Жильцы «белшиновских» общежитий в Бобруйске оказались в безвыходной ситуации. Плату за пользование жилыми помещениями подняли в два раза. Для многих новые суммы в «жировках» составляют половину зарплаты. И все это – за жилье, которое может стать «вторым Кемерово». Подробности – в нашем фоторепортаже.

Мы побывали на собрании жильцов общежития на Ульяновской, 106. Встреча проходила на улице, у входа в здание. Людей собралось много. Подобные мероприятия обычно проводятся в актовых залах, но жильцов предупредили, что ключ от помещения в ЖЭУ, чтобы его получить – нужно писать заявление…

В проведении митинга по заявлению жильцов общежитий горисполком отказал. Любезно предупредив об ответственности за участие в несанкционированном мероприятии.

Главный вопрос, который озвучивали практически все собравшиеся: «За что?». За что они должны платить такие деньги. За отсыревшие стены? Аварийную электропроводку и гнилые трубы? За замки на пожарных выходах?

В среднем, суммы которые жильцы ранее платили по «жировкам» составляли около 60 рублей. Людям пришлось выбрать такой вариант жилья, вместо съемных квартир, ввиду его доступности. Достаточно умеренная плата за проживание хоть как-то компенсировала спартанские условия.

Все изменилось, когда в феврале текущего года Могилевский облисполком вынес решение «Об утверждении инструкции о порядке определения оплаты за пользование жилым помещением Государственного жилищного фонда в общежитиях». По новому коэффициенту расчета — суммы к оплате удвоились.

Основная масса жильцов общежитий – это люди, которые честно трудятся на своих рабочих местах и при этом остаются очень далеки от приснопамятных «папиццот». Зарплата в 300 «зайчиков» — потолок у большинства. И теперь, по велению чиновников, с половиной «кровных» придется расставаться сразу. А если добавить сюда оплату мобильных, интернета, сборов в садики-школы, оставшееся можно будет потратить разве что на хлебушек. В лучшем случае. Одеваться, обуваться, делать ремонт, съездить в отпуск за границу – о чем вы?

Мы побывали вместе с жильцами внутри общежития. На лифтах прокатиться не рискнули. Люди говорят, что перемещаются в них на свой страх и риск – все трясется, дребезжит и, кажется, вот-вот рухнет.

Нас провели в общие кухни. На потолках и стенах заметны разводы после недавнего «потопа». Люди, как могли, привели их в «божеский» вид. Все сами, ведь что «коммунальщиков», что электриков, которые отвечают за эксплуатацию здания, не допросишься, не дождешься. А жить нужно здесь и сейчас, в человеческих условиях.

Краны текут, воду перекрыть невозможно

Плиты в общих кухнях – это отдельная история. Их можно было бы снимать в кино о раннем советском периоде, но им приходится служить людям в 21-м веке. В итоге, две работающие конфорки на девять семей. Что характерно, чиновники из горисполкома, которым жильцы демонстрировали всю эту «благодать», были уверены, что проблемы, как таковой, здесь нет – просто пусть готовят в своих комнатах и не пользуются кухней.

Впрочем, это ещё «цветочки». По сравнению, например, с закрытыми на замок пожарными выходами. В этой связи жильцы неоднократно упоминали трагическую историю в Кемерово. И задавались вопросом: а если у нас пожар, нам что, из окон прыгать? Эти опасения совсем не беспочвенны. В здании сыро, проводка «лысая», свисает со стен в помещениях общего пользования. Электрик из ЖЭУ добирается до места с прошлого года, и все никак не доберется.

Мы побывали в комнате одного из жильцов. Мужчина, инвалид второй группы, живет в общежитии с семьей. Они постарались сделать помещение уютным, насколько это возможно в таких условиях. Но все старания сходят на «нет» из-за сырости. Обои на одной из стен просто отваливаются.

Когда мы спустились вниз, собрание продолжалось. Люди оставляли подписи под коллективным обращением к депутату «палатки». Мы обратили внимание на то, что в «шапке» документа кое-что не так. Депутатом по Бобруйскому-Первомайскому избирательному округу (где находится общежитие) является Виталий Власевич, а указана в общении была Ирина Рынейская, депутат по Ленинскому округу. Подписей к тому времени набралось достаточное количество, отправлять решили как есть, в надежде, что Ирина Николаевна перенаправит документ коллеге. А если пришлет отписку в духе «вы не туда попали», придется все делать заново. Что ещё остается?

Историй и замечаний, которыми люди хотели поделиться этим апрельским вечером, было великое множество.

Так, кто-то предложил немыслимое – вот бы чиновников заселить в эти комнаты, чтобы те опытным путем определили, стоят ли они тех денег, которые они сами за них просят.

«Видимо, они думают, что в этих общежитиях живут самые богатые люди. За благоустроенные квартиры, со счетчиками, не платят сколько платим мы.»

Одна женщина обратила внимание на типично беларуский парадокс: по всей стране возвели великое множество ледовых дворцов. Свой есть и в Бобруйске. Вот только это «удовольствие» для жильцов общежитий недоступное – не хватит денег. А ведь могли бы выделить бюджетные средства на ремонт таких аварийных общежитий, коих по всей стране сотни, если не тысячи. Без пары «дворцов» люди бы как-нибудь справились. С невыносимыми условиями, в которых приходится находиться каждый день – справляться намного тяжелее.

В коллективном обсуждении возник закономерный вопрос: а что, если не платить? В конце концов, далеко не у каждого есть такая возможность. В общежитиях живут и пенсионеры, и матери-одиночки. Новые условия, астрономические суммы в «жировках», они просто не потянут. И что тогда?

Как выяснилось, такой вариант развития событий чиновники предусмотрели. И продумали «мотивацию» платить, даже если это последние.

Молодая мать рассказала нам об услышанном на аналогичном собрании в соседнем общежитии, которое посетили должностные лица. Схему они нарисовали четкую:

«Месяц-два не заплатите, мы вас сначала лишим родительских прав, потом придет комиссия, напишет, что у вас неблагоустроенное жилье, а затем мы выселим вас на улицу.»

Собственно, вариантов тут два, и «оба хуже». Заплатить и оставить детей голодными, или не платить и лишиться детей…

Собрание подходило к концу. Люди высказались и надеются быть услышанными в «верхах», которые так и не удостоили это мероприятие своим присутствием.

«Наш Дом» продолжит освещать ситуацию с бобруйскими общежитиями.

Александрина Глаголева, «Наш Дом»
[email protected]

3 комментария, RSS