Профсоюз — это добровольное общественное объединение людей, которые создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также их социально-экономических интересов. Первые в мире союзы рабочих стали возникать в Англии в конце XVIII — XIX веках в процессе борьбы пролетариата за свои права. Вскоре профсоюзы получили своё широкое распространение и по всему миру.
В Российской империи, в состав которой с конца XVIII века входили беларусские земли, образование профессиональных союзов долгое время не допускалось (действовало лишь небольшое количество касс взаимопомощи с незначительным числом членов). Однако, с 90-х годов XIX века в Беларуси, так же как в Санкт-Петербурге, Москве и Польше под воздействием социал-демократической партии нелегально стали возникать первые рабочие союзы.
Это же время характеризуется сильным подъемом стачечного движения. Так, бастовали железнодорожные мастерские в Минске и Пинске. В том же Минске, как и в Вильно, местные подмастерья боролись за сокращение рабочего дня. По всей Беларуси в забастовках принимали участие каменщики, трубочисты, разборщики плотов, пильщики, приказчики и представители других рабочих и служащих специальностей. Города Витебск, Слоним, Брест, Гродно, Гомель, Бобруйск, Орша и другие были охвачены стачечным движением.
Поворотным в истории становления профсоюзов стал 1904 год. Именно тогда началось массовое создание профсоюзов в Беларуси.
Они возникли практически во всех крупных городах. Свой значительный вклад наши рабочие внесли и в революцию 1905 – 1907 годов, охватившую Российскую империю. Так, в октябре 1905 года они приняли активное участие в общероссийской политической стачке, которая вынудила царские власти пойти на уступки и начать демократические реформы. В частности, тогда в Беларуси в результате стачки была парализована работа железной дороги.
Начавшиеся в результате революции реформы затронули и профсоюзное движение. Царское правительство 4 марта 1906 года было вынуждено принять закон о легализации профсоюзов. По данному документу разрешалось учреждать союзы наемных рабочих и служащих на промышленных и торговых предприятиях для защиты экономических интересов, улучшения условий труда и быта, повышения профессионального и культурного уровня своих членов. В итоге к концу мая 1907 года на территории Беларуси действовал 101 профсоюз, в котором насчитывалось более 14 тысяч членов.
После Февральской революции 1917 года деятельность профсоюзов еще больше активизировалась. Развернулась работа по созданию новых организаций. Только в четырех наиболее крупных промышленных центрах – Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле – в течение двух послереволюционных месяцев было образовано более 80 новых профсоюзов. Важным моментом было создание территориальных объединений, охватывающих рабочих и служащих всех отраслей промышленности города, уезда, губернии. Центральные бюро профсоюзов возникли в Витебске, Могилеве, Минске, Гомеле, Полоцке, Шклове, Орше.
После Октябрьской революции профсоюзное движение Беларуси столкнулось с новыми трудностями. С одной стороны большевики захватившие управление в стране декларировали себя защитниками рабочего класса. Сразу после прихода к власти ими был принят декрет о 8-часовом рабочем дне и 42-часовой рабочей неделе, вводился рабочий контроль на предприятиях. В то же самое время большевики начали установление однопартийной диктатуры, подавление прав и свобод трудящихся, ликвидацию многих демократических достижений февраля 1917 года. В результате уже с первых дней Октябрьского переворота против большевистской политики выступили отдельные профсоюзные организации, например Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (сокращенно – Викжель). Но в целом большевикам все же удалось поставить рабочее движение под свой контроль и добиться признания профсоюзами советской власти.
Со временем, в условиях тоталитарного режима, установленного коммунистической партией, профсоюзы из организаций, занимающихся защитой интересов и прав трудящихся, превратились в послушные и безмолвные орудия большевистской политики. Профсоюзы, наряду с комсомолом, становятся по замечанию Сталина “приводными ремнями” коммунистической партии в работе с населением. Такая ситуация продолжалась вплоть до горбачевской перестройки, открывшей новые возможности для деятельности профсоюзов, а также в итоге освободившей их от партийного диктата.
Именно конец 1980-х и 1990-е годы можно назвать периодом начала решительных изменений в профсоюзном движении Беларуси. Тогда же возрождаются первые независимые профсоюзы. За точку отсчета этих событий можно взять 1989 год, когда в Солигорске прошли первые выступления шахтеров. Тогда шахтерами был создан клуб «Поиск», а позже в 1990 г. и независимое объединение «Рабочий союз». Затем в городе стали активно организовываться рабочие комитеты и стачкомы. Рабочие выдвинули свои требования: повышение зарплаты, улучшение условий труда, ликвидация политической монополии компартии.
