Сегодня беларусы всего мира праздновали День Воли. Этот праздник проходил по-разному: митингами возле посольств, шествиями, концертами, возложениями цветов. В праздновании приняла участие руководитель МЦГИ «Наш Дом» Ольга Карач. Ну, а в Беларуси День Воли прошел традиционно: с силовиками, задержаниями и бронетранспортерами. О том, как этот день отметили в городах страны – в нашей подборке.
Празднования начались еще вчера: в 23.34 в Минске вспыхнуло несколько фейерверков, а в окнах некоторых административных зданий появились бело-красно-белые флаги. Утром флаги можно было увидеть во многих городах на жилых домах, балконах, фонарных столбах, среди деревьев.
День Воли начался с поздравления Светланы Тихановской. Лидер оппозиции сказала, что в 2020 году мы начали писать историю новой Беларуси. А это значит, что теперь нам нельзя идти в будущее, не помня прошлого:
«Беларуская Народная Рэспубліка стала старонкай нашай гісторыі, дзякуючы якой праз гады Беларусь атрымала незалежнасць, а не засталася шасцю абласцямі ў складзе іншай краіны. І я жадаю ўсім нам наступнае 25 сакавіка сустрэць у той Беларусі, якую мы заслугоўваем — у краіне, дзе шануюць закон, захоўваюць правы і паважаюць народ. Бо ўжо сёння беларусы ўпершыню святкуюць Дзень Волі як Новы год».
С Днем Воли беларусов поздравил президент Литвы Гитанас Науседа. По этому поводу он пригласил Светлану Тихановскую на торжественный прием – они поговорили о голосовании на платформе «Голос», о политзаключенных в Беларуси и о том, что все они должны выйти на свободу. Кроме этого, Светлана Тихановская и Гитанас Науседа обсудили, как ЕС может поддержать Беларусь. После встречи политиков появился новый санкционный список со 118 фамилиями беларусских силовиков. Список был согласован Литвой, Латвией и Эстонией.
Власть тоже «поздравила» беларусов с Днем Воли. С утра начался обыск в доме активиста не признанного беларусскими властями Союза поляков в Беларуси Анджея Почобута. Основанием обыска стало уголовное дело, заведенное якобы за разжигание вражды. Ближе к 10.30 стали появляться сообщения о задержании активиста «Молодого фронта» Дениса Урбановича. Также с утра задержали участницу августовских акций Елизавету Македон, студентку БГУ Александру Гузовскую, минчанку Елизавету Хомчановскую и минчанина Алексея Уткина. В Солигорске начались задержания активистов стачкома ОАО «Беларуськалий» Павла Батуева и Дмитрия Карака. Ближе к обеду появились сообщения о задержании могилевского активиста Александра Хамратова и витебского оппозиционера Бориса Хамайды. В 16.00 стало известно о задержании активиста и музыканта Юрия Донскова. К вечеру в Молодечно задержали десятерых футбольных фанатов, которые в августе участвовали в протестах на центральных улицах города. Также сегодня была задержана член основного состава Координационного совета Оксана Зарецкая.
Тем временем в Жодино появились сообщения о минировании нескольких учреждений образования и предприятий города. Учащихся школ удалось эвакуировать, объекты были взяты под охрану.
Около 11.00 на подъездах к Минску заметили военную технику. К 11.30 возле столичного железнодорожного вокзала появились первые силовики. В Брестской области были замечены БТР, разведывательно-дозорные машины, грузовики, полевые кухни. А в Минске перекрыли дорогу в сторону стелы.
Колонна спецтранспорта вызвала задержки движения на Партизанском проспекте. Около 15.00 в Минске заметили машины с колючей проволокой и даже водомет. В это время в центр города поехало около 20−30 автозаков, 2 водомета, 10−15 грузовиков и 5 автобусов с курсантами, огромное количество микроавтобусов.
К 15.30 был закрыт вход на станцию метро «Площадь Ленина» со стороны проспекта. Техника силовиков появилась на улице Академической, возле резиденции Александра Лукашенко, около Большого театра оперы и балета. К 18.00 перекрыли дорогу от Академии наук в сторону центра.
25 марта по всей стране прошли суды над активистами. Гродненцу Никите Самарину дали 2,5 года лишения свободы за то, что он пытался заступиться за сотрудника «Гродно Азота», которого задерживали неизвестные в штатском. Студентке Ксении Сыромолот, задержанной 12 ноября, продлили срок содержания под стражей до 22 апреля. В суде Центрального района присудили 15 суток главе ОГП Николаю Козлову, которого обвинили в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении (статья 24.3 КоАП). В карцер в СИЗО до 2 апреля поместили активистку «Европейской Беларуси» Полину Шарендо-Панасюк. В Новополоцке приговорили к 15 суткам административного ареста четырех сотрудников ОАО «Нафтан: Сергея Лапунова, Андрея Шкиренко, Александра Капшуля, Алексея Дробицкого. Их обвинили в проведении несанкционированного пикета, которым посчитали видео с рассказом о голосовании на платформе «Голос».
Целый день в мире проходили акции солидарности с Беларусью. Люди с бело-красно-белыми флагами собрались в Токио, Вене, Белостоке, Вильнюсе, Ирпене, Киеве, Москве, Варшаве, Тбилиси и других городах. В Беларуси тоже прошли марши в районах Минска. А в центре вечером начались точечные задержания прохожих. Известны факты задержания велосипедистов, прохожих возле ЦУМа, станций метро «Академия наук» и Пушкинская, на Октябрьской площади. На площади Якуба Коласа ГАИ остановила автомобиль с «Погоней» на заднем стекле. Всего по состоянию на 22.00 было задержано более 130 человек, сообщает правозащитный центр «Вясна». По всему Минску в этот вечер в поддержку Дня Воли сигналили автомобили.
Акции прошли и в регионах. В Могилеве по городу гуляли девушки в шарфах белого и красного цвета. К ним у силовиков возникли вопросы. В Гродно и Волковыске в честь Дня Воли были запущены фейерверки. Не обошлось и без задержаний: активисты были задержаны в Гомеле, Бобруйске, Речице, Солигорске.
Финальным аккордом празднований стали запуски фейерверков и флагов в небо. Парящие над головой флаги можно было увидеть в Бресте и в Минске. А фейерверки запускали в столичных микрорайонах Сухарево, Грушевка, в Советском районе и недалеко от ТЦ «Рига».
МЦГИ «Наш Дом» и Ольга Карач поздравляют всех беларусов с Днем Воли. Мы желаем каждому силы духа, веры в победу, терпения и выдержки. Мы очень надеемся на то, что следующий День Воли будем встречать в свободной стране, и никто не посмеет омрачить нам этот праздник.