Беларусь на самом деле имеет устоявшуюся репутацию поставщика военной техники для стран третьего мира. Тех, которые уже не хотят воевать одними автоматами, но купить современную технику на Западе просто не могут.

17 марта в Минске Александр Лукашенко, посещая холдинг «Планар», много разглагольствовал о том, что Беларусь обладает всеми необходимыми компетенциями, чтобы удовлетворить потребности российского рынка микроэлектронных компонентов после ухода оттуда западных предприятий. На совещании о перспективах развития микроэлектроники Ненагибаемый заявил, что в кооперации с отечественной гражданской и оборонной промышленностью в Беларуси создаются такие продукты, как беспилотники, роботы, станки с числовым программным управлением, принципиально новые виды вооружений и многое другое.

На самом деле, ситуация, как водится, обстоит немного иначе. Реальные разработки беларуских оружейников «взлетели» в начале 2010-х, когда оставшиеся от СССР склады с военной техникой и боеприпасами уже в основном были распроданы, а терять доходы от торговли оружием и военной техникой официальный Минск очень не хотел.

В 2012 году организации системы Госкомвоенпрома завершили разработку и запустили производство более 35 образцов современной инновационной продукции. Так, в частности, ОАО «Агат-Систем» завершило разработку и подготовило к производству радиостанции тактического звена «Бекас» и «Рапсодия». ОАО «КБ Дисплей» разработало нашлемные системы индикации. ОАО «НИИ ЭВМ» разработало и поставило на производство ряд ПК с интегрированными средствами навигации в защищенном исполнении (нарукавное, карманное, планшентное).

Также в 2012 году на вооружение было принято пять новых образцов оружия, военной и специальной техники, в том числе мобильный узел связи «Мускат», подвижный радиотелевизионный центр, радиолокационный комплекс обнаружения маловысотных целей «Роса-РБ» и другие.

Как свидетельствуют отраслевые эксперты, 2012 год был базовым этапом становления холдингов Госкомвоенпрома, отладки системы управления и планирования, апробации финансово-хозяйственных механизмов. В системе Госкомвоенпрома были юридически оформлены и с тех пор функционируют три отраслевых холдинга, предусматривающих собой технологически и организационно интегрированные структуры:

— «Системы связи и управления»;

— «Геоинформационные системы управления»;

— «Системы радиолокации».

Реальным примером взаимодействия разработчика и производителя в рамках холдинга «Геоинформационные системы управления» стало освоение в производстве цифрового автоматизированного комплекса связи «Мускат» и радиорелейных станций «Цитрус», разработанных ОАО «АГАТ – системы управления».

Отдельными направлениями деятельности беларуского ВПК в 2012 году стали разработка многофункциональных беспилотных авиационных комплексов специального назначения; разработка средств радиосвязи военного назначения и двойного применения; создание Единой системы навигационно-временного обеспечения РБ.

9 февраля 2013 года США ввели санкции против двух предприятий беларуского ВПК – компаний «ТМ Сервисиз» (ТМС) и «КБ Радар», а также всех их дочерних структур. Их обвинили в нарушении положений американского Закона о нераспространении в отношении Ирана, КНДР и Сирии. По данным американских властей, действия беларуских структур были способны внести вклад в разработку оружия массового уничтожения или крылатых, или баллистических ракет.

В 2012 году иранские военные сумели перехватить управление и посадить на своей территории гордость американской армии – сверхсекретный разведывательный беспилотный летательный аппарат RQ-170. Для этого, в частности, использовались новые беларуские мобильные твердотельные цифровые радиолокационные станции метрового диапазона «Восток-Э» производства «КБ Радар» на шасси МЗКТ-65273-20.

ОАО «КБ Радар» – управляющая компания холдинга «Системы радиолокации», в холдинг также входят ОАО «Алевкурп» и ОАО «Волатавто».

«КБ Радар» специализируется на разработке конструкторской документации, производстве и сопровождении аппаратуры в области радиолокации и радиоэлектронной борьбы на всех этапах ее жизненного цикла, а также на модернизации различной глубины и ремонте радиолокационных станций и оборудования, средств радиоэлектронной борьбы, телеметрии и передачи данных. Предприятие имеет право проведения экспортно-импортных операций с перечисленной продукцией и услугами. Система менеджмента качества ОАО «КБ Радар» по созданию радиолокационных систем и средств РЭБ сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-2001.

