Белорусская оппозиция наконец-то прямо заявила, что единый кандидат в президенты на выборах 2015 года будет избран на конгрессе демократических сил. Впрочем, в деле определения самого кандидата оппозиционные структуры продвинулись не особо далеко, до начала активной кампании по раскрутке так называемого лидера перемен даже в лучшем случае пройдет еще не один месяц.
Остановились на испытанной форме
Как и предполагалось, проведение конгресса — единственно возможный способ определения единого кандидата, не вызывающий априори неприятия у основных оппозиционных игроков.
В то же время наиболее простой способ определения единого — непосредственные договоренности лидеров партий и организаций — недостижим по разным причинам. Во-первых, оппозиционные лидеры не привыкли находить компромисс по принципиальным вопросам. Во-вторых, вряд ли они хотят брать на себя все ответственность, ведь потом придется отвечать за работу на выборах всей своей структуры.
Еще один вариант выборов единого кандидата — праймериз, похоже, дискредитировал себя окончательно. Объединенная гражданская партия позиционировала его как самый объективный способ определения лидера перемен. Но попытки реализации праймериз разбились об организационную беспомощность, неспособность довести до ума реализацию самой процедуры голосования. На местных выборах властям без особых сложностей удалось отбить охоту проводить праймериз даже в нескольких отдельно взятых округах Бобруйска.
В итоге оппозиция предсказуемо остановилась на идее проведения конгресса демократических сил. Благо опыт имеется: в 2005 году на подобном мероприятии единым кандидатом был избран Александр Милинкевич.
Нужна еще и стратегия
Придать ускорение процессу определения единого кандидата от оппозиции на президентских выборах всячески пытался сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец. Причем он заявлял, что конгресс необходимо провести весной этого года после окончания местной избирательной кампании.
Однако в процессе переговоров оппозиция склоняется к другой точке зрения.
«Ранний выбор единого кандидата — это вероятность поставить его под удар, в первую очередь пропагандистский», — поясняет заместитель председателя движения «За Свободу» Юрий Губаревич.
По его словам, в сегодняшних условиях возможности для раскрутки и постоянной поддержки общественного интереса к личности кандидата крайне ограниченны. А если он не сможет длительное время демонстрировать динамику рейтинга, это негативно отразится на стартовых позициях кандидата непосредственно перед избирательной кампанией.
Проблемный для оппозиции вопрос — механизм выдвижения делегатов на конгресс. Проговариваются различные варианты: наделение статусом делегата активистов, которые баллотировались на последних местных выборах; проведение региональных собраний, как это было в 2005 году; определение лучших сборщиков подписей под разными инициативами.
По словам Губаревича, принципиально важно, чтобы к механизму избрания делегатов на конгресс ни у кого не было претензий. «После конгрессов 2005 и 2007 годов в оппозиции начинались скандалы и взаимные обвинения в манипуляции его итогами. Если это повторится, то будет тяжело говорить о едином кандидате, которого поддерживает вся оппозиция», — отметил политик.
Не исключено, что проведение конгресса может быть отложено до начала 2015 года. При таком развитии событий все актуальнее становится не только появление самого кандидата, но и стратегия действий его команды на выборах.
Губаревич стратегию действий называет одним из ключевых моментов участия в выборах. Как вполне логично говорит политик, она должна ориентироваться на поддержку со стороны большинства граждан Беларуси.
«Если брать предыдущие кампании, то нужно признать, что кандидаты, которые в них участвовали, не побежали на электоральном поле Лукашенко. Они набирали голосов меньше, чем действующий президент. В такой ситуации рассчитывать на Площадь как инструмент перемен не приходится. Общество в большинстве своем не поддерживает тех, кто проиграл, что дает карты в руки действующим властям, чтобы подавлять протесты и выступления», — отметил Губаревич.
Однако каким образом оппозиционный кандидат собирается добиться поддержки большинства — вопрос на сегодня без ответа. В движении «За Свободу» полагают, что такой кандидат должен как минимум придерживаться позиции отстаивания независимости Беларуси, что особенно важно на фоне событий в Украине.
Впрочем, пока на российско-украинском конфликте, похоже, гораздо больше рейтинговых очков набирает Александр Лукашенко.
Календарь подталкивает
По мнению руководителя аналитического проекта Belarus Security Blog Андрея Поротникова, время проведения конгресса демократических сил при сегодняшнем состоянии оппозиции особого значения не играет. Ведь оппозиция мыслит далеко не только идеями победы в предстоящей президентской кампании.
Аналитик отмечает, что сейчас запрос на единого кандидата исходит в первую очередь от различных доноров. Если на президентских выборах оппозиции под что-то и будут выделять деньги, то именно под единого кандидата, считает собеседник.
Сейчас, отметил Поротников, действия оппозиции определяются тремя моментами. Во-первых, оппозиционным структурам надо о себе напоминать. Есть правило: если вы не участвуете в выборах, то даже ваши избиратели о вас забывают.
Во-вторых, активизация деятельности оппозиции связана с надеждами получить под президентскую кампанию финансы.
В-третьих, после президентских выборов 2015 года состоятся парламентские выборы 2016 года.
«Мы наблюдаем реинкарнацию политики, которая была в 2010 году, когда президентские выборы рассматривались как ступенька к парламентским. Тогда надеялись, что после президентских выборов благодаря кулуарным договоренностям с властями какое-то количество оппозиционеров попадет в парламент. Сейчас повторяется то же самое, оппозиция мыслит теми же надеждами», — считает Поротников.
Таким образом, в том или ином виде единый кандидат от демократических сил избран будет. Однако, уверен Поротников, гораздо важнее, чтобы белорусская «оппозиционная тусовка» превратилась в реальную оппозиционную силу.
«Чтобы они вместо посиделок и имитации деятельности стали бы строить свои структуры в регионах, привлекать новых людей, провели ротацию руководства структур и вышли с нормальной программой, которую бы люди поддержали», — подчеркнул аналитик.