В августе 2020 года к борьбе с режимом Лукашенко подключились рабочие. На крупных предприятиях Беларуси сформировались стачкомы, которые выходили на акции протеста, объявляли об уходе в забастовку до выполнения их требований о прекращении насилия и пересчете голосов на выборах. Нелегитимная власть ответила масштабными репрессиями: рабочих сажали в тюрьмы, пытали, наказывали сроками заключения. Однако смелые люди продолжили давление на режим Лукашенко. Эта неделя в «Нашем Доме» посвящена стачкомам – сегодня мы расскажем, что сейчас происходит внутри них.
О первой забастовке на самом крупном предприятии страны – ОАО «Беларуськалий» в Солигорске – стало известно 17 августа 2020 года. Перед этим рабочие завода опубликовали обращение в группе города в социальных сетях, где сказали, что не могут оставаться в стороне от происходящего беспредела, мракобесия и террора по отношению к мирному населению. Забастовка продлилась два дня: 17 августа на работу не вышли 120 человек, 18-го – уже 671. 20 августа 2020 года директор «Беларуськалия» Иван Головатый пошел в суд и объявил, что никакой забастовки на предприятии нет, оно работает в режиме полной загрузки. 12 сентября 2020 года забастовку на «Беларуськалии» признали незаконной.
Больше чем за год более 120 рабочих «Беларуськалия» были уволены за свои политические взгляды. В сумме рабочим предприятия, которые выступили против режима Лукашенко, дали почти три года ареста. Административные и уголовные дела завели более чем на 80 работников предприятия. Однако шахтеров это не остановило: они продолжили объявлять о присоединении к забастовке, получать штрафы, сутки ареста и в конечном итоге выезжать из страны, чтобы спасти от преследования себя и своих детей. Бастующие продали машины, сдали в ломбард ценности и живут на накопления, однако идти работать на режим Лукашенко снова не торопятся. Ведь на «Беларуськалии» сейчас опасно для жизни.
Например, 22 октября 2021 года на руднике третьего рудоуправления отслоившимся куском породы с кровли выработки был травмирован такелажник Михаил Новик. Мужчина получил переломы ребер, также ему пробило легкое. 25 октября 2021 года на предприятии работника придавило колесом – мужчину привезли в больницу в Солигорске. Стачком «Беларуськалия» заявил, что руководство всеми силами пытается успеть выполнить обязательства по контрактам до начала действия санкций США — 8 декабря 2021. Далеко не новое оборудование работает на износ, но насколько его хватит – никто точно не может сказать, так как даже запчасти к нему не поставляются.
Известно о том, что сейчас на «Беларуськалии» ужасающая ситуация с коронавирусом. «Солигорская ЦРБ захлёбывается от наплыва заболевших. В настоящий момент с подтверждённым диагнозом коронавируса на больничном находится чуть более 600 работников ОАО «Беларуськалий». В настоящий момент по рудникам и фабрикам рудоуправлений проводятся рабочие собрания», – сообщалось в Telegram-канале стачкома 10 октября 2021 года.
9 августа 2021 года США обновили санкции, введенные против Беларуси, и в списки попал «Беларуськалий». Из-за этого с декабря 2021 года Литва остановит перевозки продукции «Беларуськалия» через свою страну. Это может стать проблемой для тех стран, которые еще сотрудничают с нашим калийным предприятием. Вдобавок, норвежская компания Yara пообещала пересмотреть условия сотрудничества с «Беларуськалием». Однако нелегитимный президент заявил: приостановка доставки грузов через Европу – это не проблема, ведь Россия уже предложила принимать участие в транзите.
