Жительница Славгорода Анжелика Калатозишвили стала инвалидом в результате грубой медицинской ошибки. Врачи, фактически, приговорили к смерти молодую женщину, заболевание которой при своевременном и грамотном медицинском вмешательстве могло быть излечено. Анжелика написала более 400 жалоб и обращений в различные инстанции с требованиями привлечь виновных к ответственности и обеспечить ей должную реабилитацию. Однако в возбуждении уголовных дел на медиков было неоднократно отказано. При этом врачи пытались привлечь активную женщину к уголовной ответственности за клевету, а на её мужа было заведено дело по «наркотической» статье.

Хроника событий:

11 апреля 2012 года — Анжелика обратилась в Славгородскую ЦРБ с жалобой на боли в ногах, слабость, быструю усталость, тахикардию.

С 12 апреля 2012 г. по 27 апреля 2012 г. — Анжелика лечилась в Славгородском неврологическом отделении с диагнозом радикулит. После выписки самочувствие женщины стало ухудшаться, её постоянно беспокоили боли в ногах.

Декабрь 2012 года – у Анжелики отказали ноги. Её доставили в отделение хирургии и травматологии Славгородской ЦРБ, где лечили мазью от ушибов. Врач  улыбаясь, сказал, что все пройдет. 31 декабря её выписали без улучшений, выдав больничный лист с кодом 53, который расшифровывается как «другие травмы нервной системы».

Март 2013 года – женщина лечится в стационаре Славгордской ЦРБ. Её выписывают с больничным листом с кодом 54 — «изолированные травмы мягких тканей головы, глаза, шеи, грудной клетки, живота, позвоночника и таза, включая повреждения кровеносных сосудов и внутренних органов». Улучшений в её состоянии не наступает, с каждым днём оно ухудшается. Позднее врач-травматолог выставляет ей диагноз коксартроз 3 ст., асептический некроз головки правого бедра.

Апрель-май 2013 года – Анжелика вновь находится в стационаре Славгордской ЦРБ, где ей лечат радикулит, однако в больничном листе указан код 51, который означает «осложнения родов и послеродового периода». (Анжелика никогда не рожала.)

После выписки женщина не может передвигаться без двух локтевых костылей Вскоре её госпитализируют в хирургическое отделение Славгородской ЦРБ. В этот раз лечащий врач закрывает ей больничный лист с кодом 52 (буква) – «внутричерепная травма». (У Анжелики никогда не было травм черепа.)

10 мая 2013 года – врач-рентгенолог Могилевского диагностического центра выставляет Анжелике диагноз: «признаки объемного образования матки, множественное поражение костей таза (метастазы), признаки деформирующего остеопароза правого тазобедренного сустава, артрита левого тазобедренного сустава, объемное увеличение левого надпочечника-диффузная гиперплазия? мелкие кальцинаты? конкременты? правой почки

15 мая 2013 года — Кричевский МРЭК устанавливает Анжелике 2-ю группу инвалидности. Её мучают сильные боли в ногах, нарушена координация, визуально видна и хорошо прощупывалась опухоль в области щитовидной железы.

17 мая 2013 года – врач-онколог Славгородской ЦРБ без дополнительного обследования ставит Анжелике диагноз «рак матки 1а гр., метастазы в кости таза». Её ставят меня на учёт как онкобольную .

С 25 июня 2013 года по 1 июля 2013 года – В Славгородской ЦРБ у Анжелики берут пункцию на злокачественные клетки. Диагноз не подтвердился. Тем не менее, врач-онколог направляет женщину на лечение в УЗ «Могилёвский областной онкодиспансер» (далее УЗ «МООД»).

Июль-август 2013 года – в 4-ом лечебно-диагностическом отделении УЗ «МООД», подтверждают ранее поставленный Анжелике диагноз: метастазы в костях. Врачебный консилиум убеждает женщину в том, что у неё рак последней стадии. У неё берут пункцию, чтобы подтвердить диагноз.

