Это страшно: Беларусь станет местом размещения ядерного оружия, которое контролируется сошедшим с ума престарелым диктатором, уже развязавшим кровавую войну в Европе.

Вчера за считанные часы после того, как Владимир Путин объявил о планах разместить в Беларуси ядерное оружие, появилось огромное количество версий, авторы которых пытались понять, почему в Кремле было принято такое решение, и чего нам всем теперь ожидать. Ну а у меня есть своё видение этой проблемы. (а это действительно самая серьёзная проблема за долгие годы, с которой сталкивается Беларусь) Впрочем, обо всём по порядку.

Вечером в субботу Владимир Путин в телепрограмме «Москва. Кремль. Путин» в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что Минск и Москва договорились о размещении в Беларуси тактического ядерного оружия, о чем, по словам российского президента, давно просил Александр Лукашенко. К 1 июля будет закончено строительство хранилища для него. Путин также напомнил, что Россия уже передала Беларуси комплекс «Искандер», который может быть носителем ядерного оружия. А также помогла переоборудовать 10 самолетов беларуских ВВС для применения такого типа оружия.

Уже по традиции Владимир Путин заявил, что он сам ни в чём не виноват, а только копирует действия США: «Мы не передаём ядерное оружие. И США своим союзникам не передают. Мы в принципе делаем всё то же самое, что они делали десятилетиями. Они имеют в определённых странах союзников и готовят их носители, их же готовят экипажи. Мы то же самое собираемся делать». По словам бункерного сидельца, поводом для решения разместить ядерное оружие в РБ стало заявление Великобритании о поставках Украине танковых снарядов с обеднённым ураном.

По иронии судьбы, утром того же дня глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что визит Си Цзиньпина в Москву уменьшил риски ядерной войны. По его словам, Си Цзиньпин очень чётко дал понять Путину, что ему не стоит применять ядерное оружие. Однако, как видим, европейский дипломат ошибся. Кремль не перестал размахивать «ядерной дубинкой», а наоборот, начал делать это ещё более нагло.

Но, как говорится, «для танго нужны двое». Пока Беларусь формально считается независимым государством, Путин не может перебрасывать на её территорию ядерное оружие без согласия Лукашенко. И здесь мы, похоже, видим некую сделку. Очень вероятно, что Александр Григорьевич согласился на размещения ядерного оружия, чтобы Москва «разрешила» ему не вводить беларуские войска на территорию Украины. Потому что Лукашенко понимает: если ВС РБ непосредственно ввяжутся в войну в Украине, то они будут уничтожены очень быстро. А так – есть шанс, что европейцы испугаются, надавят на Киев, и война остановится, «заморозится».

Впрочем, ядерное оружие уже несколько десятков лет – одна из болезненных тем для Лукашенко, своего рода «нарыв для самолюбия». Пересидент годами раз за разом в своих выступлениях говорил, что считает ошибкой решение о выводе из Беларуси ядерного оружия. Напомним, это решение было принято в 1992 году, а процедура вывода завершилась в ноябре 1996 года.

В феврале 2022-го Лукашенко заявил, что в Беларуси в случае угроз со стороны Запада может быть размещено российское ядерное оружие (ЯО). По его признанию, он попросил РФ создать в Беларуси военный центр для освоения «Искандеров», так как РБ планирует покупать этот тип вооружений. (Центр так и не был создан, но «Искандеры» Беларусь получила.)

В июне 2022 года во время встречи с Путиным в Санкт-Петербурге Лукашенко предложил принять «зеркальные меры в военной сфере на действия Запада» и «приспособить» беларуские самолеты для несения ядерных зарядов. А уже в августе Лукашенко заявил, что переоборудование беларуских самолетов под возможность несения ядерного оружия уже завершилось.

22 марта в Хатыни, комментируя российскими и беларуским пропагандистам планы Британии поставить Украине боеприпасы с обеднённым ураном, Лукашенко заявил, что «Россия поставит нам боеприпасы с настоящим ураном». Тогда все восприняли это как очередную глупость известного своим словесным недержанием Лукашенко. Но, как теперь становится понятно, «ядерный» сценарий для Беларуси тогда уже был написан и лежал на столе.

Размещение тактического ЯО в Беларуси – очень плохой знак. В ответ страны НАТО могут начать размещение аналогичных видов оружия в странах Балтии и Польше. Европа снова, как до Горбачева, окажется насыщена ядерным оружием в дополнение к обычному. Система ядерной безопасности летит в пропасть, что означает рост оборонных расходов. Ладно Россия – там давно не считают издержки. Вызовы важны для Кремля больше, чем последующие расходы. Размещение тактического ядерного оружия в Беларуси повлечет сокращение социальных, образовательных и прочих бюджетов в самой РФ. Россия будет топить деньгами оборонную печь. Но надо помнить, что любая такая печь живёт за счёт целых поколений, невозможности реализовать цели, затягивания поясов и разрушения мечты. Кстати, Беларуси это всё тоже касается.

