаты послужили лишь поводом для того, чтобы отомстить активной пенсионерке. Причиной штрафа стала ее гражданская позиция. «Наш Дом» следил за ходом суда над Зинаидой Тимошек.
В июле 2012 года в Витебске задержали активистку «Нашего Дома» Янину Лесневскую. Ее обвинили в распространении произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Так милиционеры назвали детские сказки «Мой папа милиционер. Что он делает на работе?» В доме у Янины был проведен обыск, ее увезли в отделение милиции. В кабинет, где она находилась с правоохранителями, не допустили правозащитника Валерия Щукина. Ольга Карач поддержала Янину Лесневскую: «Мне не понятно, почему Яну задерживали — при том, что у нее с собой не было ни одной раскраски и, кстати, никогда Яна ни раскраски, ни какие-либо другие материалы не распространяла. Я понимаю, что милиции не нравится, что мы им постоянно напоминаем об их ужасном отношении к женщинам-правозащитницам, политикам и журналисткам. Задержание Яны еще раз доказывает, что в Беларуси очень большие проблемы с милицейским насилием по отношению к женщинам и эта проблема требует очень серьезного внимания, как внутри страны, так и за ее пределами».
В 2013 году в Минске была задержана активистка «Нашего Дома» Наталья Леонова. Сотрудники Фрунзенского РОВД арестовали ее при распространении газеты «Наш Дом». После задержания она около двух часов провела в милиции, где ее пытались запугивать, угрожали СИЗО КГБ, тюрьмой и вшами. Однако Наталью освободили даже без составления протокола, ограничившись требованием написать объяснительную. О репрессиях в отношении Натальи мы рассказали на нашем сайте.
Нередки случаи, когда за активную деятельность женщина расплачивалась длительным заключением, психиатрической больницей, разлукой с родными. В 2016 году активистка «Нашего Дома» Олеся Садовская из Молодечно попала в следственную тюрьму №8 в Жодино из-за беспредела милиционеров своего города. Несколько месяцев она провела в душной камере на твердых стеллажах для сна, с невозможностью нормально поесть и помыться. А главное – она не видела свою маленькую дочь Катю. Ей пришлось побывать в РНПЦ психического здоровья на проведении психиатрической экспертизы – хотя оснований для этого не было никаких. Мы поддерживали Олесю в суде, помогали ей информационно, держали с ней связь во время заключения, проводили акции солидарности с ней. Такая акция прошла 6 апреля 2016 года – на ней для Олеси были собраны средства, книги и вещи, которые впоследствии мы передали в тюрьму.
С 2017 года МЦГИ «Наш Дом» помогает активистке из Славгорода Анжелике Калатозишвили. Женщина получила инвалидность из-за врачебной ошибки. Подозревая рак, врачи удалили ей здоровые органы, затем у нее отказали ноги, а затем из-за неправильного лечения и вовсе разрушились кости, и она пересела в инвалидную коляску. Ни СК, ни Минздрав ничего не сделали в отношении врачей, допустивших ошибку. Когда Анжелика предала свою историю огласке, ее начали преследовать, медработники подали на нее заявление за разглашение врачебной тайны. В июле 2018 года ее мужа, гражданина Грузии, задержали по статье 328 УК – а он был единственным человеком, который мог ей помогать в быту. В 2019 году его выслали на родину. МЦГИ «Наш Дом» привлек внимание европейских политиков к проблеме. Депутат Европарламента от Лейбористской партии Великобритании Джули Уорд подготовила обращение к Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини о ситуации с Анжеликой. Также активисты «Нашего Дома» побывали в общежитии, где она жила, – спустя буквально пару месяцев после визита активистов в общежитии начался ремонт.
1 сентября 2017 года в Борисове была задержана активистка Наталья Горячко-Басалыга. Она привезла передачу для сына, который служит в армии. В лесу, через который шла к части Наталья, её задержали без объяснения причин российские военные, находящиеся на учениях «Запад-2017». Женщина начала фотографировать их. Когда на помощь приехали беларусские военные, за соотечественницу они не заступились. Женщину доставили в Борисовское РУВД без объяснения причин. 4 сентября 2017 года Наталью судили за «мелкое хулиганство». Активисты МЦГИ «Наш Дом» предположили, что сложившаяся ситуация возникла из-за известности Натальи как гражданской активистки и независимой наблюдательницы на выборах президента в 2015 году.
