Про беларусов ходит некий миф, что мы очень спокойные, среди нас нет буйных, и сами беларусы с юмором даже придумали слово про самих себя — «памяркоўныя». Возможно, в этом и есть для правды, потому что активных выбивают войны и репрессии, коих на территории нашей страны прошло несчетное множество, начиная от Ивана Грозного и заканчивая Александром Смешным. В любого рода кризисах все соседи почему-то норовили повоевать у нас на земле, что Петр с Карлом, что Иосиф с Адольфом. За прошедшие века выжившие активные люди научились немного себя защищать, и сейчас в Беларуси, как ни странно, больше всего страдают и погибают именно те, кого называют «хатаскрайники».

Это обычное мирное население, которые не хотело быть ни на одной из сторон конфликта. Они вообще не хотели в нем участвовать, но политика приходит и к тем, кто ею на занимается. Эти люди, которые участвовать не хотели, но пострадали и находятся сейчас в очень сложной ситуации.

И вот пришел момент: ты видишь, что на тебя неумолимо надвигаются репрессии и есть огромные риски ареста и обыска, а ты понимаешь, что в тюрьму не хочется.

Решение принимать надо прямо сейчас: ты остаешься, идешь в тюрьму и становишься героем (или не становишься, если ты никому не рассказал — а просто садишься тихо в тюрьму никого не беспокоя), либо ты все-таки принимаешь решение продолжать борьбу за тех, кто в тюрьме, и уехать из страны, чтобы на свободе помогать протестному движению. Часто в такой ситуации человеку приходится бежать нелегально через границы, потому что вариантов больше нет – ты в списках невыездных. Тогда у тебя просто нет других вариантов после пересечения, как попросить политического убежища.

Если же человек каким-то образом уехал легально, то вскоре перед ним  встает очень острый вопрос: просить или нет политического убежища? Мы уже видим, что многие люди вообще в принципе не понимают, что это такое политическое убежище.

  • Политическое убежище — это специальный статус, который получает человек другой страны, когда в его родной стране ему грозят преследованиями либо какими-то санкциями за его политическую деятельность, взгляды, за его позицию, за журналистскую деятельность, за активность и многое другое. Политическое убежище обычно — не навсегда: когда ситуация в стране улучшится, от политического убежища всегда можно отказаться и вернуться без всяких для себя проблем.

Стоит учитывать, что какой бы ни был кровавый режим в Беларуси, либо в какой-то другой стране, важно при подаче документов на политическое убежище доказать, что именно в отношении вас были репрессии, и именно вы пострадали за свою деятельность либо за свои взгляды, или вот-вот пострадаете. Вы говорите только за себя и свою семью.

Недостаточно сказать, в Беларуси 50 тысяч административных дел за год, что в стране всем плохо. Плохо должно быть именно вам, и на это у вас должны быть документы, именно ваше дело и ваши протоколы, ваша личная история, которую вы будете рассказывать. Политическое убежище предоставляется НЕ всему народу, а конкретному человеку. Это очень важно помнить, потому что если Вы не докажите, что Вы репрессированы, Вас отправят обратно.

Есть ряд плюсов, когда человек подается на политическое убежище, и когда он получает этот статус. Про них тоже важно знать.

Во-первых, уже на стадии прощения убежища человек сразу попадает в систему бесплатной медицины и это очень важно, особенно если у вас есть какие-то проблемы со здоровьем, особенно в результате репрессий. Или болеют ваши дети. Люди с тяжелыми заболеваниями, которые борются, конечно, получают определенный приоритет при рассмотрении вопроса на получение политического убежища, и в том числе люди с инвалидностью или дети с инвалидностью.

  • В каждой стране свои правила и это надо узнавать. Не ленитесь гуглить, не ленитесь спрашивать тех беларусов, кто попал в эту страну.

Во-вторых, если вы получает политическое убежище, вам не нужно сразу учить и знать язык. Вам будет дано время выучить его. Но одно дело – учить для коммуникации не спеша и обстоятельно, совсем другое – срочно учить для экзамена, когда поджимают сроки.

Третий момент, связанный с политическим убежищем: вас не могут из принимающей страны выбросить, как тех, у кого экономические визы. Политическое убежище, как статус, выдается сразу на пять лет, чем решаются многие бюрократические вопросы с оформлением и получением документов. Одно дело вы продлеваете визу год-два. По себе скажу – год прошел, и опять собираешь все бумажки. Это крайне утомительно.

  • Статус беженца не запрещает ездить по разным странам, конечно, с соблюдением мер предосторожности. Например, не стоит ездить в Россию и прочие Северные Кореи.

Однако, после получения политического убежища вы не можете вернуться в Беларусь без отмены этого статуса. Как только станет известно, что вы въезжали в Беларусь, это станет основанием для лишения вас статуса политического беженца! Таково законодательство любой страны: статус беженца запрещает ехать в страну, от которой вас защищают.

Есть и еще плюсы этого статуса: вы имеете право становится на биржу труда, легко менять работу, просить там пособие, пользоваться льготами страны пребывания и так далее. Вы почти гражданин в этом смысле.

Кроме этого, в каждой стране есть ряд организаций, которые помогают политическим беженцам в адаптации, в том числе организовывают бесплатные курсы языка, бесплатные курсы по переквалификации, выдают множество разной полезной информации, могут помочь с пособием, выплатами на детей и продуктами. Пособие в каждой стране будет разным, но с голоду умереть не дадут. Это не то же самое, что беженец экономический, когда человек сам по себе и пытается устроиться куда-то работать, оставшись совсем один. Количество протянутых рук помощи намного больше для политического беженца.

Что делать, если на вас возбуждены уголовные статьи по политическим статьям за комментарии в интернете, оскорбление президента, оскорбления сотрудника милиции, участие и организация массовых мероприятий?

Этого достаточно для подачи на политическое убежище, но без подтверждающих документов вам не поверят. Режим делает все, чтобы все свидетельства уничтожить, например, стараются не выдавать на руки решения судов. Отсидевшим на Окрестина 15 суток не выдаются документы об этом. Ясно, что может быть страшно идти туда снова и требовать постановления, справки и многое другое, но тем не менее, пожалуйста, помните – в другой стране эти документы облегчат вам жизнь. Никто не обязан вам верить на слово. Ваши слова будут проверяться. Собирайте, как минимум, скрины ваших постов, например.

Ваша история должна быть сформулирована предельно четко и ясно и каждый шаг должен быть подтвержден максимальным количеством документов. Пригодятся не только протоколы, но и мониторинги правозащитных организаций, статьи про вас в медиа.

В том числе и поэтому «Наш Дом» старался много писать про репрессии, упоминая пострадавших людей и потому, что это очень помогает людям, усиливает их позицию при запросе на статус политического беженца. Лишними не будут ваши нам и другим правозащитным организациям интервью, истории и рассказы. Это может вас защитить, а вот задним числом что-то делать уже достаточно тяжело.

Вам может помочь членство в так называемых террористических или экстремистских организациях, таких как «Наш Дом». Если вы волонтёр-экстремист или правозащитник-террорист, помогаете другим, спасаете людей, то очевидно, вам возвращаться в Беларусь крайне опасно, вы запросто попадете под ряд уголовных статей. Если вы нам помогали, и мы это точно знаем – смело к нам обращайтесь, да и вообще — обращайтесь к нам, приходите волонтерствовать, потому что ваше активное участие тоже поможет вам, когда вам будет не хватать каких-то документов. Судьбу активных людей власти любой страны будут отслеживать более внимательно, чем просто никому не известных беженцев. Им легче добиваться определенных вещей, помните это.

Сегодня беженцев очень много, правозащитных организаций на всех не хватает, нас все меньше и меньше, и намного меньше, чем было в августе или осенью 2020-го года. Мы организации негосударственные, нам никто количество рук не оплачивает и за часы, проведенные с вами тоже. Мы можем просто физически не справиться со всеми и помочь всем нуждающимся — чем больше вы поможете себе сами, тем проще вам будет потом.

  • Сейчас общие оценки будущего потока беженцев из Беларуси – 200 тысяч человек. И меньше людей, убегающих от кровавого режима, не станет. Помощь, конечно, нужна не каждому, кто-то перемещается вместе с бизнесом, кто-то на работу, но тем не менее, количество пострадавших, кому нужна помощь очень велико. Поэтому помните, что, если какая-то организация в запарке не ответила, пишите в другую, стучите во все двери. Это та ситуация, когда скромной быть не нужно.

Что делать, если ваши статьи явно неполитические?

Режим хитрит, старается замаскировать репрессии под обычные уголовные преступления, к примеру, для давления на политическую активную аудиторию начала применяться статья 328, или некоторые экономические статьи. В этой ситуации просить политического убежища намного сложнее. Вам придется доказывать, что вы попали под репрессии, а не употребляли наркотики, доказывать, что вы не коррупционер. Если у вас неполитическая статья, но вы уверены, что пострадали за политику, то все вышеперечисленные пункты касаются и вас — важно будет доказать, что вы именно занимались активной деятельностью, действительно что-то делали, и об этом, к примеру, писали газеты-сайты или вы фигурант мониторинга правозащитной организации, и это было ДО возбуждения на вас уголовного дела. Также правозащитная организация, которая вас знает, может дать подтверждение, что вы участвовали в общественной деятельности.

  • Доказательства активной общественно-политической жизни, могут позволить получить убежище даже в случае неполитичсеской статьи. Активная позиция в прямом смысле очень часто спасает жизни и здоровье.

Если вы бежите через лес, выбор стран у вас не особенно велик…

Но если у вас заранее есть время изучить эти страны, поговорить с профильными организациями, принимающими беженцев на той стороне, узнать какие-то важные моменты, которые для вас важны – пользуйтесь этим временем. Это важно, к примеру, если у вас очень серьезное заболевание, ведь не в каждой стране могут бесплатно лечить это заболевание.

Собирайте нужную вам информацию о выбранной стране и не бойтесь пользоваться Гуглом. Расспросите других беларусов, которые уже получили статус политического беженца в этой стране. К счастью организации, которые помогают с беженством все еще существуют, они не сломались под грузом проблем, они борются за людей и стараются спасти так много людей, как возможно.

И самое важное: власть в Беларуси бесчеловечная и антигуманная, судьба человека в этой системе не стоит ничего. Если на вас возбудили уголовное дело, то с вероятностью 99% вы сядете в тюрьму.  Поэтому у вас есть только один вариант остаться на свободе — миграция и беженство. Не надо питать иллюзий о райской жизни, честно, будет очень тяжело. Это тяжелый хлеб, но это не черствый гнилой тюремный хлеб. На свободе вы можете сделать гораздо больше. Подумайте о своих детях и делайте правильный выбор. Людям, которые сейчас в тюрьме, ждут Вашей поддержки и Вашей борьбы за их свободу, а это возможно, если Вы тоже будете на свободе.

Мы продолжим развивать эту тему на основе ваших вопросов. Пишите в наши социальные сети! Мы стараемся отвечать всем!