Резкость заявлений Владимира Путина и озвученных им намерений свидетельствует о намечающемся серьёзном повороте событий. Если бы речь шла об очередном предупреждении в адрес «коллективного Запада», то достаточно было бы и слов о гипотетической возможности перевозки ЯО в беларуские леса. Но глава Кремля заявил о таком шаге как о деле решённом, а вдобавок еще и решительно согласился с выводами об американском следе в истории со взрывами газопроводов в Балтийском море. Такая ситуация не может надолго зависнуть в подобном виде и требует последующей реализации произведенного замаха.

В самом деле, ведь никто не мешает России применять ядерное оружие для защиты Беларуси от нападения (как это декларируется), не размещая его на нашей территории. Так что цель нынешнего демарша прежде всего политическая. А именно: разрушение старого миропорядка и демонстрация того факта, что Россия имеет масштабный потенциал для дальнейшей дестабилизации в случае игнорирования интересов, которые Москва считает критически важными.

Но одновременно решение Москвы разместить тактическое ядерное оружие на территории Беларуси привносит серьёзные риски на нашу территорию. Беларусь становится потенциальной жертвой ядерной войны. Но беларусы явно не давали полномочия Лукашенко превратить их в ядерную мишень. Беларусь всегда заявляла о своем безъядерном и нейтральном статусе, но теперь окончательно его утратит. Тем не менее, Лукашенко и Путин действуют по лекалам советской эпохи. Они играют на европейских страхах, хотят запугать западное общественное мнение угрозой ядерной войны. Но не факт что попытка удастся.

Запад наверняка воспримет размещение ядерного оружия в Беларуси как распространение этого самого ЯО – что противоречит чуть более чем всем международным договорам. А значит, страны НАТО будут вправе (как минимум – морально, но скорее всего – и юридически) нанести такой удар по беларуской территории, который сорвёт планы Кремля по завозу в Беларусь ЯО.

Проще говоря, когда упомянутые Путиным хранилища ядерного оружия будут готовы (или почти готовы) – по ним, очень вероятно, будет нанесён удар конвенционным (то есть обычным) оружием. Как показывает печальный опыт Ирака и Ирана, для такой операции пары десятков «Томагавков» вполне хватит. Получается, из-за сегодняшних решений Путина и Лукашенко крылатые ракеты НАТО будут бить по беларуской территории. А нам даже не в чем будет упрекнуть Запад, ведь ядерное оружие на беларуской земле – ещё страшнее.

Добавим сюда, что 25 марта международная кампания по запрету ядерного оружия (ICAN) осудила заявление Владимира Путина о размещении ядерных вооружений в Беларуси. «Пока у президента Путина есть ядерное оружие, Европа не может быть в безопасности», – заявили в ICAN. По их словам, Путин оправдывает эту опасную эскалацию, ссылаясь на десятилетия ядерного обмена внутри НАТО.

Размещение в РБ российского тактического ядерного оружия – большой шаг в направлении эскалации войны, которая уже идёт в Европе. За время этой войны Путин уже неоднократно упоминал о ЯО, однако конкретный практический шаг он сделал лишь однажды, когда объявил об остановке действия договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. При этом даже словесная угроза применения ЯО сама по себе является действием, крайне негативно влияющим на стратегическую стабильность в мире. Что уж говорить о практическом перемещении зарядов, хоть и тактических, в зону боевых действий.

Поэтому слова бункерного о том, что поводом для размещения тактического ЯО в РБ стала передача Украине танковых снарядов с обедненным ураном, звучат особенно тревожно – ведь ядерное оружие напрямую фигурирует в контексте военного конфликта. До недавнего времени это происходило на словах, теперь же боеголовки будут физически перемещены.

«Западный балкон РФ», как часто называют Беларусь, наполняется ядерным оружием. С коротким временем подлёта к потенциальным целям, прежде всего в Литве и Польше. А Беларусь, получается, по сути уже оккупирована Россией. Сначала Путин посылает войска России в Украину с территории Беларуси, затем он размещает там собственное ядерное оружие. Чувствует себя, как у себя дома.

Помните, у Лукашенко была маленькая белая собачка, шпиц, которого он возил повсюду за собой. А у Путина в роли такой собачки – сам Лукашенко.

Ольга Карач

«Наш Дом»