Во время обследования в УЗ «МООД» Анжелику доставляют в Могилёвскую областную больницу на консультацию к гематологу. Изучив медкарту пациентки, врач отмечает, что не видит онкологии, и что, скорее всего, её заболевание связано с эндокринологией.

Врач Могилёвского тубдиспансера, где Анжелика также побывала на консультации, подтвердил, что у женщины нет метастаз и туберкулёза костей.

Однако на многочисленных врачебных консилиумах её продолжают убеждать в том, что у неё рак. Анжелика даёт письменное согласие на операцию – удаление матки и яичников.

После операции врач хирург-онколог сообщает ей, что рак матки не подтвердился. Таким образом, выясняется, что женщине удалили здоровые органы.

Через 10 дней после операции Анжелике поставили диагноз: «метастазы в костях, без первичного источника». Врачи отправляют её домой, пояснив, что это заболевание не лечится.

Дома её не посещают и не обследуют врачи, соседи колят ей сильнодействующее обезболивающее. Соцзащита не оказывает помощь инвалидам 2-й группы.

Сентябрь 2013 года — врачи Славгородской ЦРБ отказываются выдать Анжелике направление для дополнительного обследования в Минске. После долгих переговоров необходимое направление удается получить в УЗ «МООД».

Октябрь 2013 года – врачебный консилиум в РНПЦ в Боролянах ставит диагноз: гиперпаратиреоидная остеодистрофия под вопросом. Анжелике поясняют, что у неё, возможно, доброкачественная опухоль паращитовидной железы, которая провоцирует все её проблемы со здоровьем.

Со временем становится очевидно, что поставленный Славгородской ЦРБ, Могилёвским диагностическим центром и УЗ «МООД» страшный диагноз — ошибочен. Однако врачи, выставлявшие его, не хотят разговаривать с пациенткой.

25 ноября 2013 года – в Могилёвском диагностическом центре у Анжелики берут анализ на паратгормон, который делается около 2-х месяцев.

Женщина возвращается домой. Заболевание прогрессирует, но необходимого лечения она не получает.

18 декабря 2013 года — из-за последствий остеопороза, развившегося в результате её заболевания, у Анжелики ломаются бедренные кости обеих ног. Её доставляют в Славгородскую ЦРБ, где вновь берут анализ на паратгормон.

16 января 2014 года — Анжелику в тяжелейшем состоянии доставляют в реанимацию Могилевской областной больницы.

30 января 2014 года – приглашенный из Гомеля профессор-эндокринолог проводит Анжелике операцию по удалению левой нижней паращитовидной железы вследствие наличия на ней доброкачественной опухоли, из-за которой была нарушена функция щитовидной и паращитовидной желез. Операция подтверждает правоту врачей, которые ещё в июле 2013-го отрицали наличие у Анжелики злокачественной опухоли с метастазами.

Однако в результате не поставленного вовремя правильного диагноза, неправильного лечения, не оказания женщине соответствующей медицинской помощи, необоснованного удаления здорового жизненно важного органа, у неё разрушены кости (остеопороз в тяжёлой степени), в результате чего она становится инвалидом 1-й группы.

Декабрь 2013 года – октябрь 2014 года – Анжелика проводит в больнице как лежачая тяжелобольная пациентка.

Январь 2015 года – на обращение Анжелики по поводу ей дальнейшего лечения в Славгородской ЦРБ, ей дан ответ, что лечение возможно только за её счёт. Женщина отправляет обращения по поводу неправильного оказания ей медицинской помощи, повлекшее инвалидность, в Администрацию президента, Могилёвский облздрав, Министерство здравоохранения, Генеральную прокуратуру.

В дальнейшем письменных ответов Анжелика не получает. В Славгородскую ЦРБ приезжает комиссия из Могилевской городской больницы. Женщине обещают реабилитацию, в которой она в дальнейшем ей будет отказано.

22 января 2015 года — Анжелика подает заявление в Могилевскую прокуратуру о проведении проверки в оказании ей некачественной медицинской помощи, приведшей к тяжелым последствиям и инвалидности.

13 ноября 2015 года – обращение Анжелики на имя главного врача Славгорода передано для рассмотрения и организации медицинской помощи.

