Мальчика обвиняют в оскорблении одноклассника, его мать – в том, что плохо воспитывает сына.
Напомним, комиссия по делам несовершеннолетних администрации Партизанского района города Минска 21 января 2016 года осудила Ирину Кравец по статье 9.4 КоАП и ее десятилетнего сына Марка по статье 9.3 этого Кодекса.
В постановлении о привлечении к ответственности ребенка в основном расписана деятельность матери:
— не выполняет обязанности по воспитанию сына;
— не признает свою вину;
— необъективно реагирует на поведение своего ребенка;
— не заботится о духовном и нравственном воспитании сына, чем не выполняет требования статьи 75 Кодекса о браке и семье;
— поведение ребенка демонстрирует отсутствие должного воспитания со стороны матери.
Процитируем статью, по которой обвинили Ирину: «Невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наказание папе и маме предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин».
Комиссия выслушала не всех
Доказана ли вина ребенка, якобы оскорбившего одноклассника, в постановлении не упоминается. Фактически не было разбирательства: комиссия не заслушала ни одного одноклассника Марка. Опросила лишь участников конфликта: учительницу, ее мужа, сына и обвиняемого школьника.
В деле отсутствует протокол об административном правонарушении школьника, обвиняемого в административном правонарушении.
Остается много вопросов. Например, опрошенные директор школы и классная руководительница лично начало произошедшего не наблюдали. При этом комиссия не дала директору школы огласить на заседании положительную характеристику Марка.
Комиссия отвергла все ходатайства матери о заслушивании на заседании КНД лиц, необходимых, по ее мнению, для выяснения обстоятельств.
Вызывает сомнения компетентность комиссии
Самый важный вопрос, который возникает при изучении материалов дела, — насколько мальчика в принципе могли привлечь к ответственности. Ведь административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста (часть1 статьи 4.3 КоАП).
Физическое лицо, совершившее запрещенное Кодексом деяние в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности лишь за 16 определенных пунктов, Статья «Оскорбление» в перечень не входит.
Марку сейчас 10 лет. Тем не менее, малолетнего школьника к административной ответственности (часть 1 статьи 6.2 КоАП) привлекли.
Таким образом, районная КНД закрыла глаза на то, что ребенок не достиг возраста, с которого наступает ответственность.
Марк и Ирина давно «под прицелом»
Мы уже писали ранее о том, что педагоги объявили «психологическую войну» Марку.
Кроме того, комиссия по делам несовершеннолетних Партизанского района Минска ранее уже оправдала Ирину Кравец за отсутствием состава преступления.
Белорусское законодательство парадоксально
Наглядный пример: ответственность за невыполнение родителями обязанностей предусмотрена. А критерии невыполнения отсутствуют.
Ни школьные педагоги, ни члены КДН ученика 4-го класса Марка на дому не посещали. Соответственно, не видели, как его воспитывают в семье.
Невыполнением родительских обязанностей признали недоказанное употребление школьником нецензурных выражений.
Трактовать «невыполнение обязанностей по воспитанию детей» можно как угодно
Ведь разъяснений критериев невыполнения этих обязанностей на белорусских сайтах практически нет.
Попутно еще один вопрос к КДН. Родителей у Марка двое, но осудили только мать. Неужели администрация Партизанского района понятия не имеет о гендерном равенстве?
Валерий ЩУКИН, Наш Дом