19 августа 2020 года на забастовку вышли сотрудники «Гродно Азот». По словам одного из рабочих, на предприятии бастовали 1,5 тысячи человек, однако в пресс-службе завода заявили, что никакой забастовки нет. Тем не менее, актив завода собрал подписи за забастовку, в ходе чего выяснилось, что большинство рабочих в цехах поддерживают это решение и высказывают недоверие Александру Лукашенко. Завод собирались остановить в течение нескольких часов. Работники предприятия отправились на Гродненскую табачную фабрику, которая также собиралась протестовать, а затем – в центр города. Протест продолжился 25 августа 2020 года – тогда в Гродно задержали 28 сотрудников «Гродно Азот», когда они шли по улице. Все были без флагов и плакатов, не выкрикивали лозунги.
В сентябре 2020 года на предприятии случился ряд производственных инцидентов. Сначала в цехе аммиак-3 из-за отказа одного из датчиков контроля уровня в сепараторе произошла остановка узла синтеза. Далее в цехе карбамид-4 обнаружились проблемы в работе оборудования отделения синтеза, которые были решены в кратчайшие сроки. А 19 сентября 2020 года остановился цех аммиак-3 – вышел из строя регулятор давления прямого действия системы смазки турбокомпрессорного агрегата поз. В конце месяца десятки рабочих решили уволиться с завода.
Забастовка продолжилась 26 октября 2020 года. Ее подавили силой, позже руководство заявило, что предприятие работает в штатном режиме. А Лукашенко высказался за то, чтобы увольнять бастующих работников – их заменили рабочие из резерва и из других регионов страны. Из-за этого или нет, но «Гродно Азот» закончил 2020 год с чистым убытком в 85 млн рублей. Экспорт предприятия сократился на 18% в сравнении с 2019 годом.
В апреле 2021 года США возобновили санкции против «Гродно Азот», а 9 августа 2021 года генеральный директор завода Игорь Ляшенко попал в список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц. За 2021 год на заводе много раз происходили остановки цехов и оборудования. А рабочие предприятия высказывали недовольство тяжелыми условиями труда, грубым отношением руководства, увольнением квалифицированных кадров и снижением зарплат. В сентябре 2021 года на заводе начались задержания. Сначала были задержаны члены стачкома Андрей Погерило и Владимир Журавко. Также задержали мастера по ремонту оборудования цеха «Аммиак-3» Григория Рубана, мастера смены цеха «Аммиак-3» Дмитрия Илющенко и машиниста насосных установок цеха «Карбамид-2» Алексея Сидора. Затем был задержан заместитель председателя первичной организации независимого профсоюза Валентин Тереневич, на следующий день арестовали его жену. Под стражу был заключен и Сергей Шелест, который работал аппаратчиком цеха «Аммиак-3».
Работники МТЗ вышли на протест 13 августа 2020 года. Они устроили собрание на территории и выдвинули политические требования. Заводчане потребовали прекратить задержания мирных жителей и насилие со стороны силовиков, отпустить задержанных во время протестов, провести честные перевыборы и освободить политзаключенных. 14 августа 2020 года стало известно, что МТЗ практически остановил работу. 19 августа 2020 года к заводу пришли минчане, которые хотели поддержать протестующих людей. А уже на следующий день главу стачкома, Сергея Дылевского, вызвали в Следственный комитет. 5 октября 2020 года сотрудники МТЗ заявили, что государственные профсоюзы за деньги, собранные с работников, не защищают их права, а оказывают на них давление. Заводчане призвали всех уходить из государственных профсоюзов и вступать в независимые.
В 2020 году прибыль завода сократилась в 12 раз. По итогам 2020 года завод оказался должен 835 миллионов рублей по краткосрочным кредитам и 416 миллионов по долгосрочным. В 2021 году на МТЗ участились инциденты. 3 апреля 2021 года здесь произошел пожар. 9 апреля 2021 года горел склад завода – произошло загорание масла в консервационной ванне на участке консервации и упаковки. В мае на предприятии снова случился пожар – загорелись отложения в воздуховоде цеха точного стального литья. Еще одно возгорание произошло 19 августа 2021 года – в вентиляционном коробе загорелись отложения, и вспыхнуло масло, разлившееся на площади 10 квадратных метров. Помимо этого, на МТЗ не хватает кадров, а действующим работникам завода обещают премию за помощь в найме новых рабочих.
