С ноября 2021 года МЦГИ «Наш Дом» стал оказывать продуктовую помощь политическим женщинам-беженкам из Беларуси. В данном мониторинге мы приводим данные, собранные и проанализированные на основании анкетирования женщин-беженок. Мониторинг раскрывает реальное положение беларусских женщин и детей в Польше, вынужденных бежать из Беларуси по причине преследования и репрессий за свою гражданскую позицию в результате событий президентской кампании и президентских выборов в Республике Беларусь в 2020 году.

  • За период с ноября 2021 года по январь 2022 года МЦГИ «Наш Дом» оказал продуктовую помощь 70 мамам и 115 детям. Также в этот период в Варшаву было доставлено 3 тонны гуманитарной помощи, которую предоставили МЦГИ «Наш Дом» немецкие партнеры (International Society for Human Rights, German Section) и которая была отправлена в ноябре, декабре и январе в Польшу. 

В 2021 году Управление по делам иностранцев в Польше вынесло решения в отношении 4,7 тыс. человек, из них в основном это были граждане Беларуси — 1150 человек.

Международная защита подразумевает под собой полное сокрытие данных людей, которые подают заявления, поэтому мы не можем точно указать, какое количество из них были именно женщинами. Стоит учитывать тот факт, что заявление всегда подает один член семьи, то есть к 1150 беларусам, которым была предоставлена международная защита в 2021 году в Республике Польша, можно добавлять в среднем от 2 до 4 человек (супругу или супруга и детей). Т.е. можно предполагать, что минимум 1150 женщин, включая девочек, или запросили международную защиту, или выехали в Польшу в качестве членов семей тех, кто обратился за международной защитой.

Согласно данным Управления по делам иностранцев Республики Польша беларусы составили самую многочисленную группу иностранцев, которые просили международную защиту в Польше в 2021 году. Всего было подано 7700 заявлений. Согласно данным Управления по делам иностранцев заявлений на предоставление международной защиты в 2021 было подано от 2256 беларусов. Как было отмечено ранее, заявление подает один член семьи на всю семью. Продуктовую помощь получали женщины-беженки, которые подавали заявления в 2021 году, то есть они входят в число 2256 беларусов. И согласно данным, полученным МЦГИ «Наш Дом», а также данным Управления по делам иностранцев РП, мы можем ориентировочно рассчитать процент людей, которым была оказана помощь:

Подано заявлений в РП на МЗ всего Подано заявление от беларусов Оказана продуктовая помощь Процент оказания продуктовой помощи беларусам, которые подали заявление на МЗ в РП
7700  2256 70 3.1%

 

  • Согласно расчетам, продуктовая помощь на данный момент была оказана только 3.1%, которые подали заявление на международную защиту.

Безусловно, помощь получают беларусы в различных организациях, фондах, но согласно опросам женщин и личному общению волонтеров МЦГИ «Наш Дом», многие беларуски оказываются в сложном материальном и психологическом состоянии в первые месяцы после того, как были вынуждены покинуть Беларусь, а реальную материальную помощь оказывает очень ограниченное число организаций. Т.е. помощи, которая идет, явно недостаточно.

Огромное число женщин, которые были вынуждены экстренно покинуть Беларусь, остаются практически без средств к существованию.

Без знания языка они не имеют возможности устроиться сразу на нормальную работу, большое количество времени они должны потратить на устройство детей в образовательные учреждения (согласно законодательству Польши любой ребенок, проживающий на ее территории, обязан получать образование до 18 лет включительно), а также на подачу заявления на международную защиту и связанные с этим процедуры. Многие женщины из-за экстренного выезда не могут взять с собой достаточное количество вещей и предметов быта для обеспечения нормального существования в первую очередь своих детей, также не имеют средств на приобретение лекарств и минимальных средств гигиены. Продуктовая помощь, которую успел оказать МЦГИ “Наш Дом” менее, чем за три месяца, реально закрыла лишь небольшой процент потребностей женщин и детей из Беларуси, которые оказались в Польше.

