Неравенство, пожалуй, самое точное слово для характеристики беларусов. Пока в одних районах страны зарабатывают по 700-800 долларов, в других выживают на 700 рублей. По данным на конец 2020 года, примерно 5 процентов (а это около полумиллиона) беларусов находятся за чертой бедности. Из них почти 1,5 процента жителей страны вынуждены существовать на менее чем 200 рублей (79 долларов) в месяц. 31 мая мир отмечает Всемирный день борьбы с неравенством, посвященный проблеме бедности. Рассказываем о том, как «Наш Дом» борется с нищетой беларусского народа.

Тему о бедности «Наш Дом» поднимал еще в 2015 году. Тогда команда организовала конференцию и панельную дискуссию «Подходы к измерению явления бедности в Беларуси и модернизация с сохранением социальной составляющей». В мероприятии поучаствовала Ольга Карач. Также слово взяли журналист Денис Лавникевич и эксперт в области государственного управления Инна Ромашевская.

Ольга Карач изложила основные финансовые проблемы Беларуси: невозможность трудоустроиться в провинции, сокращения, увольнение большого количества специалистов. На конференции Ольга Кара предложила пути решения данной проблемы: реиндустриализация в «поясе бедности», модернизация уже существующих предприятий, развитие малого бизнеса в бедных районах, пространственное разнесение органов государственного управления в масштабах всей страны, формирование независимого офшорного финансового центра.

В 2016 году «Наш Дом» предложил программу по преодолению нищеты в Беларуси, составленную с опорой на мнения экспертов и данные профильных министерств. В программе было сказано, что чаще всего за чертой бедности оказываются беларусы, которые добросовестно работают, но экономическая система страны не гарантирует, что усердный труд будет вознагражден. Причины тому – засилье чиновников и доминирование вертикали власти, негативное отношение к предпринимательству, отсутствие социальных лифтов, общая убыточность большинства промышленных предприятий (особенно в провинции) и всего сельского хозяйства. Затронуты и другие проблемы: нехватка кадров, устаревшее оборудование на предприятиях, низкие зарплаты и, как следствие, дефицит кадров.

В проекте директивы о стимулировании предпринимательской деятельности, которую разработало Министерство экономики, говорится: «Из 118 районов республики 115 являются дотационным, из них в 53 районах объем дотаций превышает 50% доходной части их бюджета. Такое положение дел свидетельствует о слабости региональной политики». В районах нет разработок показателей денежных доходов, валового продукта. Происходит отток молодежи и высококвалифицированных специалистов из маленьких городов, и в результате работать там остаются малоэффективные и малоинициативные, пенсионеры, алкоголики. Как результат – ухудшение социальной сферы, возникновение «поясов бедности», что особенно хорошо видно в Минской области. Самые высокие зарплаты здесь – в Минске и прилегающих к нему Минском, Смолевичском и Дзержинском районах. Однако словосочетание «пояс бедности» очень не нравится Лукашенко, поэтому такие разговоры никогда не поднимаются на совещаниях.

«Наш Дом» рассмотрел не только экономические и финансовые составляющие бедности, но и психологию беларусов. В условиях кризиса самые бедные из них крайне пассивны и предпочитают экономить и питаться продуктами с собственного участка, а не искать новую работу или начинать бизнес. Государство такой подход одобряет: населением, не требующим слишком многого, легче управлять. На госпредприятиях можно раздуть огромный штат, где верхи будут получать высокую зарплату, а низы – копейки и, соответственно, производить некачественную продукцию, которая не будет нужна на рынке. Получается замкнутый круг.

«Наш Дом» предложил несколько действий, которые помогут преодолеть бедность в Беларуси. Среди них – размещение новых предприятий в районах, расположенных в «поясе бедности», разворачивание там строительства (что создаст новые рабочие места) заимствование политики реиндустриализации у успешных предприятий. Также можно модернизировать предприятия с сохранением «социальной» составляющей, за которую так держатся многие беларусы, изменить подход к расчету пособия по безработице, развивать мелкий бизнес в бедных районах, создать там независимые офшорные центры.

