В конце марта беларуские СМИ написали о задержании порядка 30 ортопедов-травматологов по всей стране. Из-за чего без помощи оказались многие беларусы, у которых были плановые операции, осмотры и консультации. Официальная версия, которую озвучил Лукашенко, — медики получали взятки от иностранцев. «У некоторых по 300 тысяч, по 650 тысяч евро при обысках обнаружили только дома», — заявил нелегитимный диктатор на совещании. 

Согласно официальной версии, ортопедов задержали по подозрению в махинациях с протезированием суставов. «Что мы будем делать с этой полусотней человек, которые были уличены в коррупции, которые брали от жуликов иностранного разлива и наших, которые представляли здесь немецкие и другие компании и которые делили эти деньги, — сказал Александр Лукашенко. — Я не зря сказал, что контролировал. Мы давно выявили этот процесс. И я спецслужбам не разрешал даже докладывать, не имея оснований. Но когда они собираются в ресторане, напиваются и представитель иностранной фирмы раздает в конвертах взятки (естественно, под камеру), и когда мне это докладывают — какое должно быть мое решение?».

Среди задержанных оказались врачи из Витебской области, два заведующих отделений травматологий из Гомельской области, три ортопеда-травматолога из Мозыря и личный врач Лукашенко. Говоря о нем, нелегитимный диктатор подчеркнул: «Печально, что туда попал и лечащий врач президента, который не единожды и президента обследовал. Я огорчен этим фактом, но закон есть закон — он един для всех».

Обратим внимание, что задержание ортопедов совпало по времени с появлением информации о том, что в беларуских больницах лечатся российские солдаты, раненые во время военных действий в Украине.

Известно, что  с начала войны раненых российских военных доставляют в больницы Мозыря и Гомеля, полевой госпиталь развернули в Наровле. С одной из больниц Гомельской области операционные работали без перерывов, только за ночь могли быть прооперированы до 50 человек. Одна из частых хирургических манипуляций — ампутация конечностей. 

Огласки нелегитимное руководство Беларуси панически боится, поэтому больницы превратились в охраняемые объекты. Здесь дежурит милиция, сотрудники КГБ, а врачей, которые могут что-то знать, увольняют. Многие беларуские медики под давлением подписали соглашение о неразглашении информации о погибших и раненых российских военных. Им запретили общаться с прессой, в противном случае пригрозили уволить. Но правды от местных жителей не скрыть — в особенности от тех, кого из-за российских военных оставили без своевременной помощи. Также многие видели поезда с трупами российских военных и закрытое кладбище, которое приспособили под могилы для русских солдат.

Вполне возможно, что среди задержанных врачей были и те, кто лечил солдат, занимался ампутацией, протезировал суставы.

Далеко не все делали это по своей воле. Например, некоторые специалисты заявляли, что никуда не поедут. «А если предложат, отправлю на три буквы. Есть целый военно-медицинский факультет, который готовит военных врачей. Пусть их привлекают», — поделился с изданием DW один из медиков. У заключенных в СИЗО особо нет выбора, они вынуждены делать то, что им говорит администрация, под страхом пыток, карцера, отсутствия еды, проблем со здоровьем. О том, какие ужасы происходят в беларуских тюрьмах, мы уже не раз рассказывали. Поэтому можно предположить, что лучших ортопедов-травматологов со всей страны везут из СИЗО лечить военнослужащих, а затем возвращают обратно в камеры.

Подтверждением колоссального давления на медиков является факт, что один из задержанных порезал себе шею. Об этом рассказал его коллега. Он уточнил, что раны у него поверхностные. Зачем врач это сделал, непонятно. А мы напомним, что то же самое сделал Степан Латыпов 1 июня прошлого года. Его отец рассказывал, что политзаключенным в тюрьме говорят, что они преступники, уголовники. В ноябре 2020 года Степан побывал в так называемом «Шанхае»: «Это корпус с нарами в три этажа, полный тараканов и маргиналов, там я лежал часами, обернув лицо мокрым полотенцем». Степана Латыпова отправляли на принудительную психиатрическую экспертизу.

Что же делать с «провинившимися» ортопедами?

Лукашенко предложил такой вариант: «Хотелось бы сегодня в присутствии нашего главного блюстителя закона генерального прокурора определиться, что мы будем делать с этими людьми. Я знаю ваши обращения с просьбой взять их на поруки. Не простить, а взять на поруки после того, как они компенсируют огромный ущерб государству. Направить их, по вашему решению, в какую-то структуру для работы. Естественно, по специальности».

Наказание принудительным трудом в глубинке типично для провинившихся чиновников. Например, бывший заместитель генерального прокурора Александр Архипов был был осужден на шесть лет лишения свободы за получение взятки и злоупотребление властью или служебными полномочиями. Но в 2014 году, за четыре года до конца срока, он был помилован президентом и направлен в сельскохозяйственное предприятие «Петровичи» недалеко от Минска. Бывшего председателя Солигорского райисполкома Александра Римашевского в декабре 2017 года приговорили к 8 годам лишения свободы за взятку. Но летом 2018 года стало известно, что он досрочно освободился и возглавил сельхозпредприятие в Дрогичинском районе. Бывшего директора Бобруйского мясокомбината Виктора Ходасевича в мае 2015 года приговорили к двум годам колонии усиленного режима и штрафу. Но уже в феврале 2016 года его поставили руководить СПК «Липовка» в Хотимском районе. 

Можно сделать вывод, что врачей, признанных виновными по «делу ортопедов», отправят работать в сельские фельдшерско-акушерские пункты или участковые больницы. Конечно, там тоже нужны специалисты — но при переезде в сельскую местность у медиков ощутимо ухудшатся условия труда и уменьшится зарплата. Не всегда в сельской больнице есть качественный ремонт, необходимое оборудование, транспорт для посещения отдаленных деревень. Если врача отправят в деревню далеко от дома, ему придется искать квартиру в новом месте, и не факт, что удастся найти комфортное жилье. Медиков ожидает разрыв с семьей, которая может не согласиться переезжать из крупного города в деревню. 

Мы напомним, что в Беларуси катастрофически не хватает медиков. Врачей ищут не только в Минске, но и в регионах: Марьиной Горке, Бобруйске, Ляховичах, Барановичах. Многие врачи оказались выдавленными из страны после протестов 2020 года. Некоторые специалисты из-за участия в протестах находятся за решеткой. Если приговорить к срокам всех обвиняемых по «делу ортопедов», ситуация в медицинской сфере только усугубится. Беларусы в разных точках страны останутся без помощи, что может повлечь страшные последствия для здоровья, вплоть до смерти.