О «круговой поруке» в беларуских государственных структурах написано немало. Чиновники и госслужащие рассматривают жалобы на самих себя, придавая этому некий флёр законности. Но далеко не всегда. Очередной инцидент с минской активисткой «Нашего Дома» красноречиво показал, в каких случаях необходимость создавать видимость соблюдения предписанных Законом процедур отпадает.
Ирине К., получившей тяжелую травму осенью прошлого года, довелось столкнуться со всеми реалиями отечественной медицины. Неправильные диагнозы, отказы в проведении необходимых манипуляций, и бесконечно долгое ожидание. (Возможно, медики ожидают, что все «срастется» само и пациентка «самоликвидируется», но этого не происходит, а отсутствие должной квалифицированной помощи лишь ухудшает ситуацию.)
Весной текущего года женщина находилась на лечении в 6-й горбольнице Минска (6-ГКБ). Её выписали 29 мая, без улучшений, но признанной «годной» к работе. В день выписки Ирина должна была получить на руки медицинскую документацию (эпикриз, лист нетрудоспособности и т.д.). Но когда рабочий день врачей подошел к концу (16:00) – документы готовы не были. Активистка прождала ещё какое-то время и отправилась домой, оставив заявление на имя главврача 6-ГКБ Игоря Юркевича с просьбой выслать необходимые документы на ее домашний адрес.
Документы были высланы 30 мая, в день, когда Ирина уже должна была выйти на работу, но в силу сложившихся обстоятельств не вышла, и получила прогул.
Ситуация, которую спровоцировало несвоевременное предоставление документов, заставила женщину написать заявление о привлечении главврача Юркевича к административной ответственности по ст. 9.26 КоАП РБ (нарушение законодательства об административных процедурах). Заявление было рассмотрено управляющей делами Мингорисполкома Анной Мательской. И… вместо вынесения постановления или перенаправления заявления по компетенции, чиновница перенаправила его в Комитет по здравоохранению, в порядке обращения граждан.
Для того, чтобы разобраться, что не так с этой ситуацией, предлагаем заглянуть в «послужные списки» указанных чиновников.
Игорь Юркевич – бывший председатель Комитета по здравоохранению, в 2017-м назначенный зампредом Мингорисполкома. 6-ГКБ он возглавил буквально за месяц до инцидента с Ириной, будучи «пониженным» в должности.
Стало быть, Юркевич и Мательская – бывшие (в совсем недавнем прошлом) коллеги, ровно, как и сотрудники Комитета по здравоохранению – бывшие подчиненные Юркевича.
Отметим, что структурой, которая уполномочена рассматривать заявления по ст. 9.26, является Комитет госконтроля. Анна Мательская могла перенаправить туда заявление Ирины, но, вероятно, в данном комитете не нашлось бывших коллег Юркевича.
По факту неправомерных действий чиновницы активистка была вынуждена обратиться в суд. В своей жалобе женщина подчеркнула, что своё заявление в порядке ПИКоАП направила в Мингорисполком, откуда его перенаправили в Комитет по здравоохранению, не уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, как обращение.
Активистка требует признать действия и решение Мингорисполкома незаконными.
Ирину поддержала семья столичной правозащитницы Татьяны Мироновой, также пострадавшая от действий госорганов. Мироновы направили обращение в Мингорисполком, с просьбой разъяснить, на каком основании сотрудники структуры нарушают законодательство.
«Вы (сотрудники госорганов – прим.НД) обязаны работать так, чтобы не вызывать у нас, граждан, отрицательных эмоций, волнений. Все это вредит и нам, и нашему здоровью, и вы несете за все эти действия ответственность,» — подчеркнули члены семьи правозащитницы.
«Наш Дом» будет следить за этим делом.
«Наш Дом»