Несмотря на то, что сельское хозяйство в Беларуси под пристальным контролем диктатора, коровы и свиньи, живущие на фермах, так же бесправны, как и домашние кошки и собаки. Пожалуй, на примере сельскохозяйственных животных сильнее всего заметны несовершенства системы: отсутствие конкурентной зарплаты у ветеринаров и, как следствие, ветеринарной помощи больным животным, отсутствие порядка на фермах (несмотря на постоянные инспекции Лукашенко), отсутствие банальной заботы о копытных. Сегодня мы расскажем вам, что творится на беларусских фермах.
Падеж скота в хозяйствах – явление достаточно частое. Соответствующие сообщения появляются в медиа едва ли не каждый месяц. Правда, есть нюанс: об этом пишут только независимые СМИ и Telegram-каналы. Например, в 2013 году в оппозиционных медиа появилось сообщение о массовом падеже свиней в Воложинском районе. Местные жители заявили об африканской чуме свиней. Скот уничтожали сотрудники МЧС – хозяев убитых животных ждала крохотная компенсация. В пресс-службе Министерства сельского хозяйства и продовольствия комментариев по этому поводу не дали. А в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома во всем обвинили импортные корма, привезенные бизнесменами, а никакой эпидемии в районе нет. Журналисты напомнили про случай 2012 года, когда массовый убой и сжигание свиней в Новогрудском районе объяснили учениями.
В то же время государственная пресса показывает лишь чистоту и порядок на фермах, ухоженных и ласковых коров, расхваливает местные власти и обвиняет Запад и Европу в создании фейков. И неудивительно – диктатор лично контролирует содержание коров на фермах. В марте 2019 года на ферме агрохолдинга «Купаловская» в Шкловском районе Лукашенко, не стесняясь в выражениях, заступился за копытных, заявив, что здесь Освенцим, они стоят в навозе. После этой поездки с должности сняли министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца, который отправился работать председателем Могилевского облисполкома. Однако заботиться о коровах на предприятии лучше не стали: спустя несколько месяцев в этом же районе зафиксировали жестокое обращение с животными на ферме «Уланово».
«Кучи навоза, обос*анные и доведенные до изнеможения коровы. Больные, хромые. 70% коров заражены в том числе золотистым стафилококком – таким молоком даже телят кормить нельзя, только на утилизацию. Держат лишнее поголовье специально, чтобы показывать хорошие надои, так как он считается на корову. А реально их там голов на 200 больше. Они даже в клетки не помещаются, стоят там, как сельди в бочке. Корова даже не может лечь, чтобы отдохнуть», – поделились работники фермы.
В том же году проблемы обнаружились и в агрогородке Паршино Горецкого района. Сайт одного из независимых СМИ разместил фото грязных коров с травмами, раздражениями на вымени. Копытные вынуждены были лежать в навозных лужах, а не на чистых подстилках – но это местное начальство не волновало. Когда журналисты приехали на ферму, то ее администрация рассказала: фото, показанные в интернете, – неправда, но одно честное с этой фермы все же есть. Это фото с мертвыми телятами: как объяснили на предприятии, два теленка пало из-за гипотрофии, остальные – мертворожденные. Ненормально, на взгляд руководства, то, что было сразу четыре мертворожденных теленка, считают на ферме. В Комитете государственного контроля сообщили: на предприятии несвоевременно убирают навоз, отдельные помещения в неудовлетворительном состоянии, есть животные с истощением, больными копытами, гинекологическими заболеваниями. Нарушения, по словам представителей ведомства, после их визита исправили.
В феврале 2020 года в поселке Стрешин Жлобинского района умерших коров развозили по дворам и сараям работников местного хозяйства. До этого в интернете появилось видео из комплекса, где коровы умирали, застревая в навозе, а их трупы собирали недалеко от фермы посреди поля. По словам работников предприятия, скот умирал от голода и отсутствия присмотра, а расплачивались за бесхозяйственность обычные работники. Именно они вынуждены были прятать у себя трупы животных, чтобы скрыть массовый падеж скота. Против руководителя агропредприятия Ольги Камай возбудили уголовное дело. Жаловался на нее и коллектив – но им стали угрожать увольнением. Когда журналисты, опубликовавшие фото умерших коров, обратились на предприятие за комментарием, Ольга Камай заявила, что все это слухи, а она ничего говорить не будет.