При этом зачастую условиями оказания любой помощи является наличие доказательств серьезных репрессий, а именно — наличие уголовного дела. Но необходимо принимать во внимание всю сложность ситуации в Республике Беларусь с соблюдением закона, правами человека, а тем более правами женщин. На женщин за их активную гражданскую позицию начинают оказывать серьезное давление посредством угроз, психологического, а порой и физического насилия. Одной из угроз является изъятие детей. 

Женщины принимают решение экстренно покинуть страну практически сразу, как только давление на них начинает усиливаться, а особенно когда поступают угрозы в отношении детей. 

Это вызывает ряд проблем при последующем обращении беларусской женщины в организации и фонды за предоставлением ей помощи в период адаптации в другой стране. Поскольку во многих случаях женщина не имеет документов, подтверждающих наличие репрессий или давления в отношении женщины. 

  • Т.е. репрессии есть, а документов, их подтверждающих, нет. Это связано с тем, что:
  1. Многие действия беларусские правоохранительные органы проводят без должного документального оформления процесса (обыски, профилактические беседы, допросы), поэтому на руках у многих женщин нет документальных доказательств. Согласно действующему законодательству Республики Беларусь, может производиться задержание до 72 часов без предъявления обвинений. Именно этим пользуются беларусские правоохранительные органы: в эти 72 часа на женщину может оказываться неимоверное давление — многочасовые допросы, нахождение в камерах без матрасов, постельного белья, минимальных гигиенических средств, зачастую в одной камере с асоциальными личностями, страдающими заразными заболеваниями (вши, чесотка, Covid2019). После окончания 72 двух часов женщину могут выпустить без предъявления обвинения и не выдать на руки документ, подтверждающий процессуальные действия в отношении нее.
  2. После пережитых издевательств и пыток женщины, даже отсидевшие по 15 суток административного ареста, получают огромную психологическую травму, а поскольку они не получают на руки никаких документов, что они отбыли административный арест, но при этом они панически боятся идти и требовать данные документы. Даже при одной мысли у них начинаются панические атаки и прочие неконтролируемые состояния.
  3. Практика показывает, что даже даже приглашения в правоохранительные органы их в качестве свидетеля (внешне безобидное) не означает, что эта женщина выйдет на свободу после допроса, потому что, как показывает практика, изменения статуса со “свидетеля” в “подозреваемого” может произойти в момент нахождения женщины в правоохранительном учреждении и она, будучи приглашенной на допрос в качестве свидетельницы, задерживается прямо в процессе допроса. Таких случаев много, что вызывает понятное нежелание женщин идти на допросы, а также их бегство с детьми и то, что они не дожидаются результатов следствия. 

Как в этом случае решить вопрос с верификацией?

Верификация женщин-беженок из Беларуси на территории Польши, которые нуждаются в помощи и поддержке, в таком случае со стороны правозащитных организаций или фондов может проходить на основании приема заявления на международную защиту и наличия “Временного удостоверения личности иностранца” (TZTC) — документа, удостоверяющего личность и доказывающего, что заявление принято. Потому что в процессе подачи заявления каждый человек проходит интервью (допрос) в Управлении по делам иностранцев, одной из основных целей которого является определение, реально ли человек находится в опасности и нуждается в международной защите.

  • Самой незащищенной категорий являются именно женщины с детьми, которые вынуждены убегать без мужчины, члена семьи. Стоит отметить тот факт, что среди женщин, которые получили продуктовую помощь — 44 одиноких женщин и 14 многодетных матерей. 

Из 115 детей по предварительным опросам около 25 детей имеют серьезные медицинские диагнозы, в том числе 5 детей имеют диагноз аутизм, двум детям провели экстренные операции, 2 детей являются диабетиками с инсулиновой зависимостью. 

  • МЦГИ “Наш Дом” также обратился к сообществу беларусов в Польше, которые объединились для решения вопросов, связанных с оформлением инвалидности, и иных медицинских проблем. Согласно опросу 15 женщин, состоящих в сообществе, 2 детей имеют диагноз ДЦП (детский церебральный паралич), 4 диагноз аутизм, 3 ребенка с инвалидностью по зрению, 2 детей передвигаются в инвалидной коляске, 2 детей имеют психо-неврологические диагнозы, а еще 2 детей имеют травмы и нуждаются в медицинской реабилитации. 

