Ровно год назад бобруйчане встречали демократических активистов, участников «Марша НЕтунеядцев» у стен ИВС. Своеобразным «административным трендом» всего прошлого года, помимо обвинений в участии в несанкционированных мероприятиях, стали протоколы с формулировками «размахивал руками, ругался матом». Помнится, бобруйский режиссер Максим Буйницкий начал «незаконно размахивать руками», не успев отойти и пары шагов от изолятора, где отбыл свои «сутки». Далеко возвращаться не пришлось. Минская активистка Наталья Горячко умудрилась продемонстрировать ловкость, достойную артистов цирка «Дю Солей» — она и ругалась, и руками размахивала, и одновременно снимала видео, картинка которого, к тому же, была статичной. Этот феномен тогда «оценили» в 10 «суток». Новый сезон – новые «административные тренды». Встречайте – «переходил дорогу в неположенном месте».

Данный «тренд» разошелся по регионам в преддверии (и в день) празднования столетия БНР. Демократические активисты начали резко «забывать» элементарные правила ПДД. Такое может случиться в любое время с любым человеком – торопился, перебежал, где не надо – бывает. Как правило, все заканчивается либо штрафом на месте, либо получают извещение в почтовый ящик.

В случае с активистами все обстоит иначе. Как в случае с фактами «преступлений», так и с наказанием.

Так, в Бобруйске, за день до «Дня Воли» была задержана руководитель местных ячеек профсоюза РЭП и партии ОГП Галина Смирнова. На следующий день задержали и областного координатора оргкомитета по созданию партии БХД Таисию Кабанчук. На обеих женщин составили по два протокола – за «неподчинение законным требованиям» и, собственно, «переход в неположенном месте».

Галина Смиронова и Таисия Кабанчук

Галину Смирнову задержали у подъезда ее дома, куда она приехала поздно вечером на такси. Выйдя из машины, переходить проезжую часть необходимости не было.

В итоге, ночевала Галина не в своей постели, а в изоляторе временного содержания, где вскоре оказалась и Таисия Кабанчук. Очевидцы задержания последней сняли видео, на котором отчетливо видно, что ПДД женщина не нарушает, сопротивления группе мужчин в штатском не оказывает. Тем не менее, обе активистки провели двое суток (выходные в канун «Дня Воли» и непосредственно сам праздничный день) в одиночных камерах. Но под конец «отсидки» к ним в «подселили» «замечательных соседей» — женщину с «белой горячкой», и женщину, которая зарезала своего мужа…

26 марта Галину Смирнову и Таисию Кабанчук привезли на суд, который так и не состоялся. Женщин просто отпустили. Их дела вернули «на доследование».

Продолжение эпопеи последовало 27 марта, когда в ОГАИ УВД Бобруйского горисполкома рассматривались «дела» активисток. «Дело» Таисии Кабанчук рассмотрели без нее, в отдельном кабинете. А затем вынесли постановление – виновна, наказана на одну «базовую».

Рассмотрение «дела» Галины Смирновой внешне походило на обычный судебный процесс, с той разницей, что проходило оно – в фойе отделения ГАИ. Поэтому десятку свидетелей, которые явились, чтобы подтвердить, что активистка не могла нарушить ПДД в том месте в то время, пришлось ждать своей очереди дать показания на улице.

Впрочем, ни «железные» доказательства, ни свидетельские показания, ни тот факт, что Галина не смогла ознакомиться с протоколом своего опроса из-за его «нечитаемости» — никакой роли не сыграли. Процесс длился около двух часов и завершился – одной базовой.

На очереди – рассмотрения «дел» о «неповиновении».

***

Вместо послесловия вспомним один эпизод. Возле отделения ГАИ, где проходил «процесс» Галины Смирновой, мы наблюдали, как некий гражданин спокойно прошел по проезжей части мимо патрульной машины с инспектором внутри. Строго говоря, в «неположенном месте», ведь до ближайшей «зебры» было метров 50. Инспектор безмолвствовал. На «модный приговор» гражданин (к счастью!) не попал, вероятно, ни в чем «оппозиционном» замечен не был.

«Наш Дом»