Совсем недавно, 7 ноября, отдельные ностальгирующие граждане отметили событие более чем столетней давности – большевистскую октябрьску революцию. События прошлого года в Беларуси тоже часто в прессе называют революцией. Даже провластные эксперты заговорили о революционной ситуации в стране. Но что такое революция? Что в беларусских событиях 2020 года похоже на настоящую революцию? И почему эта революция до сих пор еще не победила?
На эти и другие вопросы давайте и попытаемся найти ответ. Ну что? Будем разбираться по порядку.
В целом революция — в широком понимании этого слова — обозначает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение чего-либо. Так, многие слышали об аграрной революции, которая обозначает переход людей от присваивающего хозяйства к производящему, или, например, о промышленной революции, охватывающей процесс замены ручного труда машинным, научно-технической, описывающей процесс научно-технического прогресса последних веков, или, наконец, сексуальной, связанной с процессом сексуальной эмансипации общества в ХХ столетии.
В более узком и привычном понимании революция, с точки зрения социальных наук, обозначает радикальные политические и (или) социально-экономические изменения в обществе и государстве, а именно замену социально-экономического строя либо политического режима другим строем или режимом. История знает много примеров подобных революций: это и революции в Нидерландах, Англии и Франции в XVI-XVIII веках, и революции в России и Германии в начале XX века, и “бархатные” революции в Восточной Европе уже в конце ХХ века. Причем этот список можно достаточно долго продолжать и дальше, но вернемся к самому термину.
Если с революцией как итоговым явлением, то есть теми преобразованиями, которые следуют за сменой строя или режима и приводят к качественному изменению состояния общества, более менее все понятно. Да и останавливаться нам подробно на этом пока не имеет смысла, так как в Беларуси до этой стадии еще не дошло. То с революцией, как с конкретным социально-историческим событием давайте попробуем разобраться подробнее.
Для начала, если присмотреться, то большинство революций в истории сопровождались массовыми народными выступлениями, вооруженными восстаниями либо мирными протестами или иными формами выражения народного недовольства существующим положением дел. Беларусь в данном случае не выглядит исключением. В 2020 году по стране прокатилась волна массовых митингов, шествий, забастовок и даже одиночных пикетов, а также иных политический акций недовольного населения.
Но если посмотреть на историю в революционном процессе, как правило, есть и вторая составляющая – условно назовем ее политической. Что имеется ввиду? Кроме широких выступлений народных масс успешные революции сопровождались организацией новых политических структур и созданием альтернативных центров власти, которые и обеспечивали в конечном итоге институциональную основу для будущих революционных преобразований.
В Беларуси фактически до этого не дошло.
Но многие сразу же могут возразить. А как же Координационный cовет или национальный лидер Светлана Тихановская с ее штабом? Чем вам не новые структуры? Но тут то и кроется главная загвоздка: ни одна из этих организаций или лиц публично не артикулировали вопрос о власти. Никто не объявлял себя новым президентом, хотя таковым признала Тихановскую, например, Литва, никто не создавал переходного или временного правительства, структуры народного представительства. Все вертелось вокруг переговоров с целью склонить действующую власть к уходу и новым честным выборам. Но эта самая действующая власть четко дала понять еще в самом начале, выступая перед рабочими МЗКТ, что никаких новых честных выборов при ней не будет.
И в итоге, как говорится: на безрыбье рак — тоже рыба, а нелегитимная власть в отсутствии иной — тоже власть.
Вместе с тем история показывает, что именно политические структуры и создание новых центров власти становились ключевыми явлениями революционных событий. Иногда такими структурами или центрами становились уже существующие органы или организации, например как парламент в Англии в XVII веке или Украине в XXI веке. В условиях, когда ни один из действующих органов не представлял все общество либо его подавляющее большинство, тогда приходилось создавать новые структуры. Так произошло во Франции в конце XVIII века, когда часть депутатов Генеральных штатов от третьего сословия, составлявшего подавляющее большинство населения страны, вопреки воле короля взяло на себя функцию высшего учредительного и законодательного органа – Национального собрания.
Бывало, что революции порождали создание органов низового массового народного представительства, как в ходе революции в России февраля 1917 года, когда недовольными людьми начали создаваться советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, либо как в Польше, где в 1980-ых годах действовал массовый профсоюз “Солидарность”, объединивший все оппозиционные силы. Зачастую и лицо, фактически выигравшее выборы, но лишенное этого также артикулировало свое право на власть, как это было в Сербии во время “бульдозерной” или Украине во время “оранжевой” революции.
Таким образом, институционализация протеста является важным и наверное даже одним из ключевых, с точки зрения успеха, составляющих революционного процесса.
Массовый протест без создания политических структур выражающих его интересы, как правило обречен на неудачу. Такие структуры: будь то массовое народное движение в виде организации, профсоюза, политической партии, которое артикулирует мнение большинства и выражает его интересы, или представительского политического органа, публичного лица, которые озвучивают свои притязания на власть и опираются на поддержку того же народного большинства, в условиях революционной ситуации просто необходимы.
Без них протест не станет революцией, а останется событием в череде безуспешных попыток что-то изменить.
Автор: Петр Жилинский