В Беларуси многодетные женщины, имеющие ордена и награды, априори должны поддерживать власть. А если этого не случается, дам ждут репрессии — даже несмотря на несовершеннолетних детей и почетный статус. В 2017 году под каток репрессий попала Галина Лазарева, многодетная мать из Бобруйска. 7 октября, во Всемирный День действий за достойный труд, она приняла участие в пикете и за это была задержана по статье 23.34 КоАП (нарушение порядка проведения массовых мероприятий). Милиция пришла в детскую больницу, где она находилась с малолетним ребенком. Во время ведения административного процесса больной ребенок Галины находился вместе с ней.
Звание депутата также не защитит от репрессий. Предполагается, что депутат в нашей стране должен только кивать в ответ на все предложения власти. А если он пытается облегчить жизнь своих избирателей, то рискует оказаться в неволе или даже в сырой земле. Зимой 2018 года мы поддержали депутата из Калинковичского района, Розу Стрельченко. Женщина боролась против закрытия школы в агрогородке Капличи, подготовила проект по ее восстановлению. Однако планам не суждено было сбыться – за свою деятельность Роза начала получать угрозы, а позже – запугивания психбольницей. Отметим, что активистка имеет третью группу инвалидности в связи с диспластическим коксартрозом тазобедренного сустава. После операции она перемещалась с палочкой. Такая же история произошла с кандидаткой в депутаты из Новогрудка Татьяной Войтович, которую сотрудники милиции насильно увезли в психбольницу. «Наш Дом» поддерживал активную женщину на судебных заседаниях.
В 2018 году мы побывали в суде над активистками из Бобруйска, Галиной Смирновой и Таисией Кабанчук. Женщины были задержаны в разное время накануне празднования столетия БНР. По версии «правоохранителей», они перешли дорогу в неположенном месте и «не подчинились законным требованиям должностных лиц». Протоколы по части ГАИ ранее были рассмотрены, обе женщины получили взыскания в виде штрафов. Галину Смирнову задержали возле подъезда поздно вечером 23 марта 2018 года – она провела в изоляторе временного содержания не менее трех суток. Таисия Кабанчук, по мнению милиции, сопротивлялась при задержании – но на суде она рассказала, что ей пригрозили применением физической силы и схватили за руки. Галине Смирновой назначили штраф в 49 рублей, Таисию Кабанчук оштрафовали на 73 рубля 50 копеек.
В 2018 году мы поддержали гражданскую активистку Галину Логацкую, которая провела три недели в психиатрическом отделении РНПЦ психического здоровья. Галина не раз подвергалась административным арестам за участие в акциях протеста. Зимой того же года к ней пришли судебные исполнители, чтобы описать имущество. Пытаясь их вразумить, Галина сказала, что выбросится из окна, если беззаконие не прекратится. Активистке даже не стали препятствовать, но у нее не было в мыслях осуществлять суицид. А вот записка с обещанием покончить с собой попала в руки врачей скорой помощи, которые приехали к Галине изменить давление. Доктора и вызвали психиатрическую бригаду, которые скрутили женщину и увезли в психиатрическую больницу. Здесь она оказалась в наблюдательной палате на 16 человек, ей принудительно делали уколы. Ей был выставлен диагноз – биполярное аффективное расстройство.
Преследования женщин в Беларуси мы объединяли в мониторинги, которыми делились с международными организациями и политиками из других стран. Летом 2018 года на нашем сайте вышел мониторинг о репрессиях в отношении женщин. Мы рассказали о задержании правозащитниц Анны Саханковой, Татьяны Самниковой-Мастыкиной, Анисии Козлюк, Елены Богдан, которые осуществляли наблюдение за проведением мирной акции в рамках гражданской инициативы #ControlBY. При подготовке мониторинга мы сотрудничали с Мариной Адамович, активисткой и женой политика Николая Статкевича. Она сообщила о репрессиях в отношении Нины Багинской, Елены Толстой, Нины Филипповой и Тамары Зайцевой. Также мы упомянули о задержании журналистки Екатерины Андреевой за освещение событий, связанных с рестораном «Поедем поедим» возле урочища Куропаты.
В 2019 году «Наш Дом» провел мониторинг преследований женщин. Мы зафиксировали данные о как минимум 55 активистках, столкнувшихся с репрессиями. Среди них были активистки, журналистки, депутатки и правозащитница. В мониторинг мы включили случай активистки Гулик Махнадзе, разоблачавшей ненастоящих нищих и задержанной милиционерами на три дня. Также мы рассказали о Екатерине Басаргиной, активистке кампании против строительства аккумуляторного завода в Бресте – ее вызвали в милицию как свидетельницу и задержали. Мы описали ход репрессий в отношении журналисток Ольги Чайчиц, Ирины Счастной и Марины Золотовой. Еще часть мониторинга мы посвятили правозащитницам: Анжелике Калатозишвили, Ирине Кравец, Марфе Рабковой.
В том же году мы побывали на нескольких судах над активистками. Представительницу анархистского движения Анастасию Гусеву судили за участие в мирной акции протеста во время избирательной кампании-2019. Активистка «Европейской Беларуси», режиссёрка Ольга Николайчик оказалась на скамье подсудимых также за участие в мирной акции протеста во время избирательной кампании-2019. Гомельская активистка Наталья Якимова выиграла суд по возврату денег за уплаченную госпошлину.
После выборов 2020 года мы усилили поддержку активисток, которые борются с режимом Лукашенко. 6 октября 2020 года Ольга Карач выступила на международной конференции «Женщины в авангарде перемен через участие в политической жизни и мирные протесты в странах Европы и Центральной Азии» с участием представителей ООН и общественных активисток из разных стран мира. Ольга рассказала о ситуации с правами женщин в Беларуси и о репрессиях в отношении активисток. «Женщины в Беларуси сегодня стали лицом мирной борьбы с беззаконием и насилием власти над людьми только потому, что иначе нельзя, иначе не могут. И сегодня важно встречаться, размышлять и делиться опытом. Важно задаваться вопросами, анализировать текущую ситуацию, чтобы в дальнейшем предпринимать верные шаги в решении той или иной проблемы», – отметила Ольга Карач.
В марте 2021 года на нашем сайте вышло интервью с Кристиной Кашицкой – женщине пришлось уехать из Беларуси, опасаясь репрессий. На выборах Кристина была независимым наблюдателем, и после этого ей стали поступать угрозы от директора школы, в которой учились двое ее детей. А 23 октября 2020 года утром ее просто забрали из дома за фотографию с Марией Колесниковой. Силовики незаконно вломились в ее квартиру, пытались вскрыть замок в туалете, где она спряталась от милиции. В РОВД Кристина столкнулась с унижениями, оскорблениями, угрозами подбросить наркотики. Кристина спешно выехала в Литву – здесь ее поддержали общественное объединение «Дапамога» и МЦГИ «Наш Дом».
С февраля этого года мы сделали интервью с шестью репрессированными беларусскими актрисами из Гродно, которые приехали в Литву по программе МЦГИ «Наш Дом». Валентина Харитонова была задержана на акции протеста в Гродно вместе с мужем Сергеем Куриленко. Мария Мелешко написала заявление о присоединении к национальной забастовке и была уволена из театра. Наталья Леонова в знак солидарности с задержанными коллегами остановила спектакль. Нателла Белугина также была уволена после того как не стала поддерживать насилие и фальсификации. Уволили и актрис Анастасию Мучко и Веронику Минич. В Литве благодаря МЦГИ «Наш Дом» они получили защиту и смогли заняться делом всей жизни — продолжить выступления в театре.
31 марта 2021 года своей историей с нами поделилась активистка Елена Сергиенко. 25 марта 2021 года она вывесила на своём доме протестный флаг. Вскоре приехала милиция – Елену доставили в РОВД. Дома у нее провели обыск, из-за волнений у нее случился гипертонический криз, и она попала в больницу. Мы поддержали Елену перед судебным заседанием с ней.
1 мая 2021 года мы опубликовали интервью с педагогом Светланой Якубович. 23 октября 2020 года ее вызвали на профилактическую беседу в милицию, где допрашивали в течение трех часов. Затем такие беседы стали регулярными и длились до 12 часов без возможности поесть, попить и сходить в туалет. Светлану шантажировали, давили на нее психологически, угрожали. За размещение в Telegram фото с бело-красно-белым флагом ее посадили на 15 суток. После отбывания наказания ее уволили из дошкольного учреждения, где она работала. В трудную минуту рядом со Светланой оказался «Наш Дом».
Мы продолжаем следить за ситуацией с репрессиями женщин в нашей стране. На нашем сайте можно прочитать материалы о том, как нарушаются права беларусок в колонии №4, о том, через что проходят те, кто осмелился пойти против режима Лукашенко, о том, как и за что наказывают наших дам. Вместо того чтобы работать в любимой сфере, заниматься творчеством и спортом, растить детей, наши женщины должны защищать свою страну от нелегитимного узурпатора, сидеть в тюрьмах, слушать невыносимые приговоры, тяжело работать в исправительных учреждениях, переносить разлуку с мужьями и детьми. Мы надеемся, что с поддержкой «Нашего Дома» беларускам будет чуточку легче проходить через эти испытания. И, конечно же, мы стараемся на благо нашей общей победы.