В июне 2021 года в интернет попало видео из деревни Другая Слободка Петриковского района. Вокруг местной фермы были разбросаны туши мертвых коров и телят, скот содержался в ужасных условиях и получал в качестве корма испорченный силос. Недовольные работники вынуждены были молчать под угрозой увольнения. К слову, зарплата на ферме – всего 200 рублей, но люди боятся лишиться и этого.
Вместо того чтобы разобраться в проблеме падежа скота на фермах и наказать виновных, государственным СМИ намного проще объяснить происходящее фейками. «Ясно было сразу: это фейк. А вот зачем он нужен? Наверное, не всем нравятся стабильная работа, движение вперед наших предприятий. Но на самом деле они есть», – рассказал журналистам подконтрольной Лукашенко газеты председатель Мстиславского райисполкома Дмитрий Пимошенко. В его районе летом появилась информация об изнеможенных и голодных коровах на одной из ферм. Акулы пера отправились инспектировать предприятие – и, как водится, ничего не нашли.
«По всем признакам команда «фас» на беларусское сельское хозяйство дана сверху с посулом доплаты. Может, надеются, что общий смысл поляки не уловят, только ключевые слова типа «коровы», – пишет журналистка государственной «Сельской газеты». Однако в статье не указываются личности, которые отдали приказ атаковать сельское хозяйство нашей страны. Равно как не объясняется, зачем полякам нужно знать о состоянии коров на предприятиях Беларуси и как с помощью этой информации можно досадить диктатору Лукашенко. А самое главное – ни в одной статье не дается информация о том, что может быть причиной падежа скота и какую зарплату получают работники сельскохозяйственных предприятий.
Вакансий ветеринарных врачей в Беларуси больше тысячи. Зарплаты разные: в столице – 1000-1200 рублей, в регионах – 500-800 рублей. Почти никто не едет работать в сельском хозяйстве добровольно – чаще всего это студенты по распределению, которые отрабатывают в рабских условиях от двух до пяти лет. Иногда им выделяют в пользование дома (бывает, без газового отопления, мебели, с высокими коммунальными платежами). Куда реже выпускникам колледжей и университетов удается избавиться от рабской повинности. В 2019 году в интернете появился откровенный рассказ ветеринара по распределению, которая не смогла выдержать моральное давление в коллективе, специфическое руководство и безденежье.
«После такой отработки поняла, что большинство колхозов в Беларуси – просто утопающие в навозе фермы, там нет ничего хорошего. Жилье дали: мы впятером жили в «трешке». Подъемные маленькие: всего 200 рублей – это гораздо меньше, чем у всех моих одногруппников. Первую зарплату дали через два месяца – в конце сентября. За нами должны были закрепить ветврача, который подскажет и поможет, но этого не произошло. Никто не собирался мне ничего объяснять. Меня считали (да и называли) дурой, спрашивали, чему меня в колледже учили. Работала на комплексе: лечила маститы – была на доильной установке; иногда требовалось еще с телятами работать. Все должна была делать одна, ко мне не приставили даже санитара. Платили примерно 320 рублей. Конечно, на такие деньги едва выживаешь», – рассказала одна из студенток.
Другая героиня распределилась в одно из хозяйств Минской области недалеко от столицы и также столкнулась с трудностями. Ей не дали квартиру из-за безденежья предприятия, лишь после рождения ребенка удалось получить дом – правда, без отопления и удобств. Специалист пожаловалась на низкие зарплаты (370 рублей в месяц) и тяжелые взаимоотношения с коллективом – пожилыми и нередко пьющими людьми.
