22 июня в Бобруйске были рассмотрены дела трёх мужчин, задержанных в последний день сбора подписей за выдвижение кандидатов в президенты. До судов и в перерывах между ними милиция не подпускала к задержанным близких и друзей, которые хотели передать продукты, во время процессов сотрудники ОМОН выводили слушателей из зала заседаний…
19 июня в 19:00 официально закончился этап по сбору подписей за выдвижение кандидатов в президенты Беларуси. В тот день в центре Бобруйска прошли последние солидарные пикеты инициативных групп альтернативных выдвиженцев в кандидаты. Бобруйчане выстроились в импровизированную очередь к пикетам и продолжили стоять после 19 часов, когда пикеты уже свернули. Цепь солидарности за честные выборы и против беззакония на предвыборной гонке растянулась на сотни метров, некоторые люди держали в руках Конституцию.
Ещё до окончания пикетов на примыкающей улице был замечен «дежурный» автозак. После 19 часов к людям вышла информационная группа милиции, вещающая в рупор о том, что людям рекомендовано расходиться, поскольку их собрание не санкционировано горисполкомом. Сотрудники вели видеосъемку.
Примерно через час начались задержания. Не менее восьми человек было задержано близи места, где прошли последние пикеты, в том числе, неизвестными людьми в штатском. Кроме того, задерживались люди, которые пришли к зданию УВД узнать о судьбе задержанных ранее, все они были отпущены после опросов. На сутках до суда остались трое человек: два волонтера инициативной группы Светланы Тихановской и внештатный корреспондент городского портала bobr.by.
Их привезли в суд 22 июня после обеда в белом микроавтобусе без опознавательных знаков. В это время перед зданием суда уже стоял очередной «дежурный» автозак.
После того, как задержанных Илью Власова, Сергея Латинского и Владимира Михолапа завели в здание, сопровождающие их сотрудники милиции, во главе с начальником отдела охраны правопорядка и профилактики Сергеем Рудько, своими телами выстроили перед ними кордон, не подпуская друзей и близких. Сотрудники милиции отказывались вести диалог с людьми и не реагировали на просьбы передать задержанным хотя бы кофе. Владимир Михолап сообщил, что в СИЗО ему сломали очки.
Процессы по всем трём делам вела судья Татьяна Тарабуева, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, по каждому из них был подполковник Сергей Рудько.
Всех троих задержанных судили по ч.1 ст.23.34 КоАП (участие в несанкционированном массовом мероприятии). Что объединило эти процессы:
-Задержанным было отказано в праве на защиту. Судья Тарабуева мотивировала это тем, что жены задержанных, которых они заявляли в качестве защитников, не имеют юридического образования. Это грубое нарушение: ПИКоАП не предписывает защитникам иметь специальное образование;
-Судья Тарабуева не удовлетворила жалобы и ходатайства о своём отводе и не позволила задержанным обжаловать своё решение председателю суда во время процесса;
-Всем задержанным была назначена одинаковая мера взыскания в виде административного ареста.
Примечательно, что, несмотря на общий итог, суть каждого дела и «доказательства» сильно отличались.
Так, Сергей Латинский присутствовал на пикетах и месте сбора людей после них в качестве журналиста, имеющего редакционное задание осветить происходящие события. На его одежду был прикреплён бэйдж корреспондента портала bobr.by. На месте с ним была супруга и коллега, также корреспондент портала. Они были задержаны вместе. Женщину отпустили, поскольку в семье маленький ребенок. В суде она выступала в качестве свидетеля, подтвердив слова мужа о том, что был на редакционном задании, имел при себе бэйдж, который передал ей вместе с другими личными вещами, когда стало понятно, что он остаётся на сутки.
Подполковник Рудько, который не присутствовал при задержании, отрицал, что видел бэйдж. Судья Тарабуева, после небольшого перерыва, объявила, что почитала Закон «О СМИ» и не нашла в нём, что журналист имеет право находиться на несанкционированном массовом мероприятии. Следовательно, Сергея Латинкого она расценивает как участника, а словам должностного лица не имеет оснований не доверять.
Сергей Латинский был приговорен к 10 суткам ареста.
Владимир Михолап, волонтер инициативной группы Светланы Тихановской, не отрицал, что был на легальном пикете, однако категорически отрицал своё «активное» участие в несанкционированном мероприятии (с хлопками в ладони и выкриками «антиправительственных» лозунгов).
В качестве доказательства его «вины» милицией было предложено видео информационной группы, снятое на пикете. На видео не было никаких доказательств активности Михолапа, он не кричал и не хлопал, просто стоял.
Итог, 10 суток административного ареста.
Самый длинный процесс был у Ильи Власова. Молодой человек утверждал, что не участвовал в несанкционированном мероприятии и был задержан, когда шёл домой, на значительном удалении от скопления людей. Должностное лицо Рудько парировало на это тем, что Власов таким образом «пытался уйти от ответственности».
Просмотр видео, которое должно было стать доказательством «вины» Власова, занял около часа. Рудько вновь и вновь включал одни и те же фрагменты, после чего видео было просмотрено полностью несколько раз, однако Власова присутствующие на нем так и не увидели…
Вердикт Рудько: он там точно есть, но люди на пикете в масках, поэтому его не удалось опознать. Судья вновь отметила, что не доверять словам должностного лица у неё оснований нет.
Илья Власов получил 10 суток административного ареста.
Во время заседаний слушатели, возмущенные происходящим беззаконием, покидали зал со словами: «Позор». Некоторых ОМОН выводил по требованию судьи. В том числе Дмитрия Вольфсона, бобруйчанина, осужденного на 10 суток за то, что 9 мая он ехал на работу и отказался подчиниться «законным» требованиям сотрудника милиции поехать в противоположную сторону. Дмитрий пришел поддержать ребят в суд и принёс для них большие пакеты со всем необходимым на сутках.
После судов арестованных погрузили в «дежурный» автозак и повезли в СИЗО.
Через некоторое время стало известно, что у Сергея Латинского и Владимира Михолапа поднялась температура, они временно выпущены на свободу. Супруга Сергея Алеся Латинская считает, что его теперь могут задержать в любой «нужный» властям момент.
«Наш Дом»