ОК-портрет

Уровень жизни в малых городах, окружающих мегаполисы, традиционно уступает не только благосостоянию жителей столиц, но даже достатку в населенных пунктах, расположенных существенно дальше от экономических центров. Такие территории часто называют «поясом бедности». Причиной экономического отставания, в данном случае, является географическая близость к мегаполисам, оттягивающим из регионов наиболее активное население.
В Беларуси «пояс бедности» объединяет 19 районов Минской области. В этих городах уровень бедности существенно выше, чем в целом по стране. В периоды экономических кризисов жители прилегающих к Минску городов первыми попадают под удар. Гражданская Кампания «Наш Дом» выступила с инициативой по преодолению последствий географически невыгодного положения населенных пунктов, входящих в так называемый «пояс бедности». О самом феномене и путях решения проблемы рассказывает глава кампании Ольга Карач.

— Ольга, почему вы приняли решение поднимать тему «пояса бедности»? О проблеме «агломерационной тени» известно давно, почему говорить об этом стало важно именно сейчас?

— Действительно, «пояс бедности» — наша давняя беда, которая особенно остро ощущается в кризисные для экономики страны периоды. Игнорировать ее больше нельзя потому, что речь идет о выживании целых районов. Если посмотреть на данные Белстата этого года, хорошо заметно, что как на дрожжах растет число предприятий, которые вовремя не выплачивают зарплаты. Географически предприятия-должники чаще всего сосредоточены в так называемом «поясе бедности». Маловероятно, что накануне президентских выборов власть станет обращать внимание на проблемы «пояса бедности»: во-первых, потому что они не влияют на результаты выборов, во-вторых, эти проблемы не так-то легко решить. Между тем эти проблемы явно свидетельствуют о неэффективности нынешнего курса. Однако кто бы ни пришел к власти, проблема «пояса бедности» сама по себе не исчезнет, ее необходимо целенаправленно и системно решать.

Если говорить о феномене бедности по-белорусски, наш случай опровергает традиционное представление о бедняках, как о ленивых и слабомотивированных асоциальных элементах, бомжах, пьяницах и тунеядцах. В Беларуси часто бедствуют как раз честно работающие граждане, которые как бы ни старались, не могут выпрыгнуть из нищеты. Большая часть их доходов уходит на питание. Если, например, нужно подготовить ребенка в школу, уже нужно брать кредит или долго копить, чтобы собрать нужную сумму.

Еще один важный момент – речь не идет о «глубинке», как таковой. Речь идет о малых городах, сосредоточенных вокруг экономического центра. Показательно, что девятнадцать городов, входящих в «пояс бедности», находятся в Минской области. Суть проблемы состоит в том, что мегаполисы оттягивают из близлежащих мест наиболее активное, конкурентоспособное население. Остаются те, кто по каким-то причинам не может уехать. И здесь мы подходим к гендерному аспекту вопроса, поскольку в наименее выгодной ситуации находятся женщины, которые, с одной стороны, традиционно для нашего общества отвечают за воспитание детей, а с другой, на них же возлагается забота о пожилых родственниках. Ставя на ноги детей и присматривая за стареющими родителями, особенно никуда не убежишь и не уедешь. В результате, в Минске наблюдается приток активного населения, а в близлежащих городах, наоборот, отток. Не смотря на то, что все чаще звучит тема перенаселения столицы, едва ли можно кого-то обвинить в желании уехать туда, где есть работа, выше зарплаты, лучше социальные гарантии и так далее.

В этой связи, мы видим задачу в том, чтобы создать достойные условия для жизни в тех городах, которые принадлежат к «поясу бедности». Чтобы появились причины не только не убегать, но и возвращаться в эти города.

— С чего, по-вашему, следует начинать решение проблемы «пояса бедности»?

— Нужны структурные реформы. Это потребует проведения более глубокого исследования, однако уже сейчас ясно, что необходимо повышать эффективность управления этими городами. Есть населенные пункты, показывающие лучшую статистику, Солигорск, например. Есть места, дающие неплохие показатели по отдельным аспектам, как, в частности, Молодечно, где не такое драматическое число обращающихся за социальной помощью, как в других районах. Надо смотреть, что именно работает в городах, дающих положительные примеры.

В настоящий момент из 118 районов республики 115 являются дотационным, из них в 53 районах объем дотаций превышает 50% доходной части их бюджета. То есть, 53 района, по сути, не могут себя прокормить. Так быть, понятно, не должно.
Сейчас мы наблюдаем картину, которая была ожидаемой. Но нам всем хотелось, чтобы это случилось как можно позже. Тем не менее, глубокий системный кризис, что называется, налицо. И в случае с «поясом бедности» даже политика дотаций не спасает ситуацию. Уже недостаточно просто давать деньги, чтобы последние оставшиеся там люди не разбежались. Если сама система не меняется, не развиваются производства, первые признаки очередного экономического кризиса бьют именно по жителям «пояса бедности».

Однако для того, чтобы повысить качество жизни в этих районах, необходимы перемены на всех уровнях. И, в первую очередь, требуется децентрализация – Минск не должен оттягивать все ресурсы из близлежащих городов. Далее нужно способствовать активизации самого населения для решения своих проблем. Но до этого должны быть созданы комфортные условия для малого и среднего бизнеса на местах. Хочу напомнить, что до недавнего времени женщины, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, не могли рассчитывать на оплачиваемый отпуск по уходу за детьми. Между тем, именно малый бизнес должен поддерживаться активнее всего, поскольку именно он находится под ударом в нашей нестабильной экономической ситуации. К примеру, очередной рост инфляции «съедает» часть доходов. Люди реже тратят на что-либо, помимо продуктов питания, и в результате немедленно «проседают», скажем, частные парикмахерские в городе Слуцке.

То есть, нужно запускать такие механизмы, которые дадут жителям малых городов уверенность в том, что начни они свое дело, они смогут удержаться на плаву и кормить свои семьи. В первую очередь это касается семей, где женщины одни растят маленьких детей. Как правило, женщины, у которых есть маленькие дети, идут в бизнес не из-за амбиций, а от безысходности, потому что им, грубо говоря, неоткуда ждать поддержки.

— Что будет результатом инициативы Гражданской Кампании «Наш Дом» по преодолению «агломерационной тени»?

— Мы хотим привлечь к сотрудничеству самых разных экспертов, чтобы выработать комплекс рекомендаций, как для власти, так и для жителей проблемных районов. Можно начать с программы переподготовки кадров, уделить больше внимания программе бизнес-инкубаторов, а также пилотных проектов для малого бизнеса в этих регионах. Но инициатива должна идти снизу. Поэтому нужно поощрять начинания, демонстрируя успешные случаи.

В качестве примера, взять хотя бы производство соков. Весь прошлый год мы активно завозили из Польши яблоки. На основе этих яблок, в том числе, изготавливался сок. Что, в Беларуси плохо растут свои яблоки? Почему бы сок не производить из местных яблок? Конечно, есть большие предприятия, которые этим занимаются. Но почему бы не поспособствовать открытию локальных мини-производств, которые бы обеспечивали определенной продукцией, прежде всего, свою местность? Это могут быть мини-пекарни, мини-молочные заводы, которые не только предложат качественную продукцию, но и создадут новые рабочие места. В настоящий момент многие потенциальные предприниматели отсеиваются еще на этапе оформления документов. Многие уходят из бизнеса, устав от бюрократических препонов.

Было бы хорошо использовать опыт других стран, где проблема «агломерационной тени» решается более успешно. Например, я побывала в одной чешской деревеньке, где местный житель решил изготавливать традиционные алкогольные напитки из яблок и слив. В соседней деревеньке организовали стеклодувное производство. Обе фирмы объединились и довольно быстро вышли на рынок в масштабах всей страны. Когда человек становится хозяином своего собственного дела, это меняет отношение не только к работе и ее конечному продукту, это повышает уважение к самим себе и укрепляет гражданскую позицию, в принципе.

О таких примерах нужно рассказывать и подробно объяснять, как хобби или частная инициатива может обернуться успешной самозанятостью. Задачей государства должно быть создание условий для поддержки подобных начинаний на всех этапах, от помощи в создании бизнес-планов до привлекательных условий налогообложения мелкого и среднего бизнеса в проблемных районах.

Собственно, мы уже начали работать в этом направлении. У нас запланирована серия мероприятий, посвященных преобразованию «пояса бедности» в «полосу достатка». В частности, 15 июня мы проведем экспертную конференцию по решению этой проблемы, в ходе которой мы наметим более детальный план, чтобы начать работать над стратегией. Мы хотим, чтобы это было не просто критикой действующей власти, мы хотим реальных изменений. Мы будем добиваться этого, вне зависимости от того, кто будет находиться у власти.

Гражданская Кампания «Наш Дом»