До выезда из Беларуси женщины подвергались насилию, давлению, репрессиям, которые выражались в следующем:

— обыски, чаще всего ночные, с применением грубой физической силы

— вызовы на профилактические беседы в правоохранительные органы и органы опеки с очень сильным психологическим давлением и угрозами

— аресты, содержание в СИЗО 

— избиения и пытки, а также угрозы физического насилия

— угрозы изъятия детей или изъятие детей, похищение детей

— потеря работы, увольнение

— угрозы причинить неприятности родственникам, как правило, детям, мужу или родителям, давление на родственников

— угрозы сексуального насилия со стороны сотрудников милиции

— травля, в том числе, в соцсетях, попытки довести до суицида

— вынужденная депортация, высылка (по этническим и политическим причинам, по этническим — польское меньшинство в Беларуси)

— вскрытие телефонов, а также завладение личными данными сотрудниками КГБ или милиции и шантаж женщин с использованием личных данных

— вербовка женщин активисток сотрудниками КГБ через принуждение к сотрудничеству и запугивание женщин

— депривация сном и едой

— угрозы помещения женщин в психиатрические клиники и помещение женщин в психиатрические клиники (карательная психиатрия)

Основные статьи Уголовного Кодекса Республики Беларуси, по которым женщины-беженки проходят осужденными, обвиняемыми, подозреваемыми либо свидетелями.

Некоторые женщины проходят в различных статусах сразу по 1,2,3 и более статьям:

Номер статьи Название статьи Количество женщин
130 Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни 1
188 Клевета 1
209 Мошенничество 1
269 Порча земель 1
289 Акт терроризма 1
290-2 Содействие террористической деятельности 1
290-5 Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации 1
292 Захват зданий и сооружений 2
293  Массовые беспорядки 7
339 Хулиганство 2
341 Осквернение сооружений и порча имущества 1
342 Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них 16
356 Измена государству 1
357 Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти 1
361-1 Создание экстремистского формирования либо участие в нем 6
361-2 Финансирование экстремистской деятельности 2
367 Клевета в отношении Президента Республики Беларусь 1
368 Оскорбление Президента Республики Беларусь 1
369 Оскорбление представителя власти 2
382 Самовольное присвоение звания или власти должностного лица 1

 

Надо отметить, что данные статьи уголовного кодекса звучат зловеще, но на практике, как правило, это либо посты в телеграмм-чатах, или использование бело-красно-белой символики, либо участие в мирных акциях протеста.

Согласно предварительному анализу МЦГИ «Наш Дом» женщины-беженки нуждаются:

— в продуктовой помощи (единоразовой либо многоразовой в зависимости от материального положения)

— юридической консультации, помощи в оформлении различных документов

— психологической помощи

— медицинских консультациях и медицинском сопровождении, а также медицинских препаратах, в том числе, связанных с лечением депрессии, суицидальных мыслей, снятия повышенной тревожности и других расстройств, полученных вследствие пережитых репрессий

— помощи в предоставлении социального жилья 

— помощи в адаптации детей в учебных учреждениях

— помощи с изучением языка

— социальной адаптации и работе с психологическими проблемами, восстановлению коммуникационных навыков

— помощи в организации групп самоподдержки и укрепления женских сообществ белорусской диаспоры для взаимной поддержки

Помощь и поддержка женщин-беженок из Беларуси в период их адаптации является необходимым фактором для возвращения их к нормальной социальной активности. Многие женщины не желают прекращать борьбу за свои права и свободы с диктаторским режимом, пусть теперь эта борьба и будет осуществляться с территории другого государства. Но им важно вносить свой вклад в общее дело для победы демократии и восстановления законности в Беларуси. Но, находясь в тяжелом экономическом и психологическом состоянии, без социальной адоптации и в одиночестве, они выпадают из белорусского гражданского общества, уходят из гражданской активности, что еще больше усугубляет их изоляцию и тяжелое психическое состояние, а также лишает сил для возвращения в протестную деятельность, которая объединила всех беларусов в 2020 году.