Август 2020 года вписал немало новых имен для беларусской истории. С тех пор каждый месяц мы узнаем о новых активистах и репрессиях против них. В частности, о тех, кто ушел в забастовку и отказался работать на диктаторский режим Лукашенко. Наш сегодняшний материал посвящен активистам забастовочного движения – рассказываем, кто они и где находятся сейчас.
17 августа 2020 года появилась информация об остановке шахт на «Беларуськалии». Позже стало известно, что предприятие находится в состоянии частичной забастовки. Сопредседателем образованного стачкома стал Анатолий Бокун, механик отделения сгущения сильвинитовой обогатительной фабрики первого рудоуправления. 31 августа 2020 года Анатолия задержали – он провел в СИЗО 55 суток, 40 суток из них – в изоляторе временного содержания. 8 мая 2021 года активиста задержали в Копыле, когда он поехал к своим родителям. Анатолия отвезли в Солигорск, где составили протокол по статье 24.3 КоАП, якобы за неповиновение законному требованию должностного лица. В протоколе было отмечено, что Бокун отказывался выходить из служебного автомобиля и оказывал неповиновение. По этой статье Анатолия посадили на 30 суток, однако в заключении он провел 45 суток. «В камере на четыре человека было очень тяжело дышать от духоты и жары. В туалет же выводили два раза в день на улицу. Питьевую воду надо было также просить у дежурных надзирателей. Как кто попал на сутки с одной маской, так и до освобождения с ней оставался», – вспоминал Анатолий. В общей сумме после выборов 2020 года активист пробыл под арестом более 100 суток.
10 сентября 2020 года машинист горных выемочных машин Юрий Корзун спустился в забой, приковал себя наручниками и отказался подниматься. До этого в соцсетях Юрий опубликовал пост, в котором заявил, что не может оставаться в стороне, когда режим уничтожает людей. На глубине 305 метров он провел около трех часов. Чтобы достать его, приехала бригада горных спасателей с инструментами. Пока снимали наручники, Юрию стало плохо: разболелось сердце, поднялось давление, ему потребовалась срочная медицинская помощь. Его госпитализировали. После этого Юрий продолжил забастовку. В ноябре 2020 года он был задержан в Коссово во время экскурсии туристической группы из «Беларуськалия». Всех участников группы признали виновными в участии в незаконной акции протеста. Утром 11 февраля 2021 года Юрия снова задержали. В это время он вышел во двор прогреть машину, на которой планировал везти в школу ребенка. Его арестовали на 15 суток, признав виновным в участии в несанкционированном мероприятии.
21 сентября 2020 года еще один работник «Беларуськалия» отказался подниматься из шахты – это был мастер горного участка рудника 4РУ Олег Куделка. На поверхность он передал записку со словами: «Присоединяюсь к стачке и до выполнения требований стачкома отказываюсь выезжать на поверхность». Жена шахтера Татьяна показала напечатанное обращение Олега. В нем шахтер требовал отставки директора «Беларуськалия», освобождения всех арестованных стачкомовцев, прекращения давления на них, отмены увольнений бастующих и прекращения насилия. Коллег, которые пришли поддержать Олега к руднику, задержали, а самого работника на скорой вывезли из шахты. Олег Куделка остался в Солигорске, несмотря на угрозу повторного задержания. 17 августа 2021 года он поехал в ГАИ поменять водительские права и был взят под стражу. Задержание было связано с административным делом. Родные Олега попытались получить информацию, но милиционеры не назвали им конкретную причину задержания.
Сейчас председателем стачкома «Беларуськалия» является Виталий Дядюк, уволенный с предприятия 26 августа 2020 года. После нескольких задержаний он не ночевал дома из-за боязни возможной слежки, поменял номера телефонов и выходил в интернет через VPN. В феврале 2021 года против Виталия Дядюка было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в крупном размере. Однако еще до этого активист сумел выехать за границу: сначала в Украину, затем – в Польшу.
Глава стачкома МТЗ Сергей Дылевский один из первых в августе высказался против власти Лукашенко. После того как на Минском тракторном заводе началась забастовка, его вызвали в Следственный комитет. Однако уже 23 августа 2020 года Сергей Дылевский принял участие в многотысячной акции протеста в Минске в составе Координационного Совета. На следующий день Сергей Дылевский был задержан возле проходной МАЗа в Минске за «незаконную организацию забастовок». Из изолятора в Жодино он вышел только 18 сентября 2020 года. 11 октября 2020 года Сергей Дылевский уволился с МТЗ, а 13 октября уехал из Беларуси. С тех пор уже больше года Сергей Дылевский живет в Варшаве и помогает беларусскому забастовочному движению.
