29 апреля в Страсбурге (Франция) прошли слушания ПАСЕ по проблеме прав человека в Беларуси. Руководитель МЦГИ «Наш Дом» Ольга Карач была приглашена на слушания в качестве спикера. Основной фокус в своем докладе она сделала на репрессиях против правозащитников, а также на нарушении прав женщин и детей.

Основные тезисы доклада 

  • Репрессии, политические заключенные, изменения законодательства

По состоянию на июль 2021 года Следственный комитет возбудил 4691 уголовное дело по факту «экстремизма» в отношении участников мирных протестов в Беларуси. Поскольку в рамках одного уголовного дела обычно фигурируют несколько человек, то можно говорить о шести-семи тысячах потенциальных политзаключенных.

Режим навешивает ярлыки и применяет статьи Уголовного кодекса о терроризме и экстремизме против протестующих. «Экстремистскими» признаны 2048 материалов, в том числе 648 Telegram-каналов, 30 независимых СМИ, книг и даже компакт-дисков, 396 организаций и лиц признаны «причастными к террористической деятельности» (большинство из них признаны политзаключенными).

27 апреля 2022 года «парламент» режима внес поправку в Уголовный кодекс Республики Беларусь о применении смертной казни в качестве наказания за «покушение на совершение террористического акта». Учитывая, что режим Лукашенко относится к термину «терроризм» очень вольно и безрассудно, а термин «покушение» не определен (его режим может применять даже к комментарию, оставленному в социальных сетях), смертная казнь может быть также применена к любому неугодному Лукашенко беларусу.

И МЦГИ «Наш Дом» уверен, что он будет применен к большинству правозащитников, которые сейчас находятся под стражей

  • Статистика репрессий в Беларуси

На сегодняшний день более 200 000 белорусов были вынуждены бежать из страны, более 50 000 подверглись пыткам и издевательства

По данным коалиции правозащитных организаций во главе с Dissident.by, количество политзаключенных в Беларуси составляет 2260 человек.

Ольга Карач и Эмануэлис Зингерис

В Беларуси 10 детей-политзаключенных и 330 женщин-политзаключенных.

Женщины, подвергшиеся административному преследованию, были лишены свободы на 16 321 день по административным делам. По административным делам женщины выплатили 641 112,45 евро (из известных правозащитникам) в виде штрафов.

3 женщины подверглись принудительному переселению как этническое меньшинство. 1 женщина погибла в результате акта биологического терроризма (умышленное помещение больных COVID-19 в камеры с протестантами)

  • Цветовая маркировка и стигматизация в тюрьмах

В настоящее время в белорусских тюрьмах действует система, которая «маркирует» заключенных цветными бирками. Эта практика призвана облегчить выявление определенных лиц среди массы заключенных и часто приводит (и, вероятно, так и задумано) к стигматизации и дискриминации определенных групп в тюремном контингенте.

Политические заключенные получают желтые ярлыки. Желтая бирка означает, что человек «склонен к экстремизму» и подразумевает, что администрация колонии должна обратить на него особое внимание. На практике это означает, что эти люди всегда должны быть в первых рядах при проверках, получать письма, содержащие исключительно бытовую информацию. Также подчиняться любому распоряжению администрации — в противном случае лицо лишается телефонных звонков, свиданий, передач или назначается дополнительное наказание

Также отдельно частью доклада стала тема пыток, бесчеловечных условий содержания политзаключенных, насильственные самоубийства, смерти в тюрьмах.