4 сентября 2023 года в Европарламенте, на заседании Комитета LIBE, состоялся обмен мнениями на предмет доступа к политическому убежищу в Латвии и Литве.
В обмене мнениями принимали участие:
— г-жа Моник Париат, Генеральный директор DG HOME, Европейская Комиссия;
— г-н Игорь Раевский, парламентский секретарь Министерства внутренних дел Латвии;
— г-н Арнольдас Абрамавичюс, вице-министр внутренних дел Литвы;
— депутаты Европейского Парламента.
В ходе обмена мнениями евродепутаты критиковали Литву и Латвию за обращение с мигрантами со Среднего Востока. В частности, звучали голоса о том, что Литва и Латвия явным образом нарушают законы ЕС в кардинальных аспектах. Дошло до того, что пришлось говорить об «infringement procedures» – процедурах, связанных с нарушением прав человека.
В том числе, в ходе обмена мнениями, два евродепутата критиковали Литву за кейс правозащитницы Ольги Карач, которой Литва отказала в политическом убежище 18 августа. По этому поводу депутат от социал-демократической Партии Германии Детмар Костер (Dietmar KÖSTER), а также депутат от Ирландии Клэр Дейли (Clare Daly) задали ряд вопросов литовскому представителю.
Депутат Детмар Костер:
– По состоянию на 4 августа 2023 года Литва объявила 1164 граждан России и Беларуси, живущих в стране, угрозой национальной безопасности Литвы и сказала, что будет отзывать их постоянные виды на жительство. Я понимаю, что Литва должна быть аккуратной с российской пропагандой, но принимаемые меры ни в коем случае не должны негативно отражаться на правозащитниках.
Я глубоко обеспокоен этим решением, так как, по факту, среди других прочих, угрозе подверглась правозащитница Ольга Карач. Она глава организации «Наш Дом» и уже много лет борется за права человека и право на отказ от военной службы по соображениям совести в Беларуси. Она была вынуждена бежать из страны. Беларуский режим очень боится её. Они объявили её террористкой.
К сожалению, в конце августа Литва отказала ей в политическом убежище, назвав её персоной, которая представляет риск для национальной безопасности. Тем не менее, ей выдали одногодичное временное разрешение на проживание в стране, что не означает, по меньшей мере, безопасности для неё. Это необоснованное заявление против неё абсолютно абсурдно. Уголовное дело против неё не возбуждено, и никаких официальных обвинений в шпионаже не предъявлено.
Таким образом, на какой правой почве базируется весь этот случай? Я думаю, ваша страна должна уважать международные стандарты во всех 1164 случаях. Как вы обеспечите гарантии этого? И что вы будете делать в случае Ольги Карач, если для меня очевидно, что она не больше, чем защитник прав человека, и ей должно быть предоставлено убежище в вашей стране.
Депутат Клэр Дейли:
– И последний пункт – это, по существу, пункт поддержки. Он касается Ольги Карач и всех других, оказавшихся в такой же ситуации. Вы говорите, что вы приветствуете «настоящую оппозицию» в лице людей из Беларуси. Если честно, это меня пугает. Эта женщина – известный активист-миротворец из Беларуси. Она не поддерживает войну, она активист-миротворец.
Если она будет депортирована в Беларусь, следовательно, по закону на основании обвинений в терроризме за её правозащитную активность, ей может грозить смертная казнь. И Литва заявила, что она угроза национальной безопасности? Серьезно? Я нахожу это довольно пугающим, если честно. Я подразумеваю, что здесь лежит ответственность… предложить политическое убежище отказчикам по соображениям совести из Беларуси и России, активистам-миротворцам, это же очевидно.
Посмотреть на этот обмен мнениями можно здесь.
«Наш Дом»