29 марта 2023 года беларуская правозащитная организация «Наш Дом» выиграла суд первой инстанции у Литовского МИДа и защитила литовскую демократию.

В качестве третьего лица ответчика в судебном процессе также участвовал представитель Департамента государственной безопасности Литвы.

Предыстория вопроса:

Беларуская журналистка Светлана Г. работала в аффилированном фонде Светланы Тихановской «Байсол» личным ассистентом Андрея Стрижака. Ее верифицировал и привез в Литву в сентябре 2020 года как надежного человека Витис Юрконис, глава литовского отделения Фридом Хаус. «Байсол» является партнером Фридом Хауса, они тесно сотрудничают и дружат.

Молодая женщина, столкнувшись с коррупцией в фонде, а также в немотивированных отказах жертвам репрессий и другими злоупотреблениями, 19 декабря 2020 года записала 30 секундное видео, в котором сказала, что уходит из фонда «Байсол», поскольку не хочет участвовать в коррупции.

Андрей Стрижак и вся команда Светланы Тихановской объявила травлю молодой журналистке, Светлане Г. посыпались угрозы физической расправы, ей пришлось скрываться и прятаться по квартирам знакомых. От команды Тихановской также пошли массовые угрозы и оскорбления ближайшим родственникам Светланы Г.

Две беларуские организации «Наш Дом» и «Дапамога», возглавляемые женщинами, выступили против травли молодой женщины журналистки и стали на ее защиту, помогали прятаться. Тогда команда Светланы Тихановской стала травить и тех женщин, кто вступился за Светлану Г. Это Ольга Карач и Наталья Колегова.

Позднее про коррупцию в аффилированном фонде Светланы Тихановской «Байсол» публично заявляли следующие структуры:

  1. Полк Кастуся Калиновского выпустил официальное видео обращение, в котором обвинил Фонд «Байсол» в коррупции и нецелевом использовании средств, собранных для полка Калиновского.
  2. Стачечные комитеты Беларуси, включая стачечный комитет «Белкалия». Выпустили официальное заявление про коррупцию в фонде «Байсол».
  3. Представитель НАУ Светлана Хилько, бывший следователь Министерства внутренних дел, разработчик реформы МВД для Светланы Тихановской, которая собрала довольно обширную фактуру по фактам корруции в фонде «Байсол».
  4. Следующая ассистентка Андрея Стрижака после Светланы Г. Александра Зверева, бывшая девушка сына фаворита президентской гонки-2020 года и политзаключенного Виктора Бабарико, также ушла из «Байсол», публично объявив про коррупцию и финансовые махинации в «Байсол».

И другие.

В отличие от «Байсол», беларуская организация «Наш Дом» успешно прошла налоговую проверку в Литве за 2019-2021 год, о чем имеются соответствующие подтверждающие документы.

Команда Светланы Тихановской все эти годы активно продолжала травлю молодой женщины, подключив свои аффилированные медиа, в первую очередь, «Нашу Ниву».

Андрей Стрижак публично в «Нашей Ниве» оболгал Светлану Г. в том, что она якобы виновата в аресте и посадке ряда известных беларуских правозащиников и журналистов, хотя Светлана Г. даже не знала про существование этих людей и их работу.

Травля продолжалась и в отношении беларуских женщин правозащитниц в Литве, которые не давали уничтожить и растоптать журналистку.

29 мая 2021 года любитель георгиевской ленточки и активный сторонник Владимира Путина, а также релевантный эксперт «Нашей Нивы» Игорь Макар публично обвинил Ольгу Карач и бойца Полка Калиновского Павла Кулаженко в том, что они якобы собирались убить Андрея Стрижака в декабре 2020 года. Ольга Карач обратилась в полицию с заявлением на клевету. Полиция открыла досудебное уголовное расследование за клевету, которое идет до сих пор. Журналистам «Нашей Нивы» и эксперту «Нашей Нивы» Игорю Макару грозит до 3х лет литовской тюрьмы за клевету в отношении правозащитницы Ольги Карач. Также Игорь Макар как человек команды Тихановской публично угрожал Ольге Карач физической расправой и убийством, полиция Литвы открыла досудебное уголовное расследование и по факту этих угроз.

Чтобы помочь молодой женщине начать новую жизнь и спасти ее от травли, «Наш Дом» помог Светлане получить стажировку в Германии, в надежде, что там она начнет новую жизнь и будет развиваться как журналистка уже в новых условиях, забыв про все то, с чем ей пришлось столкнуться в Литве.