В 2017 году Ольга Карач в авторской колонке на сайте рассказала о том, что бедность в Беларуси чаще характерна для женщин, воспитывающих детей в одиночку. В провинции они могут рассчитывать на очень тяжелую работу с очень низким заработком или же пройти переобучение, а то и вовсе переехать. Но это сложно – ведь еще нужно кормить детей. Женщина оказывается в западне. А тут еще и государство, которое просто отбирает детей и ставит матерей на своеобразный «счетчик» — это обязанности по возмещению государственных расходов. По своей сути – ежемесячный налог. Вместо помощи семье чиновники своими действиями закапывают несчастную женщину все глубже и глубже. Бедность в провинции ведет к тому, что дети практически из любой семьи могут оказаться в приюте.

В том же году «Наш Дом» проинформировал о ситуации, с которой сталкиваются цыгане в Беларуси. Эта категория населения чаще всего подвержена бедности. Из-за стереотипов их не берут на работу. Многие из них не имеют документов, не умеют читать и писать. Они вынуждены прятаться от правоохранительных органов. Из-за нехватки средств они не могут заплатить налоги, а если заплатят, то тут же попадут в ловушку с вопросом о том, откуда деньги, и отправятся в тюрьму. Лишь некоторые получают высшее образование и устраивают жизнь.

В 2020 году «Наш Дом» еще раз вернулся к проблеме бедности в Беларуси. В отчете об экономических, социальных и культурных правах, верховенстве права и проблемах судебной и пенитенциарной систем Беларуси, направленном Специальному Докладчику ООН по правам человека в Беларуси, мы коснулись ситуации, когда у родителей, живущих за чертой бедности, изымают детей.

«Предоставление социальной помощи семьям было бы более подходящим способом справиться с ситуацией. Вместо этого, когда ребенка изымают из семьи, его помещают в социальное учреждение (приют), и родители должны делать ежемесячные выплаты государству. В среднем стоимость пребывания ребенка в приюте составляет 220 BYN (эквивалентно 91 евро). Изъятие детей также позволяет государственным органам отменять выплаты многодетным семьям. Это приводит к ситуациям, когда люди боятся обращаться за помощью в социальные службы в кризисной ситуации, поскольку существует риск, чтобы их дети будут изъяты из семьи», – говорилось в отчете.

Ситуация, складывающаяся в Беларуси сейчас, не внушает оптимизма. Даже несмотря на поддержку Лукашенко Россией, население нашей страны стремительно беднеет. Все больше районов сталкиваются с задержкой зарплаты. Открыть прибыльный бизнес в Беларуси практически невозможно – именно бизнесмены в 2020 году протестовали против власти нелегитимного узурпатора. На Всебелорусском народном собрании Лукашенко сделал ряд заявлений, обращенных к частному бизнесу. Приводим некоторые цитаты: «если заработали много – много помогите», «всяких ипэшников приведем в чувства», «спуску вам не будет», «мы вас будем вырезать каленым железом». Не нужно быть ясновидящим, чтобы догадаться: всех людей, которые заработали чуть больше, чем на кусок хлеба, будет ждать пристальный интерес со стороны государства.

Лукашенко постарался сделать все, чтобы беларусские товары были неконкурентоспособны за рубежом, а у людей не было других желаний, кроме удовлетворения базовых потребностей. Но в 2020 году все изменилось, и беларусы подняли головы. Мы надеемся, что после свержения Лукашенко настанет расцвет беларусского предпринимательства. Мы верим, что в новой Беларуси каждый человек сможет получать не подачку, а достойное вознаграждение за свой труд, что куда больше людей перестанут думать о том, чем завтра накормить детей и куда переехать, чтобы жить лучше.