После начавшихся в стране репрессий на правозащитников страны легла немаленькая нагрузка. Нужно было зафиксировать травмы силовиков, оказать психологическую, юридическую помощь, связаться с международными организациями. Немалую роль в этом сыграли женщины. В рамках нашей новой кампании мы расскажем о женщинах-правозащитницах, которые выполняют свой долг, несмотря на опасность со стороны силовиков.
17 сентября 2020 года задержали правозащитницу Марфу Рабкову. Марфа была координатором волонтерской службы правозащитного центра «Весна». Здесь она наблюдала за проведением мирных собраний, участвовала в кампании независимого наблюдения, документировала свидетельств пыток и других жестоких видов обращения в отношении задержанных протестующих. В СИЗО Марфу Рабкову поставили на учет как склонную к экстремизму. В заключении у нее начались проблемы со здоровьем. Правозащитница переболела коронавирусом, ей требовалась стоматологическая помощь, которую ей не оказывали. Не удалось ей добиться и УЗИ, хотя она писала шесть обращений. Обследование Марфе необходимо, так как в тюрьме у нее начались спазматические боли. Также Марфа очень похудела и не раз теряла сознание. Только спустя год заключения правозащитнице разрешили увидеться с мужем. Девушка лишилась близких людей: у нее умерли отец и бабушка, но на их похороны ее не отпустили. Адвоката Марфы Наталью Мацкевич отстранили от работы и начали в ее отношении административное производство. В ноябре 2021 года стало известно, что Марфу Рабкову будут судить по 11 статьям, ей угрожает до 20 лет колонии.
18 января 2021 года задержали волонтера гомельского отделения правозащитного центра «Весна» Марию Тарасенко. Женщина была помощницей руководителя отделения Леонида Судаленко, также арестованного в январе 2021 года. Спустя 72 часа после задержания правозащитницу выпустили из изолятора. Дома у нее провели обыск. В октябре 2021 года суд запросил для Марии 2,5 года колонии. Мария Тарасенко, находившаяся во время суда на свободе, покинула Беларусь.
21 января 2021 года была задержана правозащитница гомельского отделения центра «Весна» Татьяна Ласица. Женщина делала многое для родной Речицы: благодаря ей здесь появилась мемориальная доска в честь уроженца города, артиста Ефима Копеляна, а в генплан города внесли строительство школы в одном из микрорайонов. А также Татьяна выступала за отмену списка запрещенных для женщин профессий и помогала обработать информацию для подготовки индивидуальных жалоб и обращений в суд. 3 ноября Татьяну приговорили к 2,5 годам лишения свободы за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок (часть 1 статьи 342 УК) и за финансирование лиц, участвующих в беспорядках (часть 2 статьи 342 УК).
5 апреля 2021 года прямо на улице задержали правозащитнику Татьяну Гацуру-Яворскую и поместили в изолятор временного содержания на улице Окрестина. Татьяна была директором общественного объединения «Звяно», которое занималось образованием в области прав человека и адвокацией, а также помогало людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Объединение готовило доклад о нарушении прав человека в период 7-14 августа 2020-го и состояло в Международном комитете по расследованию пыток в Беларуси. В 2021 году Татьяна стала организатором выставки «Машина дышит, а я нет», посвященной вызовам, с которыми столкнулись медицинские работники во время пандемии коронавируса. Выставка проработала всего три дня — 2 апреля 2021 года ее и пространство, где она проводилась, закрыли в связи с нарушениями, выявленными МЧС и санитарной службой. На самом же деле, никаких нарушений не было — просто в Беларуси нельзя говорить правду о борьбе с коронавирусом, ведь госпропаганда постоянно рассказывает о победе над пандемией. После задержания в доме Татьяны провели обыск, силовики пришли и в офис «Звена». 8 апреля Татьяне продлили срок содержания под стражей. Еще один обыск прошел в доме Татьяны 12 апреля. 14 апреля неизвестные лица пришли в СИЗО, где находилась Татьяна, и пообещали освободить ее и разрешить ее мужу остаться в стране, если она согласится с ними сотрудничать. Правозащитница отказалась. После него ее мужа Владимира вместе с детьми выслали из страны под угрозой задержания и определения детей в спецучреждения. 15 апреля Татьяну освободили из СИЗО.