Команда Светланы Тихановской, а именно блогер Антон Мотолько, узнал об этом. Начались угрозы уже в адрес той организации и давление на тех, кто приняли Светлану Г. на стажировку. Беларусам разных стран пришлось вмешиваться, чтобы защитить Светлану Г. и уже и данную организацию.

Поскольку Светлана Г. является журналисткой и много работала по подготовке мониторингов по репрессиям в отношении беларусов, то ее легальное пребывание в Литве было оформлено через журналистскую аккредитацию «Нашего Дома» при МИДе Литовской Республики с августа 2021 года. Нет ни одного факта злоупотребления данной аккредитацией со стороны Светланы Г. Наоборот она делала первоклассные материалы для правозащитных мониторингов «Нашего Дома» и действительно работала как журналистка.

В марте 2022 года, т.е. 8 месяцев как у Светланы Г. уже была аккредитация, Фридом Хаус каким-то образом узнал про аккредитацию Светланы и написал письмо в Литовский МИД, где оболгал Светлану Г., предоставив недостоверные факты про ее биографию и обвинив ее в работе на пропаганду, в сотрудничестве с КГБ и передаче информации в КГБ, которая якобы привела к аресту медиа-менеджера Андрея Александрова, правозащитника Леонида Судаленко и политического активиста Василия Полякова.

Литовский МИД в апреле 2022 года без объяснения причин лишил Светлану Г. аккредитации, чем подставил ее под угрозу депортации в Беларусь, поскольку вид на жительство Светланы был оформлен как журналистки, аккредитованной при МИДе. Литовский МИД не пытался проверить факты, указанные в письме Фридом Хаус, и в данной ситуации, поверил Фридом Хаус как единственной верифицированной организации по беларусам, и к сожалению, оказался в числе тех, кто травил и преследовал журналистку, и выступил орудием политической расправы над молодой женщиной.

Светлана Г. очень серьезно больна. Депортация в Беларусь для Светланы Г. означала длительный тюремный срок и очень мучительную смерть в беларуской тюрьме без медицинских препаратов, поскольку все эти годы Светлана активно работала как журналистка, помогая «Нашему Дому» вскрывать факты преступлений режима Лукашенко в Беларуси, что является уголовно наказуемым в Беларуси.

«Наш Дом» и Светлана Г. не согласились с решением Литовского МИДа, которое было для нас непонятным, и подали в суд на обжалование данного решения.

В ходе судебного процесса оказалось, что решение МИДа основано на домыслах и сплетнях в письме Фридом Хаус в МИД Литвы, который пытался отомстить молодой беларуской журналистке за то 30 секундное видео в адрес их партнера «Байсол» и добиться ее депортации в Беларусь.

Также в ходе судебного процесса оказалось, что Фридом Хаус сознательно ввел в заблуждение и Департамент государственной безопасности Литвы, оболгав «Наш Дом» и Светлану Г. и в этой государственной структуре. В материалах уголовного дела оказалось письмо за подписью директора Департамента государственной безопасности Литвы Дарюса Яунишкиса, которое практически слово в слово повторяло то, что писалось в письме Фридом Хаус в Литовский МИД.

К счастью, Департамент государственной безопасности Литвы — не тоже самое, что Комитет государственной безопасности Беларуси, и когда они поняли, что Фридом Хаус злоупотребил их доверием и оболгал невиновного человека, Светлане Г. было довольно быстро выдано политическое убежище на территории Литвы, чем она была спасена от рисков депортации в Беларусь. Мы очень благодарны Департаменту государственной безопасности Литвы, что они не стали прикрывать эту некрасивую и дурно пахнущую историю ценой жизни и здоровья невиновной и больной молодой женщины.

В этот момент весной 2022 года Ольга Карач, заподозрив литовского юриста Мантаса Даниелиса, в работе на беларуский КГБ и шпионаже, отстраняет его от дел и 9 июня 2022 года обращается в полицию Литвы с заявлением на подозрение в шпионаже и прилагает доказательства.

Мантас Даниелис, видя, что он полностью заблокирован, но зная, что «Наш Дом» подал в суд на Литовский МИД, успешно хакерит государственный сайт электронных судов Литвы, незаконно подключается к данному делу и крадет материалы судебного иска «Нашего Дома» к литовскому МИДу, в том числе, переписки МИДа Литовской Республики и Департамента государственной безопасности Литвы, и передает их в КГБ. Это случайно обнаруживают адвокаты «Нашего Дома», этот факт был немедленно передан в полицию Ольгой Карач, и этот эпизод взлома и незаконного присоединения к системе электронных судов Литвы является ключевым в обвинении Мантаса Даниелиса в шпионаже на КГБ.

