Дискриминация женщин в Беларуси сохраняется даже в прогрессивном XXI веке. Например, зарплата беларусок меньше, список разрешенных профессий уже почти на две сотни позиций. А беларусское государство в открытую заявляет, что дамам не место в президентском кресле – хотя опыт Литвы, Словакии, Эстонии, Молдовы, Грузии показывает обратное. «Наш Дом» не раз поднимал вопросы неравенства мужчин и женщин в нашей стране. Сегодняшний обзор мы посвятили нашей работе против ущемления беларусок.

Тема прав женщин в Беларуси – одно из основных направлений деятельности «Нашего Дома» с момента основания организации. Мы не раз затрагивали проблему женщин-лидеров, вопросы гендерного неравенства, посещали мероприятия, посвященные неравноправию мужчин и дам. Так, 15 июня 2013 года в Витебске прошла встреча с гендерными экспертами и авторами ресурсного пакета «Гендерный ликбез». Дискуссия затронула вопрос не только дискриминации женщин, но и равенства людей с другой сексуальной ориентацией. В этой проблеме была отмечена роль российских каналов, где разговор о традиционных ценностях часто означает нетерпимость к иным людям и иным верам. На встрече побывал активист «Нашего Дома».

В 2015 году «Наш Дом» поднял тему женского лидерства в публичной сфере в Беларуси. Мы заговорили о женщине-кандидате в президенты. Яростные споры на эту тему были в топе обсуждений во всех медиа последние с 2013 по 2015 годы. В процессе своей деятельности наши активисты сделали несколько выводов. Так, например, после анализа ситуации мы поняли, что женщины-политика в Беларуси не существовало в публичной сфере, что бы она ни делала. Еще одно заключение – для формирования образа женщины в публичной сфере нужны провокации, которые вызывают эмоции. Травмирующий опыт предыдущих поколений привел к тому, что беларусы думают о том, что успешная женщина – это та, у которой есть муж и дети, которая не работает, а сиди дома. Причиной стала Вторая мировая война, которая привела к острой нехватке мужчин и тому, что несколько поколений женщины вынуждены были довольствоваться тем, что даже пьющий мужчина-абьюзер дома – это нормально, ведь хотя бы такой есть. Благодаря активной позиции в борьбе за права женщин «Наш Дом» получил площадку для озвучивания своих мыслей по экономической реформе Беларуси.

В 2016 году Ольга Карач выступила на 65-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В своей речи Ольга рассказала об «общественном» насилии над активистками: «Его применяют такие представители госструктур как милиция, чиновники, госслужащие и другие лица, находящиеся у власти. Насилие может менять формы от физического до психологического. Все эти действия нацелены на то, чтобы подчинять, дисциплинировать или наказывать женщин». Ольга Карач выделила четыре формы милицейского или государственного насилия: избиение и сексуальное насилие (либо угрозы насилия), принудительное лишение родительских прав за политический активизм, незаконное принудительное помещение в психиатрические лечебницы, доведение до самоубийства. Также она отметила гендерный разрыв при оплате труда: «Согласно национальной статистике, женщины получают в среднем 76,2% от заработной платы мужчин. В областях, где преобладают женщины (образование, здравоохрание, услуги) разрыв составляет около 16%. В тех, же областях, которые «контролируют» мужчины (строительство, производство, горное дело) — разрыв может достигать 30%».

Тема неравноправия мужчин и женщин в Беларуси постоянно поднималась на международных конференциях, в диалогах с международными организациями. Во многом благодаря МЦГИ «Наш Дом» иностранные политики и общественные деятели узнавали о гендерном неравенстве в нашей стране. В 2017 году «Наш Дом» предоставил отчет о правах женщин в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. По итогам работы было принято решение о дальнейшем мониторинге ситуации с правами женщин в стране. Особое внимание мы уделили проблеме общественного и государственного насилия в отношении социально и политически активных женщин. «Мы заинтересованы в ликвидации гендерного неравенства и социальной депривации по половому признаку в публичном пространстве. Для этого мы: 1) улучшаем и укрепляем положение активных женщин во всех сферах общественной и политической жизни Беларуси; 2) помогаем, поддерживаем и защищаем женщин в экстремальных ситуациях, ставших следствием их социальной активности. Обращая внимание на нарушения прав женщин, мы намерены содействовать социальной солидарности в целом и женской солидарности в частности, подотчетности властей и гендерной осведомленности среди граждан», – было отмечено в мониторинге.

16 ноября 2017 года представительницы «Нашего Дома» Ольга Карач и Юлия Горячко посетили Международную Гендерную конференцию «Женщины и Выборы». В ней участвовали и зарубежные гости: член Сейма Литвы, экс-министр обороны, Вице-Президент ПА НАТО Раса Юкнявичене, депутат Ригсдага, член Либеральной партии Швеции Биргитта Олссон, депутат Риксдага, член Социал-демократической партии Швеции Султан Кайхан, а также депутат местного совета от партии «Сила Людей» Ирина Славова. Во время мероприятия состоялись презентации Клубов женского лидерства, кампании «Женщины против фальсификаций» и кампании по наблюдению «Право выбора».