Минский завод колесных тягачей прославился тем, что 17 августа 2020 года рабочие кричали «Уходи!» вышедшему выступать перед ними Лукашенко. У проходной завода в тот день собрались тысячи демонстрантов, которые требовали отставки нелегитимного президента. Интернет облетело видео, на котором Лукашенко кинулся к рабочим, заметив, что они его снимают, и закричал: «Опусти телефон!» В тот же день правозащитники сообщили о задержании рабочего предприятия Андрея Судаса. 24 августа 2020 года председатель стачкома МЗКТ Александр Лавринович был задержан службой безопасности завода. Он рассказал, что пришел на завод в нерабочее время, чтобы провести опрос рабочих о забастовке. Ему удалось собрать несколько десятков голосов, прежде чем его деятельность прекратило руководство предприятия. 26 августа 2020 года он получил 10 суток ареста.
МЗКТ, как и другие предприятия, где была забастовка, потерял в выручке и прибыли в сравнении с 2019 годом. Выручка завода сократилась за прошлый год на 12,3% до 280,56 млн рублей. Себестоимость реализованной продукции уменьшилась на 6,9% до 209,26 млн рублей. Прибыль упала на 43,3%. Количество сотрудников также сократилось на 307 человек. По сообщениям в некоторых СМИ, из-за малой загруженности МЗКТ начинает собирать давальческие машинокомплекты автобусов МАЗ.
Работники Минского автомобильного завода присоединились к забастовке 13 августа 2020 года. Они высказали требование отставки Лукашенко и проведения новых выборов. Часть сотрудников предприятия вышла к управлению завода, однако их было немного. Уже 17 августа 2020 года на сайте МАЗ появилось письмо в поддержку нелегитимной власти. А 20 августа 2020 года стало известно о задержании главы стачкома МАЗ Евгения Бохвалова. 24 августа 2020 года у проходной завода были задержаны члены Координационного Совета.
МАЗ, как и другие заводы, потерял немало специалистов – из 50 молодых сотрудников на заводе осталось всего 19. 15 декабря 2020 года был задержан 31-летний сварщик МАЗ Юрий Карнилович, которого обвинили в оскорблении Юрия Караева в комментарии к видеоролику на YouTube-канале «ОГП-ТВ». Юрия Карниловича приговорили к трем годам ограничения свободы. 6 августа 2021 года 31-летнего инженера-технолога предприятия Александра Шимановича приговорили к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Согласно материалам дела, мужчина оскорбил известную своими жестокими приговорами помощницу прокурора Алину Касьянчик.
Сейчас МАЗ также утопает в долгах. В краткосрочных кредитах завод должен более 1 миллиарда рублей – и это при том, что в 2019 году было меньше на 342 миллиона. В долгосрочных кредитах завод должен 487 миллионов. Из-за санкций с предприятием не хотят сотрудничать другие страны, например, украинские Львов и Николаев отказались от беларусских автобусов для своих городов.
В горячем августе 2020 года бастовали не только столица и областные центры, но и предприятия в райцентрах. В Жлобине 17 августа 2020 года в 12 часов рядом с корпусами заводоуправления Беларусского металлургического завода собралась толпа из числа работников предприятия и других людей. На заводе в знак протеста перекрыли дорогу для технологического транспорта. В ноябре 2020 года активистов стали задерживать. 23 ноября был задержан и помещен под арест член Независимого профсоюза, слесарь-ремнтник БМЗ Игорь Поваров. Затем под стражу взяли еще двух работников: Евгения Гомана и Александра Боброва. В феврале 2021 года каждого из них осудили на три года лишения свободы в колонии общего режима. Однако 17 сентября 2021 года Александра и Евгения помиловали.