На Минском автозаводе забастовка также началась сразу после выборов 2020 года. 13 августа работники предприятия приостановили работу в знак протеста против объявленных властями результатов выборов и жестокого подавления протестов. А уже 20 августа 2020 года стало известно о том, что глава стачкома МАЗ Евгений Бохвалов задержан. Тогда же стало известно о том, что сотрудники завода увольняются после неудавшейся забастовки. Первым появилось распоряжение об увольнении слесаря механосборочных работ автосборочного цеха, который не вышел на смену.
26 августа 2020 года был осужден на 10 суток ареста глава стачкома Минского завода колесных тягачей Александр Лавринович. Его задержали за участие в митинге 23 августа 2020 года и за то, что он на территории завода собирал подписи и проводил собрания. Александр работал инженером-электроником на МЗКТ. И охотиться на него начали примерно за неделю до задержания. 27 октября 2020 года Александр был уволен «за неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин». За день до увольнения он прошел с другими заводчанами по цехам с призывами «Далучайся!» и «Жыве Беларусь!»
Еще один работник МЗКТ, Андрей Судас, прославился тем, что выкрикнул грубую фразу в адрес Лукашенко, когда тот приехал на завод 17 августа 2020 года. Андрей работал бригадиром в цеху сборки и испытания автомобилей. После происшествия на заводе Андрей был задержан, а впоследствии уволен. Тогда же в августе Андрей Судас был вынужден уехать в Украину, где он пробыл около месяца, а затем в Польшу. Активист поработал на СТО, затем занялся установкой солнечных батарей.
На региональных предприятиях в августе 2020 года также появились стачкомы. Председателем стачкома «Гродно Азот» стал Юрий Рововой, который проработал на предприятии семь лет. Он был наблюдателем на президентских выборах и заметил там нарушения, а после них стал лидером забастовочного движения. 19 августа 2020 года рабочие «Гродно Азота» заявили, что собираются начинать забастовку и останавливать некоторые цеха, а уже утром 21 августа 2020 года в одном из мессенджеров появились сообщения от Ровового о попытке его задержания возле общежития. В итоге Юрия не задержали – коллеги сумели его защитить. После этой попытки Юрий два дня скрывался, а 24 августа 2020 года уехал из страны. За границей Юрий Рововой продолжил помощь беларусским рабочим.
После событий августа 2020 года Ольга Бритикова стала руководителем первичной организации независимого профсоюза на новополоцком предприятии «Нафтан». До этого она проработала на «Нафтане» более полутора десятка лет и в последнее время возглавляла отдел реализации нефтепродуктов. 17 августа 2020 года, когда на предприятие приехал уполномоченный представитель Лукашенко в Витебской области Иван Тертель, Ольга выступила на митинге работников. Ольга выразила глобальные и локальные требования сотрудников «Нафтана», среди которых – отставка Лукашенко и ЦИК, освобождение задержанных протестующих, прекращение насилия и расследование случаев превышения полномочий со стороны силовиков. Спустя несколько месяцев после этого Ольгу Бритикову уволили с «Нафтана».
Игорь Поваров был среди тех активистов стачкома БМЗ в Жлобине, которые 17 августа перекрыли дорогу техническому транспорту в знак протеста против несправедливых выборов, задержаний и насилия на улицах. После этого Игорю и еще нескольким работникам предъявили обвинение по части 1 статьи 342 УК РБ (групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок). 1 февраля 2021 года он был осужден на три года лишения свободы. Его коллег Александра Боброва и Евгения Говора помиловали 17 сентября этого года. Игорь по-прежнему остается в тюрьме. На воле его ждут жена и двое сыновей.
Имена этих активистов, как и многих других беларусов, навсегда останутся в истории Беларуси. Они достойны того, чтобы в книгах о борьбе за свободу беларусского народа им посвятили главы и разделы. Но пока на них заводят уголовные дела, их приговаривают к срокам и штрафам. Однако мы верим, что совсем скоро все изменится.