Очередной сюрприз государство подбросило родственникам заключенных, отбывающих наказание в исправительных колониях в Беларуси. Приехавшие к своим близким были очень неприятно удивлены, ведь в учреждениях существенно выросли цены на долгосрочные свидания. Администрация некоторых колоний аргументирует: в комнатах для свиданий сделан ремонт – все для посетителей. А еще добавляет, что в 2020 году вышло Постановление Министерства внутренних дел №143 «О порядке расчета, возмещения средств, зачисляемых в доходы республиканского бюджета в 2020 году», согласно которому, платить нужно в том числе за осужденного, к которому приехали гости.
Так, в ИК-22 «Волчьи норы», где содержатся заключенные, отбывающие наказание по статье 328, цена свидания за сутки – 13,46 рублей, дети до 8 лет – бесплатно. В листке из колонии можно увидеть, исходя из чего рассчитывалась эта сумма. И найти достаточно интересные цифры, например, зарплату обслуживающего персонала в колонии, составляющую более 2300 рублей.
Подсчитаем: допустим, семья из трех человек едет на свидание. Четыре (три члена семьи и заключенный) умножаем на 13,46 рублей и умножаем на три дня свидания – получаем 161,52 рубля. Для многих эта сумма неподъемная. Родственники говорят, что на передачу для осужденного уходит 600-700 рублей. Дорога из Минска на машине обходится в 130 рублей (если заправить машину дизельным топливом, а если бензином – еще дороже). Итого – без малого 1000 рублей, тогда как средняя зарплата в регионах Беларуси едва достигает половины от этой суммы (по официальной статистике).
Родственники осужденных, побывавших на свидании в колонии, рассказали: там действительно немного освежили ремонт, установили стеклянно-пластиковую дверь, постелили линолеум. В каждой комнате для свиданий есть небольшой телевизор, стулья, посуда (две кастрюли, тарелки, кружки, графин, стаканы, вилки, ложки). Постельное белье сильно застиранное, посреди комнаты – маленький коврик. На кухне заменили духовки, поменяли микроволновки, установили вытяжки и заменили хододильники. В туалетных комнатах появилась новая сантехника, есть детская комната. При этом остались старые электрочайники, один из которых не работает, а во дворе только хлипкая детская горка с качелями.
Родственники недовольны, ведь в больницах, детских садах и других бюджетных организациях с посетителей не берут денег за расходы на ремонт. К тому же, даже трое положенных суток заключенный с родными не проводит: его приводят в середине дня, а уводят в 9 часов утра, аргументируя тем, что у работников колонии заканчивается смена. Многие семьи приезжают без маленьких детей – но, получается, должны оплачивать и детскую комнату, и детскую площадку.
Мама одного из заключенных – гражданина России – рассказала, что условия для свиданий в колониях стран-соседок сильно различаются:
– Мы приезжали на свидание, и я видела те комнаты, за которые мы платили. Тёмные, с низкими потолками, синими одеялами… Потом сына экстрадировали в Россию. Мы так же ездим на свидание, никакой оплаты за комнаты вообще нет. И называют эти комнаты гостиничными номерами, в каждом стоит телевизор, будильник, настенные часы, есть прикроватные коврики, пледы, жалюзи, книги. Если в ИК-22 мы только к вечеру проходили досмотр сумок, а потом – ещё кучу «процедур», то в России до обеда уже приходим в номер, только сдаём телефоны и ценные вещи, а уже в номере проводят досмотр. Это так удобно: сразу же все раскладываешь по местам и даже в тапочки переобуваешься. И ещё, за подачи жалоб в суды любой инстанции в России деньги с осуждённого не берут, так как какие у него могут быть средства.
К слову, в ИК-17 в Шклове тоже сделали ремонт и поставили в номера новую мебель. В этой колонии к услугам приехавших на свидание – детская комната, две кухни, новая посуда, телевизоры в каждой комнате, в кухнях и в детской. При этом стоимость свидания – 3 рубля за сутки с человека.
В ИК-15 в Могилеве в комнатах для свиданий также сделали ремонт, в каждой комнате теперь есть телевизор, в большей части комнат – микроволