Все годы своего правления Лукашенко закрывал театры, избавлял Беларусь от школ искусств, сельских домов культуры, театров, концертных залов. Какие-то из зданий перестали быть пригодными, какие-то не угодили власти, а какие-то просто нужны были для продажи. «Наш Дом» не раз поднимал темы уничтожения заведений, закрытия культурных хабов и пространств. Вспоминаем, как мы мешали их ликвидации.

Многие здания кино и театров, популярных в СССР, в эпоху независимости стали заброшенными. Особенно грустно это выглядит на фоне того, что театров в Беларуси меньше, чем тюрем. В 2012 году в рамках кампании «Депутатов – к ответу» активисты «Нашего Дома» проводили мониторинг заброшенных зданий в беларусской столице. В мониторинге мы фотографировали и упоминали строения, которые стали не нужны местным властям и которые разрушаются в разных частях города. Среди перечисленных оказались бывший кинотеатр «Современник» по улице Харьковской и Государственный молодежный театр, расположенный на проспекте Машерова. Кинотеатр «Современник» снесли несколькими годами позже – здесь хотели построить культурно-развлекательный комплекс, но по неизвестным причинам это не удалось. В итоге комплекс на месте кинотеатра превратился в долгострой, а прилегающий к нему Тучинский сквер превратился в замусоренное пространство. Зданию молодежного театра повезло больше – его отремонтировали, и в нем разместилась Театр-студия киноактера. А молодежный театр переехал на улицу Козлова.

В том же 2012 году в Борисове состоялся очередной аукцион по продаже кинотеатра «Родина». Он был очень популярен в советские годы, иной раз билеты на сеансы было не достать. Однако в эпоху правления Лукашенко он оказался никому не нужен в городе со 140 тысячами жителей. Несмотря на то, что театр находится в центре города, его решили закрыть. Примечательно, что на аукцион здание выставили по цене почти 2 миллиарда беларусских рублей  (171842 евро по курсу на июль 2012 года). Право заключения договора аренды земельного участка на 25 лет продавалось дополнительно за 400 миллионов беларусских рублей (более 38,5 тысяч евро). Кинотеатр назывался «Родина» – в этом усматривается дополнительная ирония. «Наш Дом» написал об этом. Дальнейшая судьба кинотеатра достаточно грустная: в 2016 году здание приобрели под гостиницу, но из проекта ничего не получилось, а в 2018 году его решили снести.

Беларусское государство не заботится еще и об историко-культурных ценностях и памятниках. У зданий, где жили знаменитые деятели культуры, политики, ученые, отбирают статусы ценности, тем самым позволяя городским властям и обычным беларусам делать с ними все, что заблагорассудится: покупать, перестраивать, превращать в кафе, гостиницы и магазины. И защита таких зданий ложится на плечи негосударственных организаций. В 2013 году «Наш Дом» с грустью сообщил о том, что в Гомеле не удалось отстоять деревянное здание с уникальной резьбой по улице Волотовской, 17. Министерство культуры отказалось придать статус историко-культурной ценности знаменитому дому, где жила Ирина Паскевич и который представлял наибольший интерес среди деревянных строений Гомеля. При этом статус историко-культурной ценности был придан четырем домам по улице Парижской Коммуны, которым ничего не угрожало. Опасность ситуации заключалась в том, что дом могли снести, а на его месте возвести новый магазин или торговый центр.

С такой же проблемой столкнулся квартал в Могилеве: дома по улице Лазаренко перестали охраняться государством. «Наш Дом» отметил, что не все здания находятся в удовлетворительном состоянии, а часть из них уже невозможно восстановить, так как они признаны аварийными. Спасти историко-культурное наследие, по мнению городских властей, можно было только с помощью продажи инвесторам, однако далеко не все желали сохранять здания в первичном состоянии. Дома появились в Могилеве в начале ХХ века, однако это не помешало принять решение о перестройке их в торговый и бизнес-центр.

