Беларуские спецслужбы предпринимают экстратерриториальные атаки на территории Литвы. Речь идёт не про обычные журналистские расследования, как это пытается выставлять беларуский режим и государственная пропаганда. Речь – про шпионаж и сбор информации для спецслужб Беларуси, включая КГБ.

Беларуская пропагандистка Ксения Лебедева в недавнем выпуске своего проекта на Беларусь-1 «Это другое» раскрыла факты, подтверждающие сотрудничество с ней задержанного недавно литовской полицией гражданина Литвы Мантаса Даниелиса.

Его подозревают в шпионаже в пользу беларуского КГБ.

 

По словам Ксении Лебедевой, Даниелис работал с деструктивной оппозицией, которую, по высказыванию пропагандистки, возглавляет в Литве Ольга Карач. Данные, которые ему удавалось получать, передавал напрямую для использования в её программах.

В начале 2022-го года на горизонте беларуской диаспоры в Литве всплыл юрист Мантас Даниелис. Под видом оказания волонтёрской юридической помощи Даниелис пытался вклиниться в деятельность разных организаций, помогающих в Литве беларусам, которые бежали от режима Лукашенко.

Главная цель, как стало понятно позже, получить доступ к личным данным сотрудников, волонтёров и тех, кому помощь оказывалась. Мантаса Даниелиса интересовало положение беларусов в Литве, ключевые игроки, распределение ролей и, конечно, то, что больше всего интересовало беларуские спецслужбы — как прекратить побег через литовскую границу граждан Беларуси, которые находятся под давлением репрессий.

Наибольший интерес — к наиболее крупным структурам таким, как «Наш Дом» и «Дапамога». Также есть доказательства, что Мантас Даниелис пытался внедриться в организации, которые помогают семьям политических заключённых внутри Беларуси, и, к сожалению, есть основания полагать, что получил там некоторую чувствительную информацию.

Юридические услуги Мантаса Даниелиса, который знает литовское законодательство, были очень кстати для беларуской диаспоры. Как правильно зарегистрировать негосударственную организацию, оформить гуманитарную помощь и другие вопросы, в которых Даниелис был полезен. Поэтому поначалу его своеобразное поведение не вызывало особых подозрений. Его скорее оценивали как флирт, ведь в среде волонтёрских организаций много молодых девушек и Мантас активно пытался за ними ухаживать. Но через какое-то время начали появляться нестыковки в его словах и поведении.

В частности, внимание на это обратили в «Нашем Доме». Безусловно, есть механизмы по проверке беларуских граждан на их возможную причастность к спецслужбам, но это гораздо сложнее сделать беларуским организациям, если речь идёт о гражданах Литвы. «Но со временем, стали появляться серьёзные подозрения, что информация, которую Даниелис мог получать от организаций беларуской диаспоры, попадает в КГБ Беларуси», — отмечает лидер «Нашего Дома» Ольга Карач.

Следующим моментом, который дополнил опасения, стало поведение Даниелиса по отношению к украинским волонтёрским организациям, которые были созданы в Литве после начала войны. Познакомив Ольгу Карач с украинской волонтёрской организацией для совместной помощи украинским беженцам, в дальнейшем Даниелис сам же пытался их друг перед другом очернить. Как в дальнейшем стало понятно, это была такая стратегия: поссорить беларускую и украинскую диаспоры в Литве, не дать им объединиться и совместно эффективно помогать беженцам, которых после начала войны было очень много, как украинских, так и беларуских. Тут уже цель КГБ, чтобы беларуски и украинки не объединялись и не боролись вместе против беларуского и российского диктаторских режимов.

Кроме того, Мантас Даниелис не только пытался войти в доверие беларуской диаспоры, до этого он внедрялся в другие организации, например, в американскую благотворительную организацию «Армия спасения», и в государственные структуры Литвы с целью получить информацию.

«Когда мы в «Нашем Доме» поняли, что с Мантасом Даниелисом что-то не так, то проинформировали о своих подозрениях организации, которые занимаются помощью беларуских и украинским беженцам в Литве», — подчеркнула Ольга Карач. «И это было намного раньше, чем сейчас утверждается в разных «медиарасследованиях», которые претендуют на первенство в раскрытии дела. Одновременно мы заблокировали с Даниелисом всё общение и начали по нему собственное расследование. Участвовало в данном расследовании более 10 беларуских организаций, которые объединились в неформальную коалицию».

9-го июня Ольга Карач подала заявление в полицию, в котором указала о подозрениях в шпионаже и сотрудничестве Мантаса Даниелиса с КГБ Беларуси. Позднее подобные заявления в литовские спецслужбы подали и другие беларуские организации.

В результате Мантас Даниелис был задержан литовской полицией, на данный момент ведётся следствие, к опросам привлекают и тех, кто подавал заявление.

Неформальной коалицией были собраны доказательства, что информация про деятельность беларуской диаспоры в Литве, которую Мантас Даниелис передавал Ксении Лебедевой, незамедлительно попадала в КГБ и оно работало по данным людям на территории Беларуси. Так как данная информация, переданная Даниелисом, не была ни разу публично использована Ксенией Лебедевой, но КГБ её получало.

«Также у нас есть доказательства, что через Мантаса Даниелиса Ксения Лебедева пыталась вербовать беларуских граждан на территории Литвы работать на спецслужбы Беларуси, что они занимались шпионажем для КГБ», говорит Ольга Карач. «Это подтвердил Лукашенко, который заявил, что готов дать амнистию беларуским гражданам, убежавшим за рубеж, если они искупят свою вину, что в его интерпретации означает, они должны работать на беларуский режим до своего возвращения».

«Я хочу со своей стороны и со стороны беларусов Литвы выразить огромную благодарность полиции, Департаменту государственной безопасности, Генеральной прокуратуре за своевременное реагирование на наши сигналы и за то, что Мантас Даниелис был задержан и не смог убежать на территорию Беларуси, как планировал».

«Мантас Даниелис, вероятно, не единственный, кто таким образом сотрудничал с беларуским КГБ. У нас есть основания утверждать, что на территории Литвы действует сеть завербованных литовских граждан, которые собирают информацию про деятельность беларуских политических беженцев на территории Литвы, но они также собирают информацию и интересуются литовскими политическими структурами. Так что не исключены новые подобные атаки».

«На данном этапе следствия есть серьезные основания полагать, что Мантас Даниелис получил каким-то образом доступ к чувствительной финансовой информации правозащитного центра «Весна» и что именно на основании этой информации Нобелевскому лауреату Алесю Беляцкому предъявлено одно из обвинений», — отмечает Ольга Карач.

«Наш Дом» в ближайшее время опубликует доклад, содержащий подробности, связанные с Мантасом Даниелисом, где будут представлены все факты, известные на данный момент.