Пока беларусы ожидают от властей активных мер по недопущению распространения опасной коронавирусной инфекции, те бросают силы на сведение счетов с политическими и социальными блогерами. На этой неделе стало известно, как минимум, о трёх случаях политически мотивированных репрессий.
1. 18 марта появилась информация о суде, который прошел неделей ранее, 12 марта, над автором YouTube-канала MozgOn блогером Владимиром Цыгановичем. Блогер не присутствовал в зале судебного заседания. Его обвинили в публикации видеоролика с призывом ко всем, кого беспокоит постоянное повышение цен на топливо, прийти к столичному офису концерна «Белнефтехим». Мероприятие состоялось 25 февраля, оно собрало несколько десятков человек.
Цыгановича заочно осудили по ч.3 ст.23.34 КоАП РБ (нарушение порядка организации и проведения массового мероприятия повторно в течение года) на 15 суток административного ареста. Срок ареста будет считаться с момента задержания.
2. Вечером 19 марта в квартиру, где проживают жена и сын известного своей непримиримой позицией по отношению к «оборотням в погонах» бобруйского блогера Олега Желнова, пытались проникнуть неизвестные. Об этом стало известно со слов соседей. В течение примерно получаса неизвестные громко стучали в дверь квартиры, и, предположительно, планировали её взломать, но отказались от этой идеи. Никаких, объясняющих цель визита незваных гостей, бумаг ни возле двери, ни в почтовом ящике оставлено не было.
В разговоре с «Нашим Домом» Олег Желнов, который сейчас работает вахтовым методом, отметил, что этот визит может быть связан с возбужденным в его отношении уголовным делом по ст.188 УК РБ (клевета). Блогер пояснил, что в прошлом году при внесении изменений в Уголовный кодекс из статьи 188 была исключена административная преюдиция. То есть, если ранее привлечь гражданина к уголовной ответственности по ст.188 УК можно было лишь в случае, если он в течение года уже привлекался к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП (клевета), то теперь правоохранители сами решают, какой вид ответственности выбирать.
Олегу Желнову известно, что уголовное дело в его отношении связано с обвинениями в особо тяжком преступлении. Предположительно, это то же самое дело, по которому блогер три года назад привлекался к административной ответственности и был ответчиком по гражданскому иску полковника милиции Александра Васильева (ныне начальник УВД Гомельского облисполкома, ранее возглавлявший УВД Бобруйского горисполкома). По гражданскому иску о защите чести, достоинства и деловой репутации Желнов должен был выплатить по 3 000 рублей «моральной компенсации» Васильеву и его коллеге майору Евгению Сероштанову.
— Сейчас возбуждают дела по моим видеороликам, но в них я не обвиняю никого ни в каких преступлениях. Однозначно идет война против блогеров, — прокомментировал ситуацию Олег Желнов.
Блогер также отметил, что не получал повесток на свой домашний адрес. А связаться с ним посредством других средств связи правоохранители не могут по простой причине – они сами же их изъяли (телефон, планшет и другую технику).
3. Вечером 19 марта был задержан бывший политзаключенный, автор телеграм-канала о взаимопомощи беларусов во время пандемии коронавируса Николай Дедок.
Соратникам Дедка удалось узнать, что его обвиняют по ст.17.1 КоАП (мелкое хулиганство) за граффити на минском общежитии. Ночью Николая доставили в ИВС, где он находился до суда, который состоялся днём 20 марта в суде Московского района Минска.
На процессе выяснилось, что указанное граффити было нанесено на стену общежития 2 февраля 2020 года, однако Николай приехал в Беларусь только 3 февраля. Камеры на здании общежития в момент нанесения граффити не работали, но нашлась свидетельница, которая каким-то образом узнала Николая, которого на тот момент не было в стране, по фото. Момент нанесения граффити свидетельница не видела, лично в милицию по этому поводу не обращалась. Милиция нашла её сама. Дело было заведено только на основании данных «свидетельских» показаний.
Суд принял решение о возврате дела на доработку. Позднее Дедок написал в своем телеграмм-канале, что он на свободе и в порядке. Блогер также пояснил, что мотивом к административному преследованию стал его перепост фото с граффити в социальной сети.
МЦГИ «Наш Дом» считает, что все описанные преследования связаны с активной гражданской позицией блогеров. Мы требуем, чтобы беларуские власти прекратили политические преследования и занялись решением социальных и экономических проблем, которые беспокоят беларуское общество.
«Наш Дом»