В 2013 году мы рассказали о том, как разрушаются памятники культуры в Гродненской области. В частности – об отсутствии статуса историко-культурной ценности у дома поэтессы Ларисы Гениюш. Примечательно, что Лариса Гениюш была генеральным секретарём Правительства БНР в эмиграции, помогала беларусским эмигрантам, политическим беженцам и военнопленным. За это советская власть подозревала ее в связи с фашистами. Ларису Гениюш приговорили к 25 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Поэтесса отбывала наказание в лагерях Инта и Абезь (территория современной Республики Коми), а также в Мордовии. После освобождения Лариса Гениюш проживала в Зельве под надзором КГБ. Очевидно, причина непризнания ее дома историко-культурной ценностью кроется именно в этом, ведь спустя более чем 70 лет в Беларуси происходят те же события.

После выборов нелегитимная беларусская власть вернулась к практике уничтожения культурных учреждений и зданий. «Наш Дом» не мог не обратить на это внимание. 5 января 2021 года в Минске был закрыт без предварительного уведомления, за полчаса до начала спектакля Современного Художественного Театра культурный хаб «Ок-16». Несколько лет назад бывшие заводские цеха Минского завода Октябрьской революции выкупил «Белгазпромбанк» – здесь появились культурные пространства, кафе, залы для лекций и кинопросмотров. Минская публика любила проводить здесь время, да и власти арендовали помещения для проведения фестивалей «ТЕАРТ» и «Лістапад». Формальной причиной закрытия хаба стало предписание МЧС, однако наиболее вероятное основание – персона директора хаба Марии Колесниковой, которая с 7 сентября 2020 года является политзаключенной. В материале, посвященном «Ок-16», «Наш Дом» осудил закрытие пространства и выразил солидарность с руководством арт-площадки и всеми деятелями культуры, работавшими на ней.

К Международному дню памятников и исторических мест «Наш Дом» подготовил обзор о том, как в Беларуси разрушаются историко-культурные ценности. В стране их более 5,5 тысяч, они есть в каждом районе, однако для их сохранения, как мы уже писали, не делается почти ничего. Забота о памятниках и исторических местах ложится на плечи меценатов и просто неравнодушных беларусов. В обзоре мы упомянули истории нескольких достопримечательностей. Это дворец в Наровле, которому более 200 лет и который выкупил писатель Андрусь Горват, каплица рода Ожешко в Дрогичинском районе, где знаменитая беларуска Элиза Ожешко прятала генерала Ромуальда Траугутта, Ошмянская синагога, ради спасения которой «Наш Дом» подготовил свой собственный план.

В апреле 2021 года Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей рассказал, что санкции угрожают существованию гражданского общества в Беларуси. «Ни к чему хорошему это не приведет. Более того, это приведет однозначно, если дальше будет нагнетаться ситуация, к тому, что не будет того гражданского общества, о котором так пекутся наши европейские партнеры», – заявил он. 13 июля 2021 года Лукашенко на встрече с Путиным заявил: «Эти мерзопакостные 1,5 тысячи НКО… Чем они занимались, понятно. Они финансировались извне. А мы все думали: ну ладно, это же демократия, давайте будем говорить, сотрудничать. Вот и получили соответствующие результаты». Как итог, в июле 2021 года в Беларуси началось уничтожение негосударственных организаций. 22 июля 2021 года стало известно о закрытии более 40 из них. Среди них – и культурные формирования: информационно-культурный центр «ИнициАрт», «Арт Сядзiба», четыре культурно-просветительских учреждения, Мастерская социального кино и другие. Полный перечень появился на сайте МЦГИ «Наш Дом».

К сожалению, на этом ликвидация беларусской культуры не заканчивается. Нелегитимный узурпатор не останавливается ни перед чем – ему нужно заставить беларусов молчать, рабски трудиться и поддерживать курс власти. Мы очень надеемся, что этот период беларусской истории закончится как можно скорее, и мы сможем восстановить все, что разрушил сумасшедший диктатор.