На прошлой неделе активисты кампании «Недетское Дело» встретились с Министром юстиции Олегом Слижевским. На встрече обсуждался спорный пункт постановления Совета Министров, согласно которому гражданам выдаются копии документов, затрагивающих из права и интересы, кроме документов, относящихся к переписке государственных органов. Так почему же документы, непосредственно затрагивающие интересы граждан, зачастую относят к категории «кроме»? И как это может привести к коррупционным схемам? Об этом в нашем материале.

Пунктом 1.1 Постановления Совета Министров от 30 декабря 2012 г. № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц» указано, что:


Юридические лица всех форм собственности, если иное не предусмотрено актами законодательства:

выдают копии исходящих от них документов обратившимся к ним гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам (далее – обратившееся лицо) или их представителям, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц, за исключением копий исходящих документов, относящихся к переписке государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.


Принципиально важный вопрос: какие документы могут относиться к переписке государственных органов? В нормативных актах ответ на него найти нельзя.

И в этой связи множество людей сталкиваются со следующими ситуациями:

— После судебных заседаний в канцеляриях отказываются выдавать копии материалов судопроизводства. Граждане могут произвести фотофиксацию материалов, однако не всегда имеют технические возможности для этого и, что самое важное, фотокопии не являются заверенными уполномоченным органом копиями документов, соответственно, их нельзя приложить в дальнейшем к кассационным жалобам, или жалобам в правоохранительные органы.

— Отделы образования отказываются выдавать копии документов (план работы с семьей, акты обследования жилищных условий и др.) семьям, которые поставили в социально опасное положение (СОП), а также замещающим и приемным семьям.

Достаточно распространена практика, когда семье, попавшей в СОП, не выдается копия плана, в котором расписаны позиции, которые необходимо исправить, чтобы семью сняли с учета в СОП и ребенка не забрали в приют.

Как люди могут что-то исправить, не зная, что прописано в плане?

Все эти факты активисты «Недетского Дела» изложили Министру юстиции. На что Олег Слижевский отметил:

— Это нелогично. Как знакомиться и выполнять, если не выдают на руки? Если от вас, например, требуют выполнения плана, вы должны быть под роспись ознакомлены с его содержанием.

Активисты подчеркнули, что как «должны» и то, как «выполняют» в практике работы компетентных органов – две большие разницы. Пункт 1.1 Постановления Совмина оставляет широкое поле для манипуляций. Кроме того, существует ещё одна серьёзная проблема. Касается она актов обследования жилищных условий, которые также отказываются выдавать на руки под роспись.

Известны ситуации, когда такие акты составляются без посещения семей. И это может вести к коррупционным схемам, когда документы соглашаются предоставить за деньги. При этом не существует процедуры, обязывающей человека подписываться под актом, касающимся его семьи, детей. Как нет у компетентных органов и обязательств ознакомлять проверяемых с такими документами.

— В таком случае, для начала нужно предупредить Отдел образования. Если будет продолжаться такая практика, пишите в органы прокуратуры. Здесь уже можно вести речь и об уголовном нарушении. Если акт составляется без прихода в место, которое в нем описывается, – это подлог, — ответил Министр юстиции.

Активисты уверены, что такой план действий не помогает исправить ситуацию. Сталкиваясь с подобным, они получали стандартные «отписки» — «нарушений не установлено».

Министр предложил в таком случае рекомендовать правоохранительным органам проверять сотрудников через телефонный биллинг. По его мнению, это поможет установить, присутствовали ли они в месте проверки, по которому составлялся акт.

Однако активисты подчеркнули, что главная цель их обращения – необходимость устранить пробел в законодательстве, допускающий такие ситуации. Пытаться доказывать свою правоту, «выбивать» документы, затрагивающие собственные права и интересы – граждане будут и впредь. Потому что в законе есть лазейка, раз за разом позволяющая сотрудникам различных органов уходить от ответственности, в том числе и за предполагаемые уголовно наказуемые деяния.

В конце встречи активисты оставили Министру пакет документов, подтверждающих изложенные ими факты. Министр Слижевский обещал их изучить и дать ответ.

«Наш Дом»

1 комментарий, RSS

  • Nikalai Siarko

    2 сентября 2016г к нам в дом приходила класныи руковадитель синицкая лилия петровна и на момент посешения деиствительно было только двое детеи а трое детеи целую неделю и жена были у ее родителеи и приехоли они 9сентября и шкреблик е и не приходила даже в дом я готов ответить за свои слова