«Работа ветеринара в колхозе заключается в основном в лечении крупного рогатого скота: помимо мастита, у коров немало гинекологических проблем. Кроме того, надо контролировать доение, вести документацию, проверять молоко, отслеживать вакцинацию. Если падеж – составлять акты. Помогать молодому специалисту никто не готов, а требовали всегда выше крыши. Поголовье на ферме – больше тысячи, а фельдшера всего два, при этом мой напарник – пожилой человек, давно уставший от своей работы», – дополняет девушка.
Зоотехники в Беларуси также нужны – в интернете выставлено 457 вакансий. Недалеко от столицы можно найти работу с зарплатой 1000-1100 рублей. В регионах зарплаты зоотехника достигают 400-750 рублей. Такие вакансии (даже с доплатой молодым специалистам) не привлекают беларусов, даже несмотря на обещание жилья. И, видимо, проблема достаточно серьезна – про нее говорят даже на страницах государственных СМИ. «Два молодых специалиста, отработав положенные два года после распределения, уволились. Юрченко удержать их не удалось. Хотя и зарплата в хозяйстве неплохая, и жилье дают. Но молодые люди оставаться не захотели. Если в пригородном и весьма крепком хозяйстве не хватает специалистов, то что уж говорить про остальных», – сетует «СБ. Беларусь сегодня».
Еще одна проблема – отношение к кадрам, которое мало чем отличается от тюремного. В 2017 году в редакцию издания «Хартия 97» пришло письмо от Анастасии Козак, молодой сотрудницы хозяйства в Каменецком районе. Однажды утром на ферму приехали главный зоотехник и заместитель по животноводству. Когда Анастасия осталась с ними наедине, ее тут же начали засыпать вопросами о том, что не входит в ее обязанности. Специалист стала высказывать свое мнение – и получила агрессию в свой адрес. Когда Анастасия заявила, что будет записывать беседу на диктофон, главный зоотехник подбежала к ней и начала бить по лицу. Заместитель по животноводству удерживала девушку, выкручивая ей руки. Анастасии удалось сбежать и вызвать милицию, но директор хозяйства заявил, что она ничего не докажет.
«Мы слышим только оскорбления в свой адрес, крики и маты от главных специалистов. Научить нас также ничему не могут и даже не пытаются. Работаем мы, бывает и по 12 часов в день, но в табеле у нас все равно будет стоять 7 часов, а в субботу – 5 часов. В воскресенье формально должен быть выходной, хотя молодых специалистов вынуждают работать без выходных. Отпуска вообще невозможно добиться, постоянно по 100-150-200 рублей высчитывают непонятно за что», – поделилась Анастасия.
В начале 2021 года Совет Министров постановил предоставить хозяйствам дизельное топливо с существенной скидкой, профинансировать из бюджета ремонт и техобслуживание техники, покупку запчастей, комплектующих, фильтров, масел и смазок. Государство пообещало подставить плечо в приобретении удобрений, известковых материалов, семян, в погашении кредитов. Всего же с 2021 по 2025 год власть планирует выделить на сельское хозяйство 3,3 миллиарда долларов. Также государство инвестирует 42,3 млн рублей в строительство новых молочнотоварных ферм. Трудно не согласиться, что на поддержку отрасли тратятся колоссальные ресурсы – и, как видно, денег все равно не хватает ни на достойные зарплаты специалистам, ни на ремонт и наведение порядка на фермах, ни на заботу о животных. А ведь именно они – главные кормильцы беларусов, поставщики молока и мяса. Они уж точно не заслужили того, чтобы стоять и лежать в навозе, страдать от тяжелых болезней и не получать лечения, умирать от бездействия сотрудников ферм, потому что они получают низкие зарплаты и из-за этого не хотят трудиться.
Беларусь стала тюрьмой не только для людей, но и для животных: как кошек и собак, так и крупного рогатого скота. Мы очень надеемся, что после ухода с поста главного ненавистника животных Беларуси и победы народа ситуация изменится. Мы верим, что беларусские коровы и свиньи еще увидят чистые стойла, уютные подстилки, смогут поесть досыта, а главное – почувствуют любовь и заботу человека.