Житель небольшого беларуского города Дубровно Витебской области Виктор Бугаев более 20 лет боролся с произволом властей и коррупцией в своем регионе. За это время он подвергался избиениям, уголовному и административному преследованию, угрозам убийством, его бизнес был разрушен местными чиновниками. В итоге Виктору пришлось искать убежище за пределами Беларуси. Но и тут выяснилось, что реальная готовность западных стран помогать беларусам – очень далека от того, что декларируется.

Злоключения Бугаева в Беларуси: ложные обвинения и тюрьма

Есть в этом мире люди, которые просто органически не могут терпеть несправедливость. Виктор Бугаев – именно из таких. История того, как начались его злоключения, весьма показательна. В начале 2000-х Бугаев проживал в Дубровно рядом с дорогой в направлении России, и по этой дороге ежедневно проезжало множество фур. Возле его дома стояли сотрудники милиции. Виктор неоднократно становился свидетелем того, как они берут взятки у дальнобойщиков. В один из дней потребовал, чтобы они прекратили нарушать закон.

Ответной реакцией силовых структур стало задержание и жестокое избиение Бугаева. В 2001 году в здании Дубровенского РОВД это преступление совершили двое военнослужащих, которые якобы занимались охраной общественного порядка. Позднее судмедэкспертиза показала, что Виктору были причинены тяжкие телесные повреждения. Уголовное дело против военных, избивавших Бугаева, заводилось дважды, но оба раза было прекращено. А позднее оказалось, что результаты судмедэкспертизы и вовсе были уничтожены.

После этого инцидента Бугаев стал активным борцом с беззаконием. Но беларуская система власти, разумеется, защищалась. В 2008-м году Виктора осудили на 6 лет лишения свободы в колонии усиленного режима якобы за принуждение к выплате долга, применение насилия и заведомо ложный донос. В качестве «потерпевшего» выступил бывший сотрудник Дубровенского РОВД М. Шкурдин, после увольнения злоупотреблявший спиртным и имевший проблемы с законом. Уже много позже, после освобождения Бугаева, Шкурдин признался, что оговорил Бугаева под давлением бывших коллег, угрожавших отправить его в ЛТП.

В 2010 году Бугаеву должны были заменить неотбытую часть наказания (лишения свободы) на более мягкое наказание. Однако в дело вновь вмешались сотрудники Дубровенского РОВД. В колонию, где находился Виктор, была предоставлена бытовая характеристика на него от ВрИОД начальника Дубровенского РОВД Степанькова, согласно которой Бугаев нигде не работал, являлся членом преступной группировки и после освобождения не собирался трудоустраиваться. Эти данные не соответствовали действительности, что впоследствии было подтверждено ответом из МВД РБ. Тем не менее, характеристика повлияла на решение по Бугаеву, и он ещё некоторое время находился в колонии, после чего был переведен в учреждение открытого типа до освобождения в апреле 2011 года.

После освобождения Виктор активно добивался восстановления справедливости, обращаясь с жалобами и заявлениям в различные органы государственной власти. В июле 2012 ему поступили угрозы расправой от Д. Середы, одного из фигурантов уголовного дела 2008 года (главного свидетеля обвинения). Он требовал, чтобы Бугаев прекратил свою активность. На следующий день к дому Виктора приехали люди, повторившие угрозы Середы. Один из визитеров был вооружен. Как позднее стало известно, в тот день планировалось убийство Бугаева. Уголовное дело по этому инциденту не возбуждалось, поскольку на стадии проверки человек, который приходил в дом Бугаева с оружием, погиб при невыясненных обстоятельствах.

Злоключения Бугаева в Беларуси: преследования за политику

В 2013 году Виктор Бугаев с супругой, гражданской активисткой Натальей Стрельченко, зарегистрировали собственное фермерское хозяйство «ВикторПродукт». Для ведения дела были необходимы помещения, которые супруги приобрели на государственном аукционе. После аукциона супругами были заключены договора, в которых не было указано конкретных условий и ограничений на деятельность в использовании строений и земельных участков. Также выяснилось, что предоставленные для аукциона документы в части состояния строений не соответствовали действительности.

Здесь ещё нужно отметить, что с 2015 года Виктор был членом Объединенной гражданской партии, а затем оппозиционной партии «Народная Грамада».

В 2015 году Виктор Бугаев стал доверенным лицом кандидата в президенты РБ Анатолия Лебедько. В 2016-м – принял участие в парламентской предвыборной кампании. Он был первым человеком в Дубровно, который начал организовывать акции оппозиции. Эта активность не осталась без внимания местных властей. В начале 2016 года Дубровенский райисполком ввёл ограничение на поголовье разводимой хозяйством птицы, сократив его до 50 голов. В течение этого года также вносились изменения в условия аренды помещений, оплата за них повышалась.

