Для нелегитимной власти врагами считаются даже безобидные пенсионерки — хотя госпропаганда постоянно говорит о необходимости думать и заботиться о стариках. Пожилые женщины проявили настоящий героизм, выйдя протестовать против режима Лукашенко. Многие признались, что делают это ради счастья детей и внуков. Сегодня мы расскажем вам о героических пенсионерках, которые не боятся ни тюрьмы, ни репрессий.
- Вот уже много лет обыкновенная беларусская пенсионерка Нина Багинская является одним из символов протеста.
Она работала геологом в Беларусском научно-исследовательском геологоразведочном институте, целью которого был поиск нефти и газа, стала членом Беларусского народного фронта и создала в институте местное товарищество БНФ. Но в 1994 году, после прихода Лукашенко к власти, ее уволили за активную позицию и за то, что она разговаривала на беларусском языке. Нина Багинская начала протестовать против режима еще в 1988 году. 1 августа 2014 года она была арестована за сожжение советского флага у здания КГБ в Минске. В 2018 году с плакатом «Беларусь репрессированная» пенсионерка протестовала против ресторана «Поедем поедим» в Куропатах. Она не прошла мимо и в 2020 году, начав выходить на протесты против нелегитимного режима. Ее неоднократно сажали в автозак, у нее отбирали бело-красно-белый флаг, несколько раз ей даже становилось плохо при силовиках. За многие годы Нине Багинской начислили штрафы на сумму более 17 тысяч долларов. Деньги исполнительные органы высчитывают из ее небольшой пенсии. От помощи неравнодушных беларусов Нина Багинская принципиально отказывается.
- 29 мая 2020 года 81-летняя гродненская пенсионерка Галина Андрейчик выступила на агитационном митинге Светланы Тихановской и попала на канал Сергея Тихановского «Страна для жизни».
Галина Андрейчик 52 года преподавала экономическую теорию в университетах Гродно. В 1990-е годы они вместе с мужем построили коттедж с помощью родственников из Австралии. 4 июня 2020 года, во время назначения нового правительства, Александр Лукашенко раскритиковал ее, а затем ею занялся КГБ. Ее дом незаконно сняли с дрона, и видео потом появилось на государственном телеканале. В сюжете заявили, что у нее есть квартира в центре Гродно, коттедж «две недостроенные фазенды», микроавтобус за $ 25 тысяч Сыновей ее назвали безработными, что не соответствует действительности — оба сына женщины работают в России. Из-за клеветы у пенсионерки появились проблемы со здоровьем.
- 8 декабря 2020 года по «делу Автуховича» была задержана 66-летняя пенсионерка Ирина Мельхер из Бреста.
Ирину задержали вместе с ее сыном Антоном, который работал программистом из дома. Сначала задержали сына — силовики просто пришли домой и арестовали его, едва он открыл дверь. А когда мать поехала узнать о том, где он, арестовали и ее. Об этом ее муж узнал только благодаря соседям, которые зашли проверить, все ли в порядке. Камера, в которой находится Ирина, в полном составе перенесла коронавирус. Ирина Мельхер в СИЗО КГБ почти не спит. Она перенесла гипертонический криз, ее самочувствие каждый день становится все хуже. Ей выделили верхнюю койку, куда ей тяжело забираться из-за лишнего веса. У Ирины проблемы с почками, она часто ходит в туалет, и ночью ей приходится ждать, когда проснется кто-нибудь из соседей и поможет ей забраться наверх. В СИЗО женщина попала в карцер. После этого у нее воспалились ягодицы, и она не могла сидеть. В июне 2021 года на Ирину Мельхер завели уголовное дело за участие в акции протеста в Бресте 13 сентября 2020 года.
- 15 декабря 2020 года в Минске судили 87-летнюю Елизавету Бурсову, которая вывесила на балконе бело-красно-белый флаг.
Судья признал это несанкционированным пикетом. Пенсионерке присудили штраф в размере 405 рублей, при том, что пенсия у нее составляет 600 рублей. В суде женщина напомнила, что первый президент Республики Беларусь давал присягу именно под таким флагом. В 1941 году Елизавета Бурсова смогла последним эвакуационным поездом уехать из Витебска. Ее родственники погибли в Барановичском гетто. В 2020 году пенсионерку больше всего возмутили официальные результаты выборов и события первых дней протестов. Она стала ходить на акции, вышла к Министерству образования в поддержку преподавателей, которые называли реальные цифры голосования на выборах 9 августа.
- 21 декабря 2020 года в Бресте задержали 63-летнюю Елену Гнаук из Пружан.
На тот момент это было ее десятое задержание, и она рассказала, что посидела во всех камерах ИВС. После выборов 2020 года Елена каждую неделю ездила на протест из родной деревни Ткачи в областной центр. Она стала фигуранткой уголовного «дела о хороводе в Бресте». Свою вину она не признала, заявив, что дело полностью сфабриковано. Елену приговорили к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. В июле 2021 года на Елену завели еще одно уголовное дело — на этот раз об оскорблении Лукашенко. В постановлении о возбуждении уголовного дела отмечается, что она «находясь в зале 201 «Дома правосудия», высказалась в отношении Лукашенко оскорбительной фразой. Пенсионерка рассказала, что в тот день она заявила, что 9 августа 2020 года власть в Беларуси захватил «не совсем здоровый психически человек». 3 сентября 2021 года ей добавили еще год ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Елена попыталась оспорить решение в суде, но приговор остался без изменений. В декабре 2021 года к Елене пришла милиция и хотела конфисковать ноутбук за то, что она сняла ролик, посвященный курдской семье, и выложила его в интернет. 26 декабря 2021 года Елену Гнаук задержали за «несанкционированный пикет» при помощи двух белых и одного красного мешков, привязанных к забору. Елену наказали сутками в ИВС, где по приказу руководителя пружанского РОВД ей запретили передавать передачи, писать и читать. Елена Гнаук объявила голодовку.