Уже после распада СССР, в 90-е годы, на основе старых советских разработок предприятием был создан специализированный радиолокатор обзора летного поля, выполнен ряд проектов модернизации старых РЛС, разработаны устройства автоматического распознавания для двух типов зенитных ракетных систем, современные унифицированные цифровые имитаторы сигналов широкого класса РЛС и т.д. 30 декабря 2010 года Конструкторское бюро Радар было преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО «КБ Радар»), 100% акций предприятия принадлежит государству. Количество сотрудников – около 500 человек.

Предприятие разрабатывает системы распознавания для радиолокаторов сопровождения разных типов зенитных ракетных комплексов, обзорных радиолокаторов и низковысотного обнаружителя, наземных переносных радиолокаторов и других образцов радиолокационной техники.

Также КБ Радар:

— разработало мобильный твердотельный цифровой обзорный радиолокатор метрового диапазона длин волн с высокими тактико-техническими характеристиками;

— занимается созданием мобильной твердотельной бесприводной маловысотной РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона длин волн с радиально-кольцевой фазированной антенной решеткой;

— с 2003 года поставляет передатчики специальных помех ОПТИМА-2 и комплекс ОПТИМА-3 для радиоподавления спутниковой навигационной аппаратуры высокоточного оружия;

— разработало и приняло к эксплуатации заказчиком мобильный комплекс обнаружения и пеленгования сигналов источников радиоизлучений ОБЗОР, который позволяет производить автоматический поиск, обнаружение, пеленгование и отображение местоположения источников радиоизлучений на электронной карте, в том числе и в городских условиях;

— разработало проекты частичной и полной модернизации РЛС П-12, П-18, П-15 и П-19;

— cотрудничает с рядом зарубежных компаний, в интересах которых успешно выполняются проекты в области радиолокации и радиоэлектронной борьбы.

Уже в 2013 году ВС РБ были обеспечены отечественными средствами связи и РЭБ, усовершенствованными системами управления, новыми средствами топогеодезического обеспечения навигации. Также запускались (с разной степенью успешности) научно-технические программы Союзного государства («Монолит», «Телематика-СГ», «АРМ-М», «Баллистика»).

Более того, именно тогда предприятия Госвоенпрома Беларуси получили возможность на равных конкурировать с российскими военно-промышленными компаниями. Право участвовать в госооборонзаказе России беларуским производителям предоставило российское правительство. Соответствующий указ тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 28 января 2013 года.

Впрочем, дальше началась форменная свистопляска. В 2014 году Россия начала войну против Украины – захватила Крым, восточные части Донецкой и Луганской областей. В ответ Украина свернула всякое военно-техническое сотрудничество своих предприятий с российскими. Тогда в Москве приняли принципиальное решение: все компоненты российского оружия должны производиться только на территории РФ – так сказать, во избежание новых эксцессов.

Это решение сильно ударило по беларуской полупроводниковой и оптико-электронной промышленности: многие связи с российскими покупателями компонентов были разорваны, совместные проекты – остановлены. Только и оставалось, что продавать беларускую военную электронику разным людоедским режимам в далёких и нищих странах.

И вот теперь, годы спустя, в России поняли, что без беларуских комплектующих им не обойтись, своё производство наладить не получается. Так что всё возвращается на круги своя.

У здравомыслящего человека, конечно, возникает вопрос: а почему бы беларуским предприятиям не делать микроэлектронные компоненты для мирных нужд? Почему только оружие? Ответ тоже прост: время упущено. Для этого ещё в 90-х нужно было перестраивать промышленность и экономику, привлекать инвестиции, защищать частную собственность. Но Александр Лукашенко предпочёл «сохранить советское наследие». В результате только его и имеем – беларуская электроника годится только для танков, ракет, радаров и других орудий убийства – причём только тех, которые изначально разрабатывались ещё в СССР.

В следующей статье цикла мы объясним, почему Лукашенко стремится всю экономику Беларуси перевести на «военные рельсы».