26 мая в школе №182 города Минска произошло ЧП. С урока по трудовому обучению учитель отправил детишек гулять на свежий воздух. Мальчишки, как водится, повздорили, потолкали-попинали друг друга. Одного из ребят стянули за волосы с детской горки на школьной площадке. Тот упал, ударившись головой о землю…

Директор школы Наталья Нечай сообщила по телефону обеспокоенной родительнице, что, мол, записи с видеокамер просмотрела, про инцидент между детьми ей известно. Кроме того, ей известно, что потасовка произошла не на территории вверенного ей государственного учреждения образования, а за его пределами — в соседнем дворе.

Наталья Нечай

Собственно, обеспокоенную маму интересовал другой вопрос: почему дети во время учебных занятий остались без надлежащего надзора. Наталья Васильевна заявила, что дело было на перемене  («умыла руки»). После чего пообещала в ближайшее время ознакомить женщину с видеозаписью с камер наблюдения.

Через несколько дней, после жалобы об оставлении детей без надзора во время образовательного процесса от законного представителя в комитет по образованию МГИК, директор вызвала к себе «на ковер» детишек для «допроса». По её мнению, а также по распоряжению руководства комитета по образованию (об этом известно только со слов директора) следовало выяснить, кто из детей виновен в оставлении их самих в опасном для жизни и здоровья положении.

По поводу обещанного ознакомления с записями с камер наблюдения Наталья Нечай заявила, что руководство – из управления образования Партизанского района — запрещает ей знакомить законных представителей с  данными материалами и подтвердила свои слова вот таким документом:

 

Понять изложенное директором не просто, но мы попробуем.


Во-первых, согласно ст.34 Конституции РБ государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Во-вторых, Кодексом об образовании РБ (ст. 5) обозначены субъекты и объекты образовательных отношений.

Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.

В-третьих, ст. 34 Кодекса об образовании гарантирует права законных представителей несовершеннолетних обучающихся. И вот основные из них:

Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
Участие в управлении учреждением образования;
Защиту прав и законных интересов обучающихся;
Ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.


Не очень понятно, о какой конфиденциальной информации пишет директор Нечай. А также совершенно загадочная формулировка «необоснованное разглашение третьим лицам». Единственное, что сразу понятно из отписки, так это фрагмент о негативных последствиях для учреждения.


Справка НД: Конфиденциальность информации — требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. (Закон Республики Беларусь об информации, информатизации и защите информации)


В течение суток выяснилось, что «обладателем конфиденциальной информации» оказалась начальник управления образования Людмила Филиппович. Именно она велела «необоснованно не разглашать» эту «секретную» информацию о происходящем с детьми, оставшимся без надлежащего надзора в государственном учреждении образования Республики Беларусь, их родителям…

Однако после предъявленных претензий передумала и велела ознакомить с видеозаписью надоевшую мамашу. Но вот незадача, записи безвозвратно пропали! Причем пропали таким образом, что придется менять все оборудование… Купленное за денежные средства в виде налогов и «добровольной» материальной помощи родителей  учащихся.

Нельзя не обратить внимание на то что, по мнению директора Нечай, «согласно действующего законодательства (а ссылок на законодательные акты, разумеется, нет) записи предоставляются только по обоснованному запросу правоохранительных органов в рамках уголовного или административного процессов». Следует ли из этого, что бывали случаи необоснованных запросов, с целью разглашения или просто «полюбопытствовать»? Подозрение падает на Дмитрия Любецкого, легендарного инспектора ИДН, как раз этого района.

Дмитрий Любецкий

Пока не вступил в силу проект новой редакции Кодекса об образовании, в котором исключено право родителей знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а колючую проволоку для школ только готовят, возмущенная родительница обратилась в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности должностных лиц, которые вместо организации образовательного процесса и надзора за детьми сочиняют малопонятные тексты и портят казенное имущество.


P.S. Новой редакции Кодекса об образовании посвящается…

«…маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. А я стою на самом краю скалы, над пропастью…  И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут…. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи…» Джером Д. Сэлинджер


«Наш Дом»