В итоге, в 2017 году супруги были вынуждены отказаться от приобретенных участков, потеряли возможность заниматься фермерством и стали банкротами. В этом же году Бугаев принял участие в мирной акции протеста «Марш нетунеядцев», после чего был задержан. Предлогом для задержания стало написанное на него заявление о возбуждении уголовного дела за клевету.

Последний инцидент связан с медиа-активностью Бугаева. На своих страницах в социальных сетях и на сайте ОГП он публиковал критические заметки и видеоролики о неправомерных действиях местной власти и силовых структур. Эти публикации получили известность за пределами Дубровно, Виктор Бугаев стал лидером мнений. Один из репортажей в соцсетях содержал критику представителей местного ЖКХ и других чиновников, именно в этой связи было подано заявление об уголовном преследовании.

Далее блогеру начали поступать угрозы о том, что он может получить тюремный срок, лишиться свободы и не выйти живым из колонии. Опасаясь расправы, Виктор Бугаев был вынужден покинуть Беларусь. К слову, уже позже, в конце 2017-го, находясь в Швеции, Виктор Бугаев запустил свой блог «Усё аб Дуброўна». В котором он продолжил критически освещать события на своей родине. Сегодня этот блог знают даже сотрудники ООН.

Мытарства Виктора в Швеции

1 мая 2017 года Виктор Бугаев попросил политическое убежище в Швеции. Его дело взяли на рассмотрение и присвоили личный номер № 50995424. И надо сказать, что дальнейшая история Виктора в Швеции оказалась не менее драматичной, чем его история в Беларуси. Приведём для начала простую хронику тех событий.

13 июня 2017-го состоялось интервью по существу дела. Причём предварительного знакомства с адвокатом не было, адвоката, который присутствовал во время интервью, Виктор больше не видел.

После интервью в офисе адвоката Бугаев познакомился с адвокатом Andrea Marunga, которая в последующем вела его дело до 2019 года. 15 сентября 2017-го она направила в миграционною службу пакет документов на рассмотрение прощения о предоставлении убежища. 13 марта 2018 года прошло дополнительное интервью с участием адвоката Andrea Marunga.

3 сентября 2018 года миграционная служба Гётеборга приняло решение отклонить прощение о предоставлении убежища Виктору Бугаёву. Чиновники постановили: отклонить заявку на альтернативный статус защиты, выслать Бугаева из страны, причём депортация должна осуществляться путем поездки в Беларусь.

20 сентября 2018 года была подана апелляция на это решение миграционной службы Гётеборга. 27 сентября 2018 года Andrea Marunga предоставила в суд Гётеборга сертификат от ОГП, сертификат от New Platform Innovation, сертификат от ПЦ Вясна. А также Andrea Marunga получила от шведского правозащитника Martin Uggla разъяснительную записку по делу с подтверждением указанных факторов.

В ноябре 2018 года адвокат Andrea Marunga обращается в суд Гётеборга с просьбой отстранить её от дальнейшего ведения дела, Бугаев не возражает. Суд Гётеборга отклоняет прошение адвоката Andrea Marunga, после чего она увольняется с адвокатского бюро. Она также взяла с Виктора Бугаева заверение в том, что он не возражает против её ухода из дела. Далее дело передают вести помощнику адвоката Johanna Wennberg, Юлии Форсер.

Разбирательство продолжается. 24 сентября 2019 года, председатель Östgruppen – Шведская инициатива за демократию и права человека Martin Uggla направляет в суд от своего имени сертификат.

4 октября 2019 года суд Гётеборга принимает решение об отказе Виктору Бугаеву в предоставлении убежища. 28 ноября 2019 года Верховный суд Швеции в Стокгольме отменяет решение суда Гётеборга, с указанием исправления нарушений при рассмотрении, и направляет дело на новое рассмотрение.

6 февраля 2020 года председатель Östgruppen, Martin Uggla направляет в суд Гётеборга дополнение к ранее высланному им сертификату. Но 8 апреля 2020 года суд Гётеборга принимает решение об повторном отказе в предоставлении Виктору убежища. 27 апреля 2020 года адвокат Johanna Wennberg от имени Бугаева направляет апелляцию на решение суда Гётеборга в апелляционной суд Стокгольма, а также дополнение к апелляции от 28 апреля 2020 года.

5 июня 2020 года апелляционной суд Стокгольма объявляет решение, миграционной апелляционной суд не даёт право Виктору на подачу апелляции. Таким образом, решение суда Гётеборга от 8 апреля 2020 года остаётся в силе. Решение принимал председатель апелляционного суда Стокгольма, Реder Liljegvist.

