17-летний Дмитрий Стаховский больше никогда не будет онлайн – последняя запись на его странице появилась 26 мая в полдень. Подросток проходил подозреваемым по делу о массовых беспорядках 9-10 августа в Минске. Теперь предъявить обвинение ему не смогут – он спрыгнул с крыши 16-этажного здания в столице.

Дмитрий – сирота. Он жил в общежитии, сотрудники которого и сообщили следователям, что он участвовал в акциях протеста. Накануне самоубийства парень ходил на очередной допрос, а вечером 25 мая решил добровольно уйти из жизни. Причем близким о его смерти сообщили только на следующий день. Как сказала подруга Дмитрия, «позвонили и сказали, что Димы больше нет. Знаем только, что спрыгнул он в районе Уручья с 16-этажки».

В предсмертной записке на странице в социальных сетях Дима написал, что в его смерти виноват Следственный комитет. «Уже не секрет, что у меня была уголовная статья 293 часть 2. Вкратце, за митинги. Если бы на меня не продолжали морально давить, думаю, я бы не решился на такой ужасный поступок, как суицид. Но мои силы были на исходе. И, как вы можете видеть, я не справился».

Дмитрий признался, что получал много поддержки от людей. А еще – что жалеет о том, что его жизнь оказалась такой короткой. Он рассказал, что у него было много планов, в частности, уехать из страны, жить и работать за границей. Суицид стал для него тяжелым выбором. «Сказать, что суицид – это решение всех твоих проблем, не могу. Нет, друзья. Это неправильный выбор. Это самый ужасный выбор. Живите. Жизнь надо ценить. Она у вас одна и другой у вас уже точно не будет», – написал Дмитрий.

В завершении послания он поблагодарил друзей и знакомых, а также всех людей, которых встретил в жизни. Он добавил, что любил помогать и делать добро, пожелал быть добрее и жить «на позитиве».

Ответ от Следственного комитета появился незамедлительно. В официальном сообщении сказали, что тело Дмитрия нашли ночью 26 мая. Следователи назначили судебно-медицинскую и посмертную психолого-психиатрическую экспертизы. А еще сообщили, что в крови молодого человека был обнаружен алкоголь –2,4 промилле. Что касается обвинений в давлении, то в структуре МВД заявили: следственные действия с участием Дмитрия проводились исключительно с соблюдением норм действующего законодательства и в присутствии защитника.

Беларусь регулярно попадает в десятку стран – лидеров по числу суицидов. В 2019 году мы были восьмыми, в 2018-м – пятыми. Только за первый квартал 2020 года, по словам Лукашенко, в Беларуси случилось около 400 самоубийств. Открытые данные о суицидах подростков есть лишь за 2018 год: тогда количество трагических случаев составило 28, увеличившись по сравнению с 2017 годом. Выросло и число попыток суицида – в 2018-м было зарегистрировано 347, а в 2017-м – 298. Уже исходя из этого, можно представить, что число покончивших с собой детей растет. И если до 2020 года подростки уходили из жизни, столкнувшись с личными проблемами, то с прошлого года в их желание жить вмешивается еще и политический фактор.

За прошедшие после выборов месяцы этот случай суицида – далеко не первый. К счастью, две других попытки суицида, о которых сообщили в открытых источниках, оказались неудачными. 21 сентября 2020 года в Минске пыталась сброситься с 20-этажного здания 16-летняя девушка. Наряд милиции, прибывший на место, сумел установить контакт с подростком и отговорить от суицида. Затем милиционеры затащили девушку в помещение.

Еще один случай произошел 24 апреля. Подросток из агрогородка Полесский Лунинецкого района забрался в заброшенное здание, облил себя бензином и поджег. Причиной, по версии следствия, стал разговор с девушкой, который произошел непосредственно перед актом самосожжения. Огонь заметили жители дома напротив, которые сумели потушить одежду на молодом человеке и вызвали медиков. Парня госпитализировали с ожогами.

Мы уже писали о том, в каких обстоятельствах вынуждены жить юные беларусы. МЦГИ «Наш Дом» не исключает, что по причине давления со стороны властей, учителей число покончивших с собой детей увеличится. Юные беларусы лишены детских и юношеских радостей и уже сейчас ходят на допросы, защищают прописанное в Конституции право иметь собственное мнение, ждут из тюрем отцов, матерей, братьев и сестер. Жизнь в нездоровой обстановке опасна для неокрепшей психики. И ради счастливого будущего наших детей мы обязаны свергнуть фашистский режим Лукашенко.