14 декабря 2015 года – Анжелика получила ответ на своё обращение в Управление здравоохранения  для рассмотрения организации необходимой для неё медицинской помощи.

31 декабря 2015 года – Анжелика получила ответ из УЗ «МООД» от главного врача Лысова А.И «Об обращении граждан».

03 февраля 2016 года — получено уведомление о передаче проверки в Следственный комитет Славгорода.

21 февраля 2016 года – Анжелика направляет заявление в Славгородскую прокуратуру «О ненадлежащем исполнении служебных обязанностей медицинскими работниками».

22 февраля 2016 года – Анжелика получила отказ в возбуждении уголовного дела от следователя межрайонного отдела Следственного комитета Крепской А.Г по факту постановки ей неправильного диагноза врачами УЗ «Могилевский областной онкологический диспансер».

Май 2016 года – Анжелика направляет обращение в Министерство здравоохранения по поводу отсутствия медицинской помощи.

3 июня 2016 года – Минздрав организовал врачебную комиссию для Анжелики, по итогам которой ей назначили дорогостоящее лечение.

7 апреля 2016 года — Кричевский МРЭК снимает Анжелике 1 группу инвалидности и даёт 2-ю гр.

9 апреля 2016 года — Анжелика обращается в Могилевоблздрав по поводу незаконного снятия 1 гр. инвалидности.

Позднее женщине назначили медико-социальную экспертизу в Могилевской Центральной МРЭК №1.

Женщина настояла также на обследовании в Могилевской областной больнице. При обследовании  врачи отметили, что передвигаться самостоятельно она не может, т.к. велик риск получить новые переломы.

02 мая 2016 года – Анжелика получила заключение эксперта Лазовика С.В. об установке ей 2 гр. инвалидности сроком на 1 год.

28 мая 2016 года – Анжелика направляет обращение к президенту РБ с просьбой взять её ситуацию под контроль.

31 мая 2016 года – Анжелика направляет жалобу в комитет Госконтроля о нанесении ущерба организму медицинскими работниками в связи с неправильной постановкой диагноза.

02 июня 2016 года – Анжелика получила ответ на обращение к министру здравоохранения «О направлении обращении граждан»,  обращение передано в Могилёвский облздрав.

03 июня 2016 года — Госконтроль РБ направляет для детального рассмотрения в соответствии с компетенцией обращение Анжелики по вопросу возможного оказания заявителю некачественной и непрофессиональной медицинской помощи, повлекшей негативные последствия для ее здоровья.

13 июня 2016 года — получен ответ из Управления здравоохранения.

16 июня 2016 года — Анжелика отправила письменное обращение по поводу незаконно снятой группы инвалидности президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

04 июля 2016 года – получен ответ из Минздрава «О проведении проверки по обращению Калатозишвили А.А.».

28 июля 2016 года – Анжелику приглашают в консультативно-поликлиническое отделение ГУ РНПЦ Медицинской экспертизы и реабилитации.

03 октября 2016 года — из ГУ РНПЦ Медицинской экспертизы и реабилитации приходит заключение о присвоении Анжелике 1 гр. инвалидности сроком на 2 года.

25 августа 2017 года — Прокурора г.Могилев Фурманов отказывает в возбуждении уголовного дела по медицинской ошибке.

15 декабря 2017 года – Славгородский Следственный комитет дает отказ в возбуждении уголовного дела по медицинской ошибке.

05 апреля 2018 года – Анжелика получает ответ из УЗ «МОБ» на жалобу о срочном проведении гемодиализа.

12 апреля 2018 года — получен повторный отказ в возбуждении уголовного дела из Могилевского межрайонный отдел Следственного комитета по медицинской ошибке.

18 апреля 2018 года – получен ответ от первый министр здравоохранения Пиневича «Об организации врачебного консилиума в целях уточнения диагноза».

04 мая 2018 года — вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на Анжелику об оскорблении чести и достоинства врачей.

07 мая 2018 года — Славгородский РОВД отказывает в возбуждении уголовного дела на Анжелику по заявлению славгородских врачей об оскорблении их чести и достоинства.