В декабре 2017 года «Наш Дом» совместно с Международным центром гендерных инициатив «Адлига: женщины за полное гражданство» и немецкой правозащитной организацией BSV провели круглый стол. На нем Ольга Карач подняла тему преследования активных женщин со стороны государства: «Женщины, с которыми мы работаем, очень разные. Но у всех есть одна общая черта – непокорность. Государство странно воспринимает слово «нет» от женщины. Достаточно выразить свое несогласие и начинается конфликт. Возникает ответная реакция с целью сломать, заставить смириться». Также Ольга Карач отметила, что женщины обращаются в «Наш Дом» на стадии, когда конфликт тяжело решить мирным путем. Именно поэтому в МЦГИ «Наш Дом» появилась сеть женщин-медиаторов, которые помогают в конфликтах. В феврале 2018 года итоги нашей работы обсудили в Европарламенте.

В 2018 году Центр по продвижению прав женщин «Её права» организовал дискуссию, в которой приняли активное участие и представители «Нашего Дома». Наши активисты рассказали о запрещенных для женщин профессиях, заострили внимание на том, что иногда тяжелая работа встречается и в типично женских профессиях – например, у поваров, где подавляющее большинство дам. Помимо этого, активисты подняли вопрос о нарушении гендерного равенства в сфере декретного отпуска по уходу за младенцем. Матери отпуск предоставляется без проблем. А вот от отца, чтобы уйти в оплачиваемый отпуск по уходу за рожденным ребенком, требуют кучу документов и справок.

В 2019 году МЦГИ «Наш Дом» принял участие в международной конференции общественных организаций и партий в рамках «Углубленного диалога». Речь на мероприятии зашла о гендерном неравенстве. В материале по итогам конференции правозащитник МЦГИ «Наш Дом» Валерий Щукин отметил, что в Беларуси дискриминация женщин заложена в Конституции. Например, в статье 32 Основного закона прописано: «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей». Таким образом, уже изначально признается существование неравноправия для дам.

Проблема гендерного неравенства никуда не ушла после выборов. Даже наоборот, это стало заметнее – многие репрессии против женщин мотивированы именно гендером. Поэтому борьбу за женские права мы продолжаем. 30 сентября 2020 года Ольга Карач стала участницей вебинара «Оказание помощи женщинам и девочкам, столкнувшимся с гендерным насилием в период кризиса: безопасность и психологическая устойчивость тех, кто оказывает помощь женщинам – вызовы, давление и стратегии». В дискуссии, организованной британской организацией VOICE, обсуждались вопросы оказания помощи женщинам и девочкам в России, Украине, Кыргызстане и Великобритании. Участники поговорили о работе с гендерным насилием, а также о безопасности помогающих команд и их психологического здоровья в период глобального кризиса COVID-19.

В марте 2021 года мы перезапустили кампанию 252+1, посвященную списку запрещенных для женщин профессий в Беларуси. История кампании началась в 2013 году – мы подготовили 252 иллюстрации профессий, на которых беларуски не могут работать. Об этом Ольга Карач рассказала в интервью изданию DW: «Само по себе существование такого списка абсурдно, потому что никто кроме самой женщины не вправе определять свою судьбу. Сохранение его означает, что власть пользуется представлениями прошлых веков о состоянии техники и промышленного производства. Наконец, в этом списке есть немало высокооплачиваемых профессий. То есть, государство лишает женщин еще и возможности хорошо зарабатывать. Мы запускаем в социальных сетях серию видеороликов, посвященных ограничению прав женщин и запрету на профессии. Готовим также онлайн-петицию с требованием к правительству Беларуси отменить «черный список», если мы строим демократическое правовое государство без дискриминации по признаку пола».

После выборов мы решили вернуться к этой кампании, тем более что за прошедшие годы количество запрещенных женщинам профессий уменьшилось, а подобные списки исчезли в соседних странах. Мы рассказали об основных изменениях в списке и уточнили, что работы, где беларускам нет места, еще остались. Также мы отметили, что в беларусском Министерстве труда и социальной защиты задумались над отменой списка, но в Национальном плане по гендерному равенству на 2021−2025 годы речь идет только о его сокращении. А между тем, список мешает уравниванию зарплат мужчин и женщин – а их разница в Беларуси доходит до 30 процентов в пользу сильного пола. А заветная «+1» говорит о том, что патриархальное нелегитимное государство по-прежнему считает, что во власти Беларуси нет места женщине. В еще одном материале мы рассказали о том, что беларускам недоступны некоторые специальности в вузах, а если даже они получат образование, то, вполне возможно, не смогут устроиться на работу по профессии.

16 апреля 2021 года Ольга Карач встретилась с Томасом Витаутасом Раскявичюсом, главой литовского парламентского комитета по правам человека. Она рассказала о гендерно-мотивированных репрессиях в отношении женщин в Беларуси. Это экономическое давление, наказание в виде неподъемным штрафов. Это угрозы отобрать детей и давление на членов семьи. Это помещение блогерок, журналисток, правозащитниц в специальные психиатрические учреждения. Отметим, что против мужчин подобные репрессии не применяются.

Узурпаторская власть очень неохотно вносит изменения в жизнь беларусок. Несмотря на то, что девушкам уже открылись некоторые запрещенные ранее специальности, жизнь их от этого легче не стала. В стране продолжаются гендерно-мотивированные репрессии, от которых страдают не только женщины, но и их дети. Девушки вынуждены работать в тяжелых условиях, но за меньшую зарплату, терпеть харассмент от начальников-мужчин. На них легче надавить и заставить проголосовать за нужного кандидата на выборах – ведь они думают о семье и детях. Все это ущемляет права женщин – и мы очень хотим, чтобы в Беларуси без Лукашенко такого отношения к детям не было.