Люди, особенно молодые и здоровые, едва ли задумываются о том, как распорядиться судьбой своих органов после смерти. Однако в Беларуси, если соответствующий документ (отказ от донорства органов) не подписан, (ещё) живые пациенты медучреждений рассматриваются как потенциальные доноры. Об этой особенности системы здравоохранения семья из Гомеля узнала при трагических обстоятельствах.
Полтора года «Наш Дом» следит за борьбой гомельчанки Натальи Якимовой за восстановление справедливости для её покойного сына. Подробно о трагедии, произошедшей летом 2017 года, мы написали тут. Также мы публиковали список вопросов к лечащим врачам умершего пациента и следствию, которые сформулировала Наталья.
Напомним, что 36-летний сын Натальи Евгений Якимов скончался в стенах Гомельского клинического госпиталя ИОВ при подозрительных обстоятельствах. Мать находилась в госпитале рядом с сыном, она уверена, что врачи не были заинтересованы в спасении молодого мужчины. Его рассматривали как донора органов ещё когда его сердце билось.
Впоследствии Наталья начала свое расследование обстоятельств случившегося, предала их огласке в СМИ. И в ближайшее время на это последовала реакция – из стен госпиталя вышла и распространилась по «сарафанному радио» информация о том, что Евгений Якимов имел положительный ВИЧ-статус и гепатит С (а следовательно, не мог быть донором органов). Такие сведения являются врачебной тайной и не могли быть распространены, но виновных к ответственности не привлекли.
Убитой горем матери, которая знала, что у ее сына не было страшных заболеваний, пришлось пройти через десятки судебных заседаний, жалоб, исков, чтобы «поднять» медицинскую документацию сына и добиться справедливости – посмертной, для Евгения.
Медицинские документы – амбулаторная карта в поликлинике и медицинская карта стационарного пациента из госпиталя. Получить доступ к ним Наталья пыталась через суд, получая множественные отказы. Ознакомиться с картой из поликлиники женщина так и не смогла: в судебном порядке выяснилось, что документ находился в подвальном помещении поликлиники, которое затопило из-за плохого состояния труб (средств на их ремонт в системе здравоохранения не нашлось). Карта Евгения Якимова вместе с примерно тысячей других медицинских документов была испорчена и утилизирована.
В случае с картой из госпиталя Наталья смогла добиться победы. На это потребовался год тяжб. В январе 2019 суд Новобелицкого района Гомеля постановил ознакомить мать с содержанием медицинской карты сына. Госпиталь направил на её адрес выписку из карты, однако документ был не полным: в нем не были представлены результаты лабораторных исследований, УЗИ, копии проведенных консилиумов и т.д. Наталья обратилась к судебному исполнителю, указав на несоответствие представленной выписки к требованиям, представленным в исполнительном документе.
10 января текущего года состоялось судебное заседание, на котором Наталье, наконец, были предоставлены копии интересующих её документов.
Так подтвердилось то, что было очевидно для женщины: её сын не имел положительного ВИЧ-статуса, гепатита, и его при жизни готовили стать донором органов…
Приоритетом для Натальи по-прежнему остается найти ответы на все эти вопросы, узнать правду, которая сможет быть полезной для многих людей, которые столкнутся с «обратной стороной» беларуской медицины.
Женщина отметила, что в копиях медицинских документов сына есть немало исправлений – это дает основания предполагать, что в стенах госпиталя производились незаконные действия.
Наталья намерена продолжать свою борьбу. Она сердечно благодарит за оказанную помощь правозащитницу Татьяну Миронову и от всей души поздравляет её с наступающим Днём рождения.
«Наш Дом»