11 июля 2018 года – Анжелика направляет обращение к министру здравоохранения Малашко В.А.

18 июля 2018 года – Анжелика направляет жалобу на действия первого заместителя председателя комитета по здравоохранению МГИК Чередниченко.

Июль 2018 года – Муж Анжелики, гражданин Грузии с видом на жительство в Беларуси Кахабер Каатозишвили, задержан по «наркотической» ст. 328 УК РБ.

17 августа 2018 года – в областном МРЭК отказывают предоставить Анжелике документы о её состоянии здоровья. Она пишет было заявление в ОВД г.Могилёва на гл.врача Карпечина М.М.

20 августа 2018 года — Анжелика обратилась к послу Грузии в Республике Беларусь с просьбой обратить внимание на ситуацию с её мужем.

22 августа 2018 года – в квартиру к Анжелике прибыла выездная комиссия из Минздрава.

24 августа 2018 года – получен ответ из Славгородской ЦРБ после комиссии из Минздрава о согласовании госпитализации в Могилевскую областную больницу реабилитации на 03.09.2018 г. по приказу Министра здравоохранения Малашко.

19 сентября 2018 года – Анжелика направляет обращение к Министру внутренних дел РБ по ситуации с супругом, с просьбой вмешаться и взять дело под контроль.

26 сентября 2018 года – Анжелика объявила голодовку у стен Могилевской тюрьмы, где содержался её муж. Голодовка длилась два дня, в итоге женщине удалось добиться свидания с супругом.

05 декабря 2018 года — в Могилеве вынесено очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по врачебной ошибке.

07 декабря 2018 года – получен очередной отказ в возбуждении уголовного дела по медицинской ошибке от следователя межрайонного отдела СК Павлюкевича.

13 декабря 2018 года – вынесен приговор Кахаберу Калатозишвили – 2 года лишения свободы по ч.1 ст.328 УК РБ.

21 декабря 2018 года — получен ответ из ДИН г.Могилева по ситуации с пропажей продуктов из передачи мужу в ИВС.

18 января 2019 года — получен ответ из комитета судебных экспертиз.

22 февраля 2019 года – Анжелика направляет жалобу в Ген.прокуратру РБ на протвоправные действия прокурора г.Могилева Минова по делу супруга.

25 марта 2019 года – в Славгородском суде начато новое рассмотрение дела мужа Анжелики по ч.1 ст.328 УК РБ.

29 апреля 2019 года – вынесен приговора по новому рассмотрению дела мужа Анжелики Калатозишвили. Ему назначено 2 года лишения свободы.

Выводы экспертов и правозащитников «Нашего Дома»:

Медицинская халатность:

  1. Важно отметить, что в Чернобыльской зоне, в пределах которой проживает Анжелика Калатозишвили, существует повышенный риск возникновения заболеваний щитовидной железы. В этой связи в регионе должно уделяться достаточно внимания профилактике и своевременному выявлению таких заболеваний.
  2. Однако в случае Анжелики медики долгое время не прилагали никаких усилий, чтобы проверить самую очевидную для местности с высоким уровнем радиационного загрязнения причину состояния женщины.
  3. В течение короткого время женщину выписывали из медицинских учреждений с различными диагнозами, которые, по её утверждению, не имели отношения к действительности (в т.ч. последствия травм, которых у неё не было, и послеродовые осложнения – она не рожала). При этом здоровье Анжелики продолжало ухудшаться, но раз за разом пациентку без видимых улучшений отправляли на рабочее место.
  4. Когда Анжелике в первый раз установили 2-ю группу инвалидности, у неё уже визуально была видна опухоль в районе паращитовидной железы. Однако несмотря на это, и без учета мнения специалистов, консультировавших женщину и указавших на то, что её состояние может быть связано именно с проблемами эндокринной системы, лечащие врачи продолжили настаивать на онкологическом диагнозе, вследствие чего Анжелике была сделана операция по удалению здорового органа.
  5. Впоследствии женщина неоднократно подавала заявления о возбуждении уголовных дел по факту ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей медицинскими работниками. Каждый раз в возбуждении дел ей отказывали. Мы считаем такие решения правоохранительных органов незаконными, т.к. факты халатного отношения к пациентке очевидны: лечащие врачи длительное время пытались лечить женщину от несуществующих заболеваний, игнорировали мнение других специалистов, указывавших на истинную причину состояния пациентки, настояли на операции по удалению жизненного важного органа, который не был поражен болезнью.
  6. Немотивированные отказы в установлении Анжелике 1-й группы инвалидности, которая позволила бы женщине получить ряд льгот, в том числе необходимую помощь социального работника, также можно расценивать как профессиональную халатность. В результате таких решений женщина оставалась в беспомощном состоянии и получила тяжелую травму.
  7. Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину право на жизнь и бесплатное (финансируемое из средств бюджета) лечение. Однако после установления ложного смертельного диагноза врачи отправили женщину домой умирать, они неоднократно сообщали ей о том, что у неё нет надежды на выздоровление. Тем не менее, после того, как ей был выставлен правильный диагноз и проведена операция, дальнейшее дорогостоящее лечение женщине предложили проводить за свой счет.

