Первый день лета принес беларусам новые трагические вести. 41-летний Степан Латыпов, житель «площади Перемен», во время суда вскочил на лавку, чтобы конвоиры его не достали, и воткнул ручку себе в горло. Его увезли в больницу в состоянии искусственной комы. На суде Степан признался, что ГУБОПиК угрожал ему завести дела на родных и соседей, если он не признает вину.

Директор компании «Беларбо» Степан Латыпов был задержан 15 сентября 2020 года. В тот день он охранял будку с изображением «диджеев перемен» от силовиков, которые пришли закрашивать мурал. Мужчина потребовал у неизвестных в гражданской одежде и масках представиться, в ответ на это его скрутили и потащили в машину. Его обвинили в создании дворового telegram-чата, мастерской по изготовлению протестной символики (части 1 и 2 статьи 342 УК), сопротивлении сотрудникам милиции (статья 363 УК). Кроме этого, ему вынесли обвинение в введении в заблуждение клиентов при оказании услуг по химической защите растений (статья 209 часть 4 УК). После задержания в квартире Степана Латыпова провели обыск, а 19 сентября госСМИ выдали информацию о том, что Степан организовал незаконный канал поставки химикатов в страну и собирался отравлять ими сотрудников милиции. Впрочем, на суде об этой версии благополучно забыли.

На суд Степан Латыпов приехал с отеками на лице, синяком под глазами, на левой руке из-под рубашки виден бинт, на пальце – пластырь. «Пострадавшие» при задержании Степана 15 сентября милиционеры на суде начали путаться в показаниях и не могли определиться, ударил их Степан или только попытался. После допроса силовиков, заявивших, что претензий у них к подсудимому нет, на допрос вызвали отца Степана. Последние слова политзаключенного перед попыткой суицида были адресованы отцу: «После свидания с тобой ко мне пришел ГУБОП и пообещал, если я не признаю вину, то будет «пресс-хата» (камера, в которой у осужденных выбивают нужные показания – прим.ред.) и уголовные дела против родных и соседей. «Пресс-хата» у меня уже была – 51 день. Так что, ты готовься…».

После допроса в суде отца Степан встал на скамейку в клетке чтобы не дотянулись конвоиры, и вставил себе в горло ручку. Мужчина посинел и лег на скамейку, но помощь ему начали оказывать не сразу. Конвоиры сначала стали выгонять людей из зала, затем искать ключи от клетки. Из зала суда в машину скорой помощи его несли уже без сознания. Сейчас он находится в больнице после операции.

О том, что происходило со Степаном в тюрьме, известно немногое. 12 января 2021 года адвокат мужчины рассказал, что Степан – «сильный человек, держится. По письмам – с задержками, на все отвечает». От имени Латыпова его адвокат поблагодарил всех, кто поддерживает политзаключенного, и отметил, что это очень важно для него. С 11 апреля Степан находился в ШИЗО вместе с людьми, имеюшими психические особенности.

МЦГИ «Наш Дом» требует немедленно прекратить давление на политзаключенных. Мы призываем освободить Степана Латыпова и других узников режима Лукашенко, а также прекратить позорные «судилища» над мирными беларусами. После ухода диктатора мы обещаем наказать всех виновных в издевательстве над политзаключенными.