25 июня 2020 года Виктор Бугаев подаёт в миграционную службу Швеции заявление о воспрепятствовании исполнения решения в связи с резко изменившимся положением с правами человека и риском примирения пыток в Беларуси. Миграционная служба Гётеборга отклоняет данное заявление с указанием на отсутствия причины для удовлетворения этого обращения.

26 июля 2020 года спецдокладчики ООН принимают резолюцию по Виктору Бугаёву и обращаются к правительству Швеции с просьбой приостановить депортацию Бугаева в Беларусь на время разбирательства. В резолюции ООН указывается, что предоставленные Бугаёвым Виктором доказательства по делу действительны. На обращение спецдокладчиков ООН даёт ответ миграционная служба Гётеборга: чиновник миграционной службы отклоняет обращение ООН.

21 августа 2020 года миграционная служба Кramfors вызывает к себе Бугаёва, где сообщает ему о том, что он лишается права проживания в предоставляемом миграционной службой жилье, лишается денежного суточного пособия и LMA-kurt (удостоверения личности).

После этого Виктор Бугаев выехал в Стокгольм, где был вынужден жить без еды на улицах города до 27 августа. Он опасался за свою жизнь, так как у миграционной службы Швеции было намерение передать Бугаева вместе с документами по делу в Беларусь. Именно так: во время беседы с миграционным служащим 21 августа 2020-го этот служащий завил: «Документы по делу вам будут выданы полицией перед посадкой в самолёт». В итоге Виктор был вынужден с риском для своей жизни бежать в Польшу.

Польша: совсем другое отношение

31 августа 2020 года Виктор Бугаев попросил политическое убежище в Республике Польша. Поляки, надо отдать им должное, намного лучше понимают зловещую сущность беларуского режима. Поэтому 17 ноября 2020 года Польша взяла на себя ответственность за Виктора. Действие Дублинского соглашения, которое на него распространялось, было прекращено.

2 февраля 2021 года состоялось большое интервью по существу дела, после интервью миграционная служба Польши официально уведомила Бугаева о продлении срока рассмотрения дела в связи со сложностью дела и большим объёмом материала по делу.

15 марта 2021 года Виктор Бугаев обратился в миграционною службу Польши с просьбой потребовать от Швеции возвратить все документы по делу, предоставленные им в качестве доказательства, а также предоставить ему протокол судебного заседания от 19 марта 2019 года, который ему на его обращения не был предоставлен, а была предоставлена только справка о составе суда 19 марта 2020 года. А также документы апелляций адвоката и ответы миграционной службы Швеции, судов Швеции, ответ миграционной службы ООН, другие документы по делу. Обращение Виктора Швеция оставила без ответа, были высланы только документы, удостоверяющие личность.

19 июля 2021 года Республика Польша признала Виктора Бугаева политическим беженцем.

Беларуская власть мстит издалека

Между тем, беларуские власти продолжали преследовать Виктора Бугаева на родине. 23 сентября 2020 года по заявлению сотрудника милиции Хвасюка в отношении Бугаева, в доме Виктора в Беларуси, в городе Дубровно, был проведён обыск – изъяты мобильные телефоны, компьютер. А 24 ноября 2020 вновь в доме Бугаева в Беларуси вновь провели обыск, искали его самого. Третий подряд обыск в доме Бугаева в Беларуси прошёл 4 февраля 2021 года. А четвёртый – 30 мая 2021 года.

14 февраля 2023 года экс-политзаключённая Ольга Класковская сообщила Виктору Бугаеву, что её судили по одному с ним уголовному делу. В этом деле в качестве фигуранта выступает сотрудник милиции Хвасюк – Ольга под одним из его постов написала комментарий.

Позже, во время беседы по телефону, Ольга Класковская рассказала Бугаеву, что следователь Милевский очень зол на него, сказал что он знает, что Виктор за границей, однако высказал в его адрес угрозы, что где бы он не был, они (беларуские силовики) найдут возможность «достать» его… Эту угрозу в свой адрес Бугаёв воспринял как существенную и попросил Класковскую, чтобы она о ней написала публично. Тогда Класковская заверила Бугаева, что об этой угрозе она сообщит в правозащитный центр «Вясна», а также расскажет об этом в своём интервью. Однако своего обещания Класковская не сдержала, хотя и давала впоследствии интервью ПЦ «Вясна» и «Радио Свобода» – про «дело Хвасюка» она вспомнила только вскользь.

24 апреля 2023 года Бугаев обратился в ПЦ «Вясна», чтобы там зафиксировали и написали про угрозы Милевского в его адрес. Сначала Бугаеву правозащитники «Вясны» сообщили, что об этом напишут и внесут в свою базу данных, однако спустя некоторое время наотрез отказались это делать.

Позднее, уже в мае 2023 года, Виктор Бугаев подробно рассказал о своих мытарствах, а также о том, что преследуют его супругу, в большом интервью телеканалу «Белсат».

«Наш Дом»