Преследование за активность:

  1. После случившегося Анжелика предала свою историю огласке. О ней написали в ряде СМИ, женщина стала активным пользователем соцсетей. Все это стало отправной точкой цепочки событий, которые можно расценивать как попытки давления на активную женщину.
  2. В частности, медицинские работники обратились в правоохранительные органы с заявлением о привлечении Анжелики к уголовной ответственности за пост в социальной сети о халатности врачей.
  3. Такое поведение медиков можно расценивать как защиту нападением. Однако защищались они не от преступника, а от женщины, которая потеряла здоровье вследствие их несвоевременных и непрофессиональных действий. Старейший принцип медицинской этики «не навреди» был нарушен врачами, которые лечили Анжелику, неоднократно – ей причинили невосполнимый физический ущерб и моральные страдания.
  4. Права Анжелики нарушались во время проверки по заявлению медиков. Так, женщину, которая в тот момент проходила сложное лечение в отделении гемодиализа, неоднократно беспокоили звонками сотрудники милиции, заставляя её волноваться и ухудшая, тем самым, её состояние.
  5. Серьезным потрясением для тяжелобольной женщины стало задержание её мужа. Поскольку у Анжелики нет детей и живущих поблизости родственников, супруг оставался единственным человеком, который мог помочь ей в любой экстренной ситуации, связанной с ухудшением здоровья.
  6. Обстоятельства задержания и освидетельствования мужа Анжелики, Кахабера, на наркотики, а также игнорирование судом фактов, говорящих о его невиновности, могут свидетельствовать о том, что против семьи Калатозишвили была проведена спланированная акция, целью которой была изоляция женщины, активно борющейся за восстановление своих прав.

Итоги:

Медицина должна лечить, а не калечить. Ещё раз напомним о старейшем принципе врачебной этики: не навреди. Ситуация, развернувшаяся в Славгороде, стала показательным примером системного игнорирования норм медицинской этики в Беларуси.

Медицинские работники различных учреждений систематически вводили Анжелику Калатозишвили в заблуждение по поводу её здоровья. Женщина неоднократно отмечала грубое и некорректное отношение врачей к себе. Мы полагаем, что по совокупности фактов неэтичного отношения к пациентке и установления ошибочного диагноза, приведшего к тяжелым последствиям для здоровья, правоохранители не имели оснований раз за разом отказывать в возбуждении уголовных дел о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей.

И медицина, и правосудие должны руководствоваться, в первую очередь, принципом гуманности. Этот принцип был нарушен, когда женщине, не имеющей смертельного заболевания, сообщили о том, что она умирает, когда после установления истинного диагноза ей не были принесены официальные извинения и не была сразу же назначена реабилитация за счет средств бюджета; когда её супруга, единственного близкого человека, который всегда был рядом и мог оказать помощь, приговорили к лишению свободы по надуманному обвинению.