Законодательство по борьбе с наркотиками в Беларуси крайне жесткое, о чем мы уже не раз говорили. Однако случаев наркозависимости фиксируется все больше. В сентябре 2021 года в ОВД Гомельского облисполкома сообщили, что 44% мальчиков и 25% девочек хотя бы раз в жизни пробовали наркотики и другие психоактивные вещества. В области уже зафиксированы случаи зависимости от наркотиков у 9-10 летних детей. Это показывает: государственные методы борьбы с наркотиками неэффективны – но силовики продолжают сажать в тюрьмы детей.
В июне 2021 года прокуратура Могилевской области завершила расследование уголовного дела в отношении трех девушек и одного парня. Двое из обвиняемых были несовершеннолетними. С августа по декабрь 2020 года они занимались распространением психотропов, делая закладки на территории Могилева и Могилевского района. Молодые люди думали, что занимаются обычной работой, распространяют разрешенные смеси, а куратора считали нанимателем и отчитывались перед ним за выполненное задание. Молодых людей обвинили по части 3 статьи 328 УК (незаконный оборот наркотических средств). Срок наказания по этой статье – от двух до пяти лет.
В июле 2021 года к 10 годам лишения свободы приговорили двух брестчан 2003 и 2004 годов рождения. Приятели приобрели в тайниках 60,88 граммов мефедрона и 177,14 граммов альфа-PVP. Затем в гараже расфасовали психотропы на более мелкие партии, которые затем также закладывали в тайники. Информацию об их местоположении наркокурьеры сообщали куратору через интернет. Тогда же они получали плату за каждую закладку. Парней обвинили по части 4 статьи 328 УК. 10-летний срок оба будут отбывать в воспитательной колонии.
В августе 2021 года в распространении психотропов обвинили двух минских школьниц. 15-летних девушек обыскали – у каждой из них было обнаружено и изъято по 10 готовых закладок. В них, согласно заключению экспертов, был мефедрон. Оказалось, школьницы забрали закладки из тайника по указанию других людей, чтобы затем отнести их в другие места для последующего сбыта. Заказчиков не нашли, а несовершеннолетних минчанок обвинили по части 4 статьи 328 УК и отправили за решетку. На допросах девочки пояснили, что, делая закладки с мефедроном, хотели легко и быстро заработать много денег. Срок по этой части статьи – от 10 до 20 лет лишения свободы.
В конце сентября 2021 года в Мозыре вынесли приговор 17-летнему местному жителю, которого обвинили в незаконном обороте особо опасных психотропов. Желая подзаработать, парень стал курьером интернет-магазина. От заказчика он получил 6,3555 граммов альфа-PVP, затем разместил шесть свертков с веществом в тайниках и через Telegram отчитался о выполненной работе. Ранее парень таким же образом сбыл 20 граммов мефедрона. Его приговорили к 10 годам лишения свободы в воспитательной колонии.
Совсем недавно, 8 октября 2021 года, к такому же сроку приговорили 18-летнего учащегося одного из колледжей Речицы. Парень также хотел заработать денег и устроился работать курьером в интернет-магазин. Он размещал наркотики по тайникам в Гомеле и Речице, затем передавал данные клиентам. Молодой человек будет отбывать наказание в исправительной колонии в условиях усиленного режима. При обыске у него конфисковали телефон.
Это далеко не все случаи задержания подростков и молодых людей по статье 328, да еще по «тяжелой», четвертой части. Их судьба на ближайшие годы предопределена: в тюрьме они не смогут получить высшее образование и достойную оплату за тяжелый труд, а выйдя из мест заключения, вполне вероятно, не сумеют найти себя в обществе. Между тем, заказчики, которые предлагают подросткам заработать, до сих пор на свободе и раскидывают свои сети, вовлекая в паутину все новых людей. Однако государство не торопится вычислять и наказывать тех, кто предлагает детям легкий заработок, ограничиваясь лишь сроками для школьников.
Вот такое сообщение в Telegram получил один из интернет-пользователей. Некий Геннадий Дмитриев предлагает зарабатывать от 80 тысяч рублей в неделю (полагаем, речь идет о российских рублях), гарантирует полную безопасность и конфиденциальность. Редкий подросток, увидев такие суммы (недостижимые для сирот, ребят из деревень и малых городов), не плюнет на закон. Это и понятно: ребятам хочется одеваться не хуже, чем их кумиры из интернета, иметь дорогостоящие гаджеты, ездить «тусоваться» в Минск. Родители же не могут обеспечить их потребности, ведь государство не оплачивает их труд достойно, чтобы не нужно было экономить на всем. Подростки ищут любую работу – но вакансий в малых городах нет и для взрослых сотрудников. Поэтому они легко клюют на удочку, заброшенную распространителем наркотиков. А те еще и инструктируют, как не попасться в лапы милиции. Мальчишки и девчонки, гонимые жаждой заработать и уверенные, что за один-два раза их не поймают, идут на преступление.
А эти скриншоты из общения с заказчиком опубликовал независимый ресурс «Еврорадио». Журналисты уточняют: работу «минером» можно найти, как угодно. Например, прочитав объявление краской на столбе или рекламу на сайте. Иногда наркодилеры и сами выходят на подростка. Нередко ребята пишут о желании работать в группах в социальных сетях, оставляют контакты для связи, и менеджеры по кадрам выходят на них. А часто просто откликаются на вакансии, где обещают стабильную зарплату и свободный график в обмен на честность и порядочность. Одно из похожих объявлений мы нашли в группе в соцсети «ВКонтакте».