6 апреля 2021 года силовики пришли с обыском к правозащитнице организации Human Constanta, эксперту ОБСЕ БДИПЧ Энире Броницкой. Чтобы заставить ее открыть дверь, правоохранители отключили электричество в ее квартире. Обыск прошел и по месту регистрации Броницкой — в квартире ее родителей. В протоколе было указано, что обыск проводился в связи с делом о массовых беспорядках. У Эниры Броницкой забрали технику и деньги и вызвали на допрос в Следственный комитет. На допросе правозащитница узнала, что обыск у нее был связан с Международным комитетом по расследованию пыток в Беларуси и что люди, которые подавали официальные жалобы по пыткам, проходят подозреваемыми по этому делу.
14 июля 2021 года была задержана правозащитница МЦГИ «Наш Дом» Юлия Горячко. Юлия оказалась в оппозиционном движении еще в 12 лет, когда стала членом молодежного движения «Зубры». После выборов 2006 года, когда ей было 18 лет, Юлия была задержана, ей дали пять суток заключения. В 2010 году она была активной участницей предвыборной кампании: собирала подписи за Некляева и была наблюдателем, а затем отправилась на акцию протеста на Площади Независимости. Она много лет работала с МЦГИ «Наш Дом»: поддерживала беларусов в залах судебных заседаний, работала с историями детей-328, помогала составлять обращения в органы власти. Через Юлию проходили страшные истории репрессированных, покалеченных, прошедших через пытки и унижения силовиками. После выборов 2020 года правозащитница с еще большим рвением продолжила защищать пострадавших от репрессивного режима. После задержания Юлия семь суток провела на Окрестина. Там не было ни матраса, ни белья, ей не передавали средства гигиены. У нее очень болел позвоночник, но ей не оказали медицинской помощи. Также Юлию снимали в программе для государственного ТВ, где заставляли признаваться в том, чего она не совершала. Юлия находится в СИЗО №1.
В августе 2021 года правозащитница организации Human Constanta Анастасия Лойко оказалась в заключении. Ее задержали сотрудники Департамента финансовых расследований. В ее квартире прошел обыск. Анастасию подозревали в помощи репрессированным, перевозке денег из-за границы, оплате штрафов и адвокатов на эти деньги в прошлые годы. Анастасия провела в ИВС трое суток. После выхода из заключения она рассказала об условиях на Окрестина: «Круглосуточный очень яркий свет, очень шумно на коридорах, очень трудно спать из-за света и шума. Еда очень плохого качества, не было ничего свежего, один раз только принесли квашеную капусту. Сменную одежду отобрали, оставили только гигиенические средства. Книги при поступлении в изолятор отобрали». Анастасия Лойко продолжает правозащитную деятельность.
Правозащитница Ольга Горбунова еще в раннем детстве столкнулась с насилием — ее отец бил маму. В 2003 году она защитила диплом по теме домашнего насилия и тогда же узнала об организации «Радислава», помогающей женщинам, которые потерпели от тиранов. Ольга стала волонтером-психологом на горячей линии и задержалась в «Радиславе» на 18 лет. При ней общественное объединение обрело дом, в котором пострадавшие от насилия могли спрятаться, получить необходимую психологическую, юридическую, медицинскую помощь, найти работу. Ольга оставалась в Беларуси, несмотря на уничтожение общественных организаций и фактическое отсутствие закона. 9 ноября 2021 года Ольгу Горбунову задержали. В провластных каналах появилось видео с ней, а силовики обвинили ее в организации протестных маршей. В заключении Ольга объявила голодовку, которую держала почти две недели и прекратила только тогда, когда ей выдали матрас, лекарства и передачу от родных. Ольгу будут судить по статье 293 УК (организация массовых беспорядков и участие в них) и статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).
И, конечно, среди других правозащитниц мы не можем не упомянуть Ольгу Карач. Ольга выехала из Беларуси в марте 2020 года, но даже почти два года спустя продолжает оставаться в беларусской повестке, защищать женщин и детей в стране, а также открыто говорить о преступлениях нелегитимной власти. Госпропаганда регулярно отвечает ей «взаимностью» и выпускает про нее порочащие сюжеты на телевидении. Нелегитимное государство признало Ольгу Карач причастной к террористической деятельности. Вернуться в Беларусь Ольга не сможет, пока в стране царит беззаконие. Ей, как и многим, кто говорит правду, грозит тюрьма.
Сложившаяся в Беларуси ситуация сделала невозможной любую правозащитную деятельность. Именно поэтому сотрудники и волонтеры правозащитных организаций массово уезжают из Беларуси, хотя здесь их помощь очень важна. Но даже за границей правозащитницы не забывают о своей родине, делая все возможное, чтобы режим Лукашенко ослаб, а люди не чувствовали себя беспомощными. Мы верим, что лучшие времена Беларуси настанут совсем скоро.