В августе 2022 года Витис Юрконис, глава литовского отделения Фридом Хаус начинает публичную травлю и виктимблейминг в литовских медиа, обвинив беларуских женщин правозащитниц, жертв уголовного преступления, что они сами виноваты и несут полную ответственность в том, что КГБ охотится за ними на территории Литвы. Хотя именно беларуские женщины правозащитницы, не имея ни соответствующих компетенций, ни структур, помогают собирать факты и очищают Литву от агентов КГБ. Витис Юрконис позволил себе в медиа откровенно сексистские и ксенофобные высказывания в адрес женщин мигранток, что недопустимо для мандата правозащитника международной организации Фридом Хаус.

На сегодняшний день силами по коллективному заявлению беларуских женщин и мужчин правозащитников и активистов в Литве в отношении литовского гражданина Лауринаса Рагальскиса открыто уголовное дело за разжигание вражды и ненависти в отношении беларусов на акциях протеста возле беларуского посольства Литвы и повреждение с попытками уничтожения Мемориала Памяти, посвященного убитым и погибшим во время протестов беларусам. Лауринас Рагельскис вместе с другими этническими литовцами открыто распространяет прокремлевскую пропаганду и дезинформацию о войне в Украине в Литве и управляет 105 группами на Facebook, Youtube-каналами и порталами. Комитет по национальной безопасности Литовского Сейма никак не реагирует на данную ситуацию, хотя она представляет непосредственную угрозу для национальной безопасности Литвы. В итоге очищением Литвы от путинских шпионов вынуждены опять заниматься беларуские женщины правозащитницы, в том числе, возбуждая уголовные дела на таких как Лауринас Рагельскис.

Витис Юрконис ни разу не поддержал беларуских женщин в данном уголовном процессе против разжигания вражды против беларусов в Литве, хотя по своему мандату правозащитника и руководителя американской правозащитной организации Фридом Хаус просто обязан был это сделать.

Витис Юрконис также не поддержал и проигнорировал обращения беларуских женщин, которые обращались к нему по поводу Мантаса Даниелиса, с просьбой о защите. Он не обратился ни в полицию, ни в департамент государственной безопасности Литвы, не предложил беларуским женщинам защиту, не связал их с профильными организациями.

29 марта 2023 года Литовский суд признал правоту «Нашего Дома» и признал, что в отношении Светланы Г. была нарушена процедура лишения аккредитации, а также все домыслы Фридом Хауса, на которых строится все обвинение Литовского МИДа в адрес журналистки «Нашего Дома», признаны неубедительными.

«Наш Дом» защитил свое доброе имя, как организации, которая оформляет документы на выдачу аккредитации своим только надежным журналистам, защитил молодую женщину мигрантку, находящую в очень уязвимой позиции, от травли, клеветы и преследования Фридом Хаус.

Мы считаем, что МИД и департамент государственной безопасности Литвы стали жертвами политических интриг одного человека – Витиса Юркониса — по причине его монополии на верификацию беларуских беженцев и злоупотребления им его полномочий и оказанного доверия, а также сексистских и расистских взглядов в отношении беларуских женщин правозащитниц и журналисток.

Мы считаем недопустимым, чтобы мандат американской правозащитной организации Фридом Хаус использовался для харассмента и преследования женщин мигранток, журналисток и правозащитниц, находящихся в крайне уязвимой позиции, бывших жертв современного рабства, и будем добиваться дополнительного расследования и оценки ситуации уже у головного офиса Фридом Хаус по факту недостойного поведения Витиса Юркониса и остальных сотрудников Фридом Хаус в Литве.

Мы просим максимально пристального внимания к данному кейсу и проведения дополнительного расследования по факту травли и клеветы директора литовской организации Фридом Хаус в отношении всех женщин мигранток с тяжелыми заболеваниями и находящимся в очень уязвимой позиции, а также будем добиваться, чтобы данный кейс харассмента был включен в международные мониторинги и отчеты по положению беларуских женщин беженцев в Литве, в первую очередь, нами готовится альтернативный отчет по Литве в Комитет СИДО ООН. К сожалению, кейс Светланы Г. не единственный. Беларуских женщин, пострадавших от рук Витиса Юркониса, немало.

Мы будем делать все, чтобы защитить свое доброе имя и репутацию от атак Витиса Юркониса и чтобы прекратить харассмент и травлю беларуских женщин на территории Литвы.