После того как подросток откликается на объявление, его просят зарегистрироваться в специальном приложении, где и идет общение с работодателем. «Когда кто-то соглашается, его перенаправляют к куратору, тот подробно рассказывает об условиях и обязанностях. Если жертву все устраивает, переходят к оформлению. Частью команды становятся двумя способами. Первый – человек высылает фотографию с паспортом, чтобы работодатель гарантированно мог найти сотрудника в случае, если тот решит скрыться. Второй – анонимный, но нужно на свои деньги купить товар, доход – это прибыль от распространения. У несовершеннолетних на руках нет средств, поэтому они выбирают первый вариант», – описывают схему сотрудники милиции. В обязанности «минера» входит забрать наркотики из тайника, о котором ему сообщает куратор, разделить на мелкие партии, расфасовать и разложить по укромным местам в городе, где нет видеонаблюдения. Затем останется только сфотографировать и отослать информацию заказчику. После успешно пройденного испытательного срока с пустыми пакетиками «минерам» поручают настоящее задание с наркотиком. Текучка «кадров» здесь большая – буквально одна-две закладки, и курьера ловят милиционеры. Впрочем, наркодилеры и не отрицают: да, риск есть, и немалый – потому и платятся такие баснословные деньги.
Государственная «Гомельская правда» рассказывает: в конце 2020-го и начале 2021 года произошла вспышка преступлений по статье 328 УК среди юных жителей районов. Чаще всего попадались ребята из Калинковичского, Жлобинского, Мозырского, Речицкого, Рогачевского районов. Власти, как и следовало ожидать, обвинили во всем родителей и учреждения образования, которые не обеспечили контроль за детьми. Примечательно, что три случая произошли с иногородними ребятами, которые учились в местных колледжах и лицеях. Например, учащийся Речицкого аграрного колледжа хранил наркотики прямо в общежитии. Обратим внимание на несколько фактов: более половины учащихся Речицкого аграрного колледжа – иногородние ребята из деревень (о чем написала государственная «СБ. Беларусь сегодня»). Средняя зарплата в Речицком районе, по официальным данным, 1085 рублей, а на селе – всего 648 рублей, но на сайтах с описанием вакансий предлагают работать и за 400-500 рублей. Содержать семью (а особенно с ребенком-студентом) за эти копейки не так-то и просто. Рассчитывать на то, что, поступив в среднее специальное учебное заведение, чадо перестанет нуждаться в деньгах, глупо. Максимальный размер стипендии в колледже – всего 131,06 беларусских рублей, а минимальный – 81,91 рубля. Из этих денег нужно оплатить проживание в общежитии, купить еду и канцелярские товары. Самое интересное – бюджет прожиточного минимума для студента, согласно последним данным, – 273,96 рубля. Даже максимальная стипендия до него не дотягивает.
Наиболее легко привлечь к заработку детей-сирот, ребят из неполных семей. В нашем материале мы рассказывали о том, почему сироты становятся жертвами наркодилеров. Очень часто за компанию с подростком идет его друг, одноклассник или однокурсник, которому тоже приглянулась непыльная работа с огромной зарплатой и возможность покупать что захочется, не завися от родителей. Такая история произошла с Владиславом Шарковским и Валерией Купченя. Уже несколько лет ребята находятся за решеткой, а за их свободу борется МЦГИ «Наш Дом». Магазины, торгующие нелегальными веществами, только рады «свежей крови»: для тех, кто приводит в бизнес компаньона, предусмотрены выплаты в размере около 5 тысяч рублей. Средства перечисляются на биткоин-кошелек, qiwi-кошелек и любые банковские карты. Однако воспользоваться ими у несовершеннолетних курьеров уже не получается – как правило, к этому времени они уже оказываются в СИЗО.
В 2016 году организация Belarus in Focus провела достаточно любопытный мониторинг по теме распространения наркотиков в Беларуси. Там отмечено, что основной поставщик наркотиков в Беларусь – это Российская Федерация. Со страной-соседкой у нас нет границы – и это при том, что едва ли не каждый год Беларусь и Россия усиливают совместную работу по борьбе с наркотиками. Например, в 2017 году после заседания объединенной коллегии генеральных прокуратур двух стран заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь рассказал: «На коллегии мы обсудили результаты совместной деятельности по противодействию этому злу. Уже принят ряд мер, мы их обобщим. Создана специальная рабочая группа, которая наметит новые мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков». Нелегальные каналы перевозки наркотиков из России в Беларусь тоже регулярно находятся и перекрываются. В сентябре 2021 года сотрудники минского и витебского наркоконтроля при поддержке ОМОНа задержали троих жителей Витебской области, которые поставляли из России крупные партии психотропов. Они даже успели разложить наркотики по тайникам в Минской области.
Еще один факт, о котором сообщили в мониторинге сотрудники Belarus in Focus, – это неофициальные данные, согласно которым, в ряде районов Беларуси бизнес, построенный на торговле наркотиками, прикрывают милиционеры. Этим объясняется то, почему правоохранители интересуются не заказчиками, а только исполнителями. От количества пойманных преступников зависят премии, грамоты и новые звания милиции. Не будет новых осужденных по статье 328 – не будет и прибыли. А терять деньги никто из сотрудников управлений наркоконтроля не намерен. Страшно осознавать, что цена премиальным надбавкам к зарплатам в 900-1300 рублей – жизни беларусских мальчишек и девчонок.
Команда МЦГИ «Наш Дом» продолжит борьбу за детей, которые по вине государства оказались вынуждены зарабатывать на жизнь нелегальным способом. Мы не хотим, чтобы у мальчишек и девчонок отнимали детство, занимая его рабским трудом в колонии. И мы требуем пересмотра всех дел детей-328, которые уже сидят в тюрьме, а также закрытия всех интернет-магазинов, которые торгуют психотропами. И мы очень надеемся, что в Беларуси без Лукашенко статья 328 УК будет пересмотрена, а наказания по ней станут адекватными.