Студентки, журналистки, руководительницы, волонтерки, правозащитницы, просто неравнодушные, которые в определенный момент не прошли мимо и попали под жернова репрессий. Власти не удалось сломить их, даже упрятав за решетку. Ниже – наш рассказ о тех, кто встретил Международный женский день в кругу сокамерниц в статусе политзаключенной или без него.

Светлана Купреева

11 июня была арестована координатор инициативной группы Виктора Бабарико Светлана Купреева. У нее дома провели обыск, а ее саму доставили в СИЗО КГБ. Передать ей вещи близкие смогли только через четыре дня после ее задержания. Светлане предъявлено обвинение по статье 243 УК (уклонение от уплаты налогов). С октября 2020 года никаких следственных действий по ее делу не ведется.

Татьяна Каневская

6 августа задержали гомельчанку Татьяну Каневскую, активистку движения «Матери 328», доверенное лицо Светланы Тихановской. Татьяна была аккредитована как наблюдательница на избирательном участке №8 в Гомеле, но к наблюдению в основной день голосования не смогла приступить. Ей предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 293 Уголовного кодекса – «Участие в массовых беспорядках».

10 августа в Пинске была схвачена 44-летняя Елена Мовшук – основанием для ареста стало видео, где женщина, похожая на Елену, замахивается на силовиков. Четыре дня муж не мог найти ее и узнать о ее состоянии. Позже с ним связалась сокамерница жены и рассказала, что Елена находится в камере «голая, босая, избитая». У женщины – двое несовершеннолетних детей, одного ребенка – 10-летнюю Ангелину – забрали в социальный приют, так как муж Елены приходится ей отчимом. Политзаключенную в СИЗО поставили на учет как «склонную к захвату администрации с захватом заложников и проявлению агрессии». Елене предъявлено обвинение по статье 293 УК.

Наталья Раентова

29 августа на марше протеста задержали Наталью Раентову, которая укусила за бедро сотрудника ОМОН. Суд по ее делу состоялся 25 февраля – ей предъявили обвинение по статье 364 УК (насилие в отношении сотрудника милиции) и приговорили к 8 месяцам лишения свободы. Кроме этого, она должна будет выплатить пострадавшему ОМОНовцу 2 тысячи рублей.

Антонина Коновалова

6 сентября на марше протеста была задержана Антонина Коновалова, доверенное лицо Светланы Тихановской. Ей предъявили обвинение по статье 23.34 КоАП и оштрафовали на 40 базовых величин, однако после вынесения приговора перезадержали в рамках уголовного дела по статье 293 УК (участие в массовых беспорядках).

Мария Колесникова

7 сентября неизвестные похитили Марию Колесникову, члена президиума Координационного совета, руководителя избирательного штаба Виктора Бабарико. Позже власти пытались вывезти ее в Украину, но Мария порвала паспорт и выпрыгнула из машины. Марии Колесниковой предъявлено обвинение по статье 361 УК (призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь) и статье 357 УК (заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем). Мария обращалась в Следственный Комитет с заявлением о пытках и угрозах вывезти ее из страны живой или по частям. Однако уголовное дело так и не было возбуждено.

Марфа Рабкова

17 сентября около своего дома задержали Марфу Рабкову, координатора волонтеров правозащитного центра «Вясна». В ее квартире был проведен обыск, изъята техника, личные деньги и вещи. Ей предъявили обвинение по части 3 статьи 293 УК (обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, либо финансирование такой деятельности). 11 февраля Марфе озвучили новые обвинения: по части 3 статьи 130 УК (разжигание социальной вражды к власти группой невыясненных лиц) и части 2 статьи 285 УК (участие в преступной организации). Марфе угрожает до 12 лет колонии.

Наталья Херше

19 сентября на марше протеста была задержана гражданка Швейцарии Наталья Херше, сорвавшая балаклаву с ОМОНовца. Ей предъявили обвинение по статье 23.34 КоАП, а следом – по статье 363 УК (сопротивление сотруднику милиции). 3 декабря прошел суд, на котором Наталью приговорили к 2,5 годам лишения свободы. Дважды во время пребывания в СИЗО Наталья объявляла голодовку.

Анна Сунгурова

25 сентября была арестована волонтер Анна Сунгурова. К ней приехали с обыском, изъяли два компьютера и телефон, а затем увезли в Следственный комитет. Ее мама узнала о задержании дочери только из дела по массовым беспорядкам от следователя. У Анны остались двое несовершеннолетних детей, которые живут с бабушкой. Из-за этого их хотят забрать из семьи. Анне предъявлено обвинение по части 2 статьи 293 УК (участие в массовых беспорядках).

Мария Сафонова

7 октября задержали 21-летнюю Марию Сафонову, которая краской написала на стене технического помещения, а также на урнах мусора и на асфальте «Жыве Беларусь!» и нарисовала бело-красно-белый флаг. 12 ноября состоялся суд, Марии предъявили обвинение по статье 341 УК (осквернение сооружений и порча имущества) и вынесли приговор – два месяца ареста.

