Очень многие приближенные к незаконной власти в нашей стране часто любят говорить о «стабильности». Дескать, «сами-знаете-кто» все «сохранил и приумножил». К сожалению, жизненные реалии изо дня в день твердят нам об обратном. Народ нищает, предприниматели разоряются, людей подвергают репрессиям. А не сегодня, так завтра Беларусь могут признать государством-террористом.

В августе прошлого года рабочие МЗКТ в открытую сказали наглому диктатору «уходи», когда он посмел показаться им на глаза. Кому как не им, знать все «прелести» мнимой «стабильности» и усиленного пускания пыли в глаза в государственных СМИ.

Сегодня хотелось бы рассказать вам, насколько опасным может быть труд на предприятиях. Зачастую обычный рабочий день заканчивается трагедией. Ведь «стабильность» неумолимо поглощает в нашей стране все, что должно работать на благо граждан. На производственных предприятиях это прежде всего уровень заработка рабочих (к сожалению, он оставляет желать лучшего) и техника безопасности.

Так, в 2020 году в организациях республики в результате несчастных случаев на производстве пострадало 1889 работающих (в 2019 году – 2042), из них 139 погибло и 638 получили тяжелые травмы.

В 2021 году на предприятии «Беларуськалий» произошло ЧП со смертельным исходом, получившее широкую огласку. В результате обрушения шахты дымохода погиб рабочий. Разумеется, пропагандисты наперебой закричали о том, что это «единичный случай», «следственный комитет проводит проверку» и прочую успокоительную чушь.

Но этот случай не единственный даже на этом предприятии и не только на этом.

4 ноября 2020 года на том же «Беларуськалии» погиб шахтер. Вы слышали о громких уголовных делах в отношении руководства, масштабной модернизации условий труда на предприятии и выплате солидных компенсаций семье погибшего? Мы тоже не слышали. Эту трагедию тихо замяли, и мы уверены, что так будет и в этот раз.

8 апреля 2021 года в Барановичском районе погиб вальщик леса. СК тогда тоже «начал проверку», но ее результаты не стали известны общественности.

24 апреля во время обслуживания экструзионно-выдувной машины, пришедшими в движение частями механизма смыкания – размыкания формы смертельно травмирован мастер участка одной из частных организаций Витебской области.

Как ни странно, но по официальной статистике львиная доля несчастных случаев на предприятиях Беларуси приходится на Минск и Минскую область. Рыба вот уже 26 лет гниет с головы и травит своим зловонием ни в чем не повинных людей.

В Беларуси основным документом, регламентирующим охрану труда на производствах, является закон «Об охране труда»Ст. 11 (Право работающего на охрану труда) этого закона предусматривает следующее:

  • получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа по вопросам охраны труда;
  • личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания;
  • рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;
  • обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;
  • отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Стоит ли говорить, что этот закон существует только на бумаге? Государство порой понуждает работников покупать за свой счет рабочие униформу и обувь. А в случае отказа от работы, предусмотренного законом, трудящийся попросту будет уволен.

Еще одним вопиющим и беззаконным фактором является то, что зачастую ответственные за безопасность на предприятии или его определенном участке всеми силами стараются скрыть факт производственной травмы на рабочем месте. Прежде всего для такого используются понуждения работника к написанию «отказной», в которой тот вынужден указывать, что сам виноват в полученной травме.

Приводим свидетельство пострадавшего на производстве (Минская область):

«Я работаю на укладке рельсов и шпал. Однажды при выгрузке шпал оборвалась чалка (Крепежный элемент при разгрузке и перемещении тяжелых элементов производства – Прим. Ред.) и шпалы рухнули вниз. Одна из них попала мне на ступню, раздробив кости. Эта чалка была весьма изношенной, использовалась больше года. Мы с ребятами говорили начальнику участка, чтобы ее заменили на новую, на что он ответил: «Пользуйтесь тем, что есть». После получения мной травмы меня доставили в больницу, куда сразу же примчался начальник участка и стал требовать от меня написать отказ от претензий, якобы я сам ногу подставил, когда шпалы опускали вниз. «Я тебе за это премию выпишу, не обижу. А поднимешь волну – я найду причину тебя уволить». Пришлось согласиться. У меня трое детей, новую работу найти – большая проблема. Да и он в любом случае бы отмазался».

Стоит сказать, что не только государственные производственные предприятия грешат подобным. Причина отсутствия охраны труда там лежит намного глубже. Государство обязано контролировать опасные для здоровья и жизни производства, но нечистых на руку «предпринимателей» выручают извечные спутники этой антинародной власти – коррупция и кумовство. Нам удалось поговорить с пострадавшим на частном производстве:

«Я около года работал в фирме, которая делает памятники из гранита. Занимался полировкой гранитных плит. Оформлен на эту работу никак не был, просто получал деньги. Условия там были просто ужасные. На вращающийся элемент, который полирует плиту, во время процесса должна непрерывно подаваться вода. Вода отводилась плохо, в цеху было постоянно сыро. При этом провода, в том числе и на 380 вольт, смонтированы там непонятно как, любая летящая капля могла вызвать замыкание.

В тот день начальник дал мне задание выровнять плиту и «снять» 5 мм с поверхности. Для этой тяжелой работы используется полностью металлическая насадка, которая вращается с большой скоростью, шлифуя камень. Получилось так, что насадка развалилась прямо во время процесса, один из осколков ударил меня в грудь, сломав два ребра, другие просто разлетелись. По счастливой случайности никто больше не пострадал.

Я посмотрел на осколок этой насадки и увидел, что она была не цельнометаллическая, а пористая, так называемый «порошок». Владелец даже не спросил, что со мной (а мне было очень плохо), а сразу начал орать на меня из-за сломанной насадки для станка («Она 80 баксов стоит!»). Я попросил вызвать мне скорую, на что он сказал: «Едь сам в больницу, мне процесс работы нарушать не надо».

Тогда, когда он отвлекся, я сфотографировал условия труда в нашем цеху, а также структуру разрушенной насадки. Выгрузил в облако и послал ему на Viber. Его тон резко сменился. Он предложил мне деньги, тысячу долларов, в обмен на эти фото, а потом отвез в больницу на своей машине. Мне казалось, я слышал, как скрипят его зубы, пока мы ехали (смеется).

Он откровенно сказал мне во время дороги: «Мне проще сейчас тебе этот косарь отдать. И тебе на лечение, и мне геморроя меньше. А по-другому ты ничего не получишь, я все равно не закроюсь, просто отдам больше «кому надо»». Деньги я взял, черт с ним. До перемены власти всех таких не пересажаешь».

К огромному сожалению и разочарованию, подобное происходит повсеместно в Беларуси. Отсутствие техники безопасности, спецодежды и элементов защиты. Нет независимых рабочих профсоюзов, а так называемые «комиссии» посещают производства только «для галочки». Все их члены обычно знакомы с руководителями предприятия. Наладить безопасный рабочий процесс не сложно. Сложно, чтобы этому не мешали. Но пока на троне восседает главный деструктивный организатор, жизнь рабочих Беларуси будет находиться под угрозой.