27 марта 1991 года в Солигорске был образован Независимый профсоюз горняков Беларуси, а уже в начале следующего месяца беларусские рабочие впервые за многие годы вышли на улицы, объединившись в масштабную акцию протеста. Началом ее послужило многократное повышение цен на основные продовольственные товары, проведенное тогда советским правительством.
Первыми не выдержали рабочие Минского электротехнического завода им. Козлова. Они перекрыли улицу Долгобродскую, остановили трамваи и другой транспорт, чем вызвали в этой части города транспортный коллапс.
Однако, потом уже пошла цепная реакция, которую было не остановить: забастовали коллективы Минского завода автоматических линий, Минского завода шестерен, тракторного завода, была парализована работа автомобильного завода. К 4 апреля у многих возникло ощущение, что остановилась работа всего Минска. Около 100 000 человек двинулась на площадь Ленина (ныне площадь Независимости), к Дому правительства. ОМОН и внутренние войска в то время еще не были готовы к отражению подобных акций, а потому стихийному митингу никто не препятствовал.
Вслед за Минском забастовали рабочие и в других городах Беларуси. Протестующие создали Стачечный комитет, на предприятиях образовывались аналогичные структуры, порой наводившие ужас на красных директоров и номенклатурных чиновников. И только когда в Орше стачком предложил блокировать местный железнодорожный узел, власти начали шевелиться и пошли на уступки трудящимся.
Профсоюзы из послушных исполнителей чужой воли становились реальной силой, стоящей на страже интересов рабочих.
Например, после организованной в начале 1992 года Независимым профсоюзом солигорских горняков забастовки заработная плата на ПО «Беларуськалий» была повышена в 3,4 раза, а в 1993 г. был подписан первый коллективный договор с нанимателем по которому на 1 час было сокращено рабочее время, а отпуск для работающих под землей увеличен до 66 дней. Тогда же по всей Беларуси создаются первичные организации независимых профсоюзов. В этом же году создаётся и Ассоциация профсоюзов Белорусского Конгресса демократических профсоюзов, в который вошли Белорусский Независимый профсоюз, Свободный профсоюз Беларуси, Свободный профсоюз металлистов, Профсоюз педагогов и Демократический профсоюз транспортников. В это же время более самостоятельными становятся и официальные профсоюзы, объединенные в Федерацию профсоюзов Беларуси.
Ситуацию коренным образом изменили выборы 1994 года. Знаковым моментом заката эры свободной деятельности профсоюзов становятся события августа 1995 года. Тогда началась забастовка гомельских водителей троллейбусов, которые быстро нашли поддержку в троллейбусных депо столицы. 15 августа началась забастовка в троллейбусном депо № 1 в Минске. Основным требованием была выплата зарплаты, которую задерживали уже три недели. 17 августа водителей поддержали работники Минского метрополитена. Но вместо того, чтобы пойти на переговоры с бастующими власти применили силу.
19 августа внутренние войска оцепили штаб-квартиры Свободного профсоюза Беларуси, которые выступали организаторами забастовки. В поддержку СПБ выступили все демократические профсоюзы Беларуси. Несмотря на это, были арестованы три профсоюзных лидера и уволено 58 работников столичной подземки. Лукашенко даже критиковал МВД за то, что с бастующими работниками излишне церемонились. Также жестко власти расправляются с выступлением солигорских шахтеров в 1996 году, которые попытались организовать поход в беларусскую столицу с целью привлечь внимание к экономическим трудностям, которые испытывали трудящиеся.
В 2001 году на очередных президентских выборах единым кандидатом от оппозиции был выдвинут действующий лидер Федерации профсоюзов Беларуси Владимир Гончарик. В результате Лукашенко в очередной раз “элегантно” проведя выборы, решил окончательно решить вопрос с профсоюзами, дабы исключить угрозу своей власти с их стороны. Летом 2020 года на своем внеочередном IV съезде ФПБ избрала себе в председатели ставленника президента Леонида Козика, который до этого времени занимал ряд руководящих постов в органах белорусской власти. Усилился нажим и на независимые профсоюзы.
В это же время на предприятиях ухудшается обстановка и общее правовое положение трудящихся. В частности, с работниками состоящими в «неофициальных» профсоюзах сначала начали проводить профилактические беседы, наказывать за участие в акциях, уговаривать выходить из независимых профсоюзов, подкупать должностями и разрядами. На предприятиях появляется идеологические отделы. Свою роль в качестве меры воздействия сыграла и повальная контрактизация работников. В целом положение рабочих становится все более бесправным, а независимые профсоюзы рассматриваются властями как нежелательные и откровенно вредные организации.
Фактически с приходом к власти Лукашенко положение рабочих вернулось к коммунистическим временам, где профсоюзы представляли не интересы трудящихся, а просто проводили в жизнь политику властей. В то же время рабочие оказывалось полностью во власти государственной машины и повлиять на свое положение человеку труда фактически не представлялось возможным.