В марте 2021 года судили еще трех рабочих завода: Виктора Шмигельского, Илью Патрушева и Андрея Шевчука. Они были задержаны 17 ноября 2020 года на проходной предприятия за участие в несанкционированной акции протеста и насилие в отношении сотрудников милиции. Парни били ногами щиты ОМОНа. В августе 2021 года на два года колонии осудили еще двух работников завода, Яна Стеценко и Андрея Пархамовича, которые участвовали в протестах 9 августа 2020 года. Яна приговорили к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, Андрея – к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Новая волна задержаний на БМЗ прокатилась в сентябре 2021 года – с 21 по 23 сентября в Беларуси задержали активистов движения «Рабочы Рух». Среди 13 задержанных были сотрудники предприятия Александр Гашников, Дмитрий Елисеев и бывшая сотрудница Светлана Зыль. Сейчас все они находятся под арестом в статусе политзаключенных.
Завод, как и другие бастовавшие предприятия, вынужден разбираться с долгами. БМЗ должен 3,8 миллиарда рублей по краткосрочным кредитам, это на миллиард больше, чем было годом ранее. В долгосрочных кредитах завод должен еще 1,2 миллиарда, что на 164 миллиона больше, чем годом ранее. На предприятии стало меньше сотрудников – на 277 человек. Из-за ухода профессионалов на заводе постоянно случаются производственные аварии.
17 августа 2020 года работники предприятия «Нафтан» в Новополоцке вышли на митинг на территории предприятия. Начальник отдела реализации нефтепродуктов Ольга Бритикова от имени коллектива выдвинула политические требования к руководству завода, города и страны. Среди требований были отставка Лукашенко и ЦИК, освобождение всех политзаключенных, прекращение насилия и преследования со стороны силовиков, расследование всех случаев насилия над протестующими и случайными людьми. Также коллектив завода потребовал отставки главы Федерации профсоюзов Беларуси Михаила Орды за то, что он участвовал в политической агитации за Лукашенко во время предвыборной кампании. 7 октября 2020 года работники «Нафтана» выпустили обращение, в котором рассказали, в какой стране хотят жить и трудиться. В нем они раскритиковали нелегитимного президента.
После этого по предприятию прокатилась волна увольнений, а о чрезвычайных происшествиях на нем беларусы стали слышать гораздо чаще. В январе 2021 года на «Нафтане» загорелся водородосодержащий газ из-за разгерметизации подводящего трубопровода. В мае 2021 года в СМИ появились сообщения о том, что крупные российские нефтяные компании перестали поставлять нефть на «Нафтан», однако в пресс-службе предприятия сообщили о работе в штатном режиме. В конце сентября 2021 года на «Нафтане» загорелась установка замедленного коксования.
За год забастовки милиция неоднократно задерживала сотрудников предприятия по политическим мотивам. 11 августа 2021 года 36-летнего Сергея Хвостенка приговорили к 15 суткам ареста за бело-красно-белую наклейку на бампере автомобиля. А 21 сентября 2021 года в офис первичной организации Беларусского независимого профсоюза на «Нафтане» нагрянули силовики. Обыск прошел у председателя организации Ольги Бритиковой. 26 сентября 2021 года в России задержали бывшего юрисконсульта «Нафтана» Александра Капшуля, которого российские силовики передали сотрудникам беларусского КГБ. 27 сентября на рабочем месте задержали инженера-конструктора «Нафтана» Александра Болонкина. Он являлся заместителем председателя первичной организации Беларусского независимого профсоюза работников ОАО «Нафтан».
Несмотря на то, что множество рабочих сейчас в статусах политзаключенных, мы уверены: они не жалеют о том, что высказались против Лукашенко. Эти смелые люди искренне хотели видеть свою страну свободной, демократичной, европейской – и за это оказались за решеткой. Но мы очень надеемся, что после победы народа уехавшие стачкомовцы вернутся на родные предприятия, а те, кто сейчас в тюрьмах, помогут сделать из убыточных заводов прибыльные промышленные комплексы, которыми будет гордиться Беларусь будущего.