Ольга Класковская

14 октября в Минске задержали бывшую журналистку газеты «Народная Воля» Ольгу Класковскую, которую обвинили в перекрытии движения транспорта на перекрестке проспекта Рокоссовского и улицы Плеханова. Ольге предъявлено обвинение по статьям 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) и 339 (хулиганство) УК. Она приговорена к двум годам колонии.

Виктория Миронцева

15 октября была задержана в рамках уголовного дела по части 1 статьи 342 Уголовного кодекса (активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок) Виктория Миронцева. Поводом стало видео с протестов 10 августа, на котором она попала в кадр вместе с сестрой Анастасией Миронцевой, студенткой БГАИ.

Анастасия Миронцева

Анастасия Миронцева попала под стражу на следующий день, 16 октября. Третья сестра Александра, которая была с ними в тот день на протестах, уехала из страны. Она рассказала, что еще в августе сестры провели сутки в РОВД, долго стояли на коленях на асфальте и за все это время их ни разу не кормили.

Александра Потрясаева

16 октября задержали 21-летнюю Александру Потрясаеву, которая в ночь с 10 на 11 августа оказывала медицинскую помощь раненым в городе и попала под обстрел. Три дня девушка находилась в изоляторе на Окрестина, где пережила избиения, унижения, оскорбления, ее угрожали изнасиловать. Ее заставляли раздеваться, вставать на растяжку и при этом без остановки избивали, причем избиением занималась женщина. Отметим, что Александра – сирота, воспитывалась в УПК. После пребывания на Окрестина у нее были травмированы связки. Сейчас ей предъявлено обвинение по статье 293 УК.

Юлия Кашеверова

20 октября под стражу попала медсестра из Витебска Юлия Кашеверова. Во время мирной акции протеста она сорвала маску с ОМОНовца и ударила ногой по милицейскому бусу. 23 февраля ей присудили 1 год и 6 месяцев колонии общего режима по статье 339 часть 1 (хулиганство).

23 октября была задержана бывшая сотрудница таможни Мария Нестерова – женщину забрали с лестничной площадки возле ее квартиры, после чего ее увезли на допрос. Мария была независимой наблюдательницей на избирательном участке №4 в СШ №183 в Минске. В СИЗО №1 ей предъявили обвинение по части 2 статьи 293 УК – участие в массовых беспорядках.

Анна Вишняк

28 октября арестовали волонтера Telegram-канала «Водители 97%» Анну Вишняк. Во время и после акций протеста девушка помогала развозить воду по городу. Анне предъявлено обвинение по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Администратора этого же канала Викторию Кульша задержали 4 ноября. Ей также предъявлено обвинение по статье 342 УК.

12 ноября, в день ареста студенческих активистов из «Ассоциации беларусских студентов», были задержаны студентки Анастасия Булыбенко, Ксения Сыромолот, Яна Оробейко, Кася Будько, Мария Каленик, Виктория Гранковская. В тот же день арестовали представителя Светланы Тихановской по делам молодежи и студентов Алану Гебремариам и преподавательницу БГУИР Ольгу Филатченкову. Всем задержанным предъявлено обвинение по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).

Екатерина Андреева (справа) и Дарья Чульцова

15 ноября во время воскресной акции протеста, посвященной памяти Романа Бондаренко, были задержаны журналистки Екатерина Андреева и Дарья Чульцова, освещавшие акцию. Девушки проводили прямой эфир с места жестокого разгона силовиками демонстрантов на «площади Перемен». Им предъявили обвинение по статье 342 УК. 18 февраля девушек приговорили к двум годам лишения свободы.

Ирина Счастная

18 ноября под стражу взяли активистку, администратора Telegram-канала «Мая краіна Беларусь» Ирину Счастную. Для этого сотрудники СК переоделись в форму работников ЖЭК. Когда мать Ирины заходила в подъезд дома, они спросили у нее, есть ли в квартире горячая вода. Люди зашли с ней в подъезд и жестоко оттолкнули женщину. В квартире Ирины был проведен обыск, изъяты ноутбук, телефон, деньги. Ирине предъявлено обвинение по статье 293 УК (участие в массовых беспорядках).

Екатерина Борисевич

19 ноября была арестована журналистка TUT.BY Екатерина Борисевич. Ее обвинили в раскрытии медицинской тайны касаемо смерти Романа Бондаренко (статья 178 УК). Она привела в статье слова врача об отсутствии в крови Романа алкоголя, что противоречило заявлениям представителей властей. Екатерину приговорили к 6 месяцам лишения свободы.

23 и 24 ноября в Могилевском районе прошел перфоманс – жители областного центра сделали шесть ростовых кукол «с циничными надписями и изображениями высших должностных лиц, разместили их на путепроводах вблизи деревень Вильчицы и Любуж». Фото кукол появились в интернете. В связи с этим 24 ноября по подозрению в хулиганстве (статья 339 УК) была задержана могилевчанка Ольга Климкова – у нее в машине нашли более 800 экземпляров незарегистрированной газеты «Могилевские вести». 16 января стало известно, что Ольгу обвиняют в оскорблении президента (статья 368 УК).

Татьяна Екельчик

26 ноября задержали студентку механико-математического факультета БГУ Татьяну Екельчик. Она проходит подозреваемой по «делу студентов», фигурантов которого задержали 12 ноября. Татьяне предъявлено обвинение по статье 342 УК.

София Малашевич

30 ноября арестовали 18-летнюю Софию Малашевич. 6 сентября София участвовала в акции протеста и рисовала баллончиком с краской на поверхности щитов специальных средств заграждения. Тогда ее задержали, но потом отпустили. А 30 ноября взяли под стражу снова – на этот раз по обвинению по статьям 342 УК и 339 УК. Также ее обвинили в оскорблении президента (статья 368 УК) – на одну из цепей солидарности она вышла с нецензурным плакатом. Ее приговорили к двум годам колонии.

22 декабря по делу «Пресс-клуба» были задержаны его основатель Юлия Слуцкая, программный директор Алла Шарко и автор проекта альтернативного телевидения, который развивался при Академии Пресс-клуба, Ксения Луцкина. Им предъявили обвинение по статье 243 (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). Все женщины находятся в СИЗО №1.

27 декабря задержали мать двух несовершеннолетних детей Анастасию Никитину – она разбросала саморезы возле прокуратуры Минска. При задержании женщину положили на землю, надели наручники, а потом в бусе избили. Ее долго не кормили – а у нее диабет, из-за этого упал сахар, но в медицинской помощи ей было отказано. Анастасии предъявили обвинение по статьям 339 ч. 2 (злостное хулиганство) и 14 УК (покушение на совершение преступления) и приговорили к 1 году и 1 месяцу лишения свободы.

Полина Шарендо-Панасюк

3 января в Бресте была задержана местная активистка «Европейской Беларуси» Полина Шарендо-Панасюк. На нее заведено уголовное дело по статье 364 УК (насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренний дел). 29 декабря задержали ее мужа, который провел в СИЗО 6 суток.

Ирина Злобина

12 января сотрудники МВД арестовали Ирину Злобину, девушку медиаменеджера Андрея Александрова, которых заподозрили в финансировании протестной деятельности. Согласно обвинениям, Александров и Злобина с августа 2020 года занимались финансированием лиц, принимавших участие в протестах в Минске, в том числе путем оплаты штрафов и возмещением средств на содержание в ЦИП и ИВС. Александров оплатил 250 штрафов с 22 августа по 9 ноября. Ему и Злобиной предъявлено обвинение по статье 342 УК.

Ольга Калацкая

15 января задержали переводчицу Ольгу Калацкую. Следствие пояснило, что она проходит по уголовному делу по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). На попечении у Ольги находится 89-летняя мама. Ранее женщина появилась в телесюжете сотрудника СТВ Григория Азаренка, где во время одного из протестных маршей бурно ругалась с ним.

21 января была задержана активистка из Речицы, волонтер Гомельского отделения правозащитного центра «Вясна» Татьяна Ласица. Ей предъявлено обвинение по статье 342 УК.

Анастасия Перевощикова

8 февраля была арестована на 105 суток Анастасия Перевощикова, активистка из Гомеля. До этого ее не менее семи раз судили по статье 23.34. Девушку обвиняют в участии не менее чем в 10 мирных акциях протеста и разработке флага Новобелицкого района Гомеля.

10 февраля задержали волонтера Киру Бояренко. На нее завели уголовное дело по статье 342 УК (организация либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок). Кира находится в СИЗО №1 в Минске.

15 февраля КГБ внес 17 беларусов в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности. Среди них – женщины Ирина Мельхер, Ирина Горячкина, Любовь Резанович, Ольга Майорова, а также пенсионерка Галина Дербыш. 10 марта глава КГБ Иван Тертель на докладе у Лукашенко рассказал, что в Беларусь из Украины везли оружие для проведения терактов и дестабилизации обстановки, и к этому были причастны пять женщин и 12 мужчин. Их подозревают по статье 289 УК (акт терроризма).

Виталия Бондаренко

1 марта была взята под стражу 18-летняя Виталия Бондаренко, фигурантка дела о массовых беспорядках в Бресте 10 августа. 27 февраля Виталия вернулась из-за границы, когда ее уголовное преследование прекратилось. Однако уже через два дня ее поместили в СИЗО №7. Виталии предъявлено обвинение по статье 293 УК (участие в массовых беспорядках).

Ольга Глушень

4 марта была задержана брестчанка Ольга Глушень, фигурантка «дела о хороводе» 13 сентября в Бресте. Ольга была подозреваемой и находилась на свободе, а 3 марта ее вызвали в Следственный комитет для ознакомления с делом. На следующий день ее вызвали еще раз и задержали. Ольге предъявлено обвинение по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).