- 16 мая 2021 года 78-летняя пенсионерка Галина Иванова шла по улице Притыцкого, увидела на газоне скошенный тюльпан и положила его к мемориалу памяти Александра Тарайковского, убитого силовиками в августе 2020 года.
31 мая ее осудили за это на 1717 долларов. Всю жизнь пенсионерка работала инженером-электриком, но после прихода Лукашенко к власти завод, где она работала, оказался уничтожен. Женщина вынуждена была работать дворником и уборщицей до выхода на пенсию. В августе 2020 года, когда начались протесты, Галину Иванову поразила жестокость, с которой силовики избивали молодых людей. После убийства Александра Тарайковского женщина с подругами стала посещать марши пенсионеров. За один из выходов ее наказали штрафом в 600 рублей. Штраф в 1717 долларов для Галины Ивановой с пенсией в 644 рубля — сумма достаточно серьезная, и она приняла решение обжаловать его.
- 18 августа 2021 года силовики пришли с обыском к председателю общественного объединения пенсионеров «Наше поколение» 67-летней Татьяне Зелко.
Первый штраф Татьяна заплатила в ноябре 2020 года по статье 23.34 КоАП. 31 марта 2021 года к пенсионерке пришли пять сотрудников милиции, они были без формы, в масках и кепках, не представились. Сотрудники сказали, что у них есть ордер на обыск. На стене у Татьяны висел бело-красно-белый флаг, который силовики сорвали, перевесили на окно и сфотографировали это. С пенсионеркой обращались агрессивно, угрожали посадить на 30 суток и требовали снять обувь с шнурками, так как в тюрьме она не понадобится. Во время обыска у Татьяны изъяли флаг Евросоюза и украинский, который ей подарили. Ее квартиру оставили в разгромленном состоянии. 18 августа, во время нового обыска, у женщины изъяли технику, визитки и остатки национальной символики. Затем Татьяну увезли на допрос в центральный аппарат КГБ в качестве свидетеля по делу о неуплате налогов. После допроса пенсионерку отпустили.
- 10 сентября 2021 года в Минске судили трех пенсионерок, которые провели акцию солидарности с Максимом Знаком и Марией Колесниковой.
60-летняя Ирина Новик и 61-летняя Алла Буянкова получили 15 суток административного ареста, 61-летняя Наталья Агейчик — 30 суток ареста. В ее квартире сотрудники КГБ провели обыск и изъяли технику. Наталья Агейчик и Ирина Новик рассказали, что в это время были в других местах и у них есть доказательства в виде видеозаписи с камер, однако судья отказался их смотреть и признал женщин виновными. Алла Буянкова отказалась давать какие-либо показания, потому что не видела в этом смысла. Ранее пенсионерки были оштрафованы за чтение книг на беларусском языке в электричке в феврале 2021 года .
- 15 сентября 2021 года 65-летнюю Людмилу Хлусевич из Речицы приговорили к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Первый раз следователи пришли к ней 14 января 2021 года, забрали в отдел, где 4 часа допрашивали в рамках уголовного дела за оскорбление милиционера в социальной сети «Одноклассники». Во время следствия ей предъявили обвинения в оскорблении представителя власти в связи с исполнением им своих служебных обязанностей. Людмила Хлусевич, болеющая лейкозом, пережила обыск и около 10 допросов. Женщина похудела на 10 килограммов, страдала от гипертонии и бессонницы. Отчаявшись, она оставила предсмертную записку, из-за которой суд постановил провести комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. В ноябре на пенсионерку завели еще одно уголовное дело — на этот раз об оскорблении милиционера. А в декабре 2021 года Людмила Хлусевич получила «нарушение режима» за то, что пришла отмечаться в милицию на полтора часа раньше назначенного времени.
- 29 сентября 2021 года была задержана 68-летняя учительница беларусского языка на пенсии Эмма Степуленок из Миор.
Она работала в структурах комсомола, затем некоторое время была завучем по учебной работе, а после этого стала учительницей в средней школе №3. Выйдя на пенсию, педагог пошла в сельскую школу района и в детский сад. Избиралась депутатом районного Совета депутатов. На пенсии Эмма Степуленок получила водительские права, занималась цветоводством, рукоделием, самостоятельно делала ремонт в доме, писала стихи. Эмму Степуленок задержали за комментарий об Андрее Зельцере, который выстрелил в офицера КГБ. В СИЗО у женщины появились проблемы со зрением: она стала хуже видеть, начали слезиться глаза. Она попросила передать ей очки, которые остались дома. Кроме этого, у неё есть проблемы с давлением. Женщина проходит по уголовному делу по статьям 369 УК (оскорбление представителя власти) и 130 УК (разжигание социальной розни). Эмма Степуленок встретила в тюрьме свой день рождения.
Государство искренне полагает, что беларусские женщины после выхода на пенсию должны заниматься огородами и внуками, не имея права ни на какую активную деятельность. Нелегитимная власть превратила пенсионерок в рабынь с нищими пенсиями, которых хватает лишь на самое необходимое. Они не могут съездить на отдых, пойти на концерт, качественно лечиться — поэтому вышли против Лукашенко. МЦГИ «Наш Дом» выражает солидарность с беларусскими пенсионерками и надеется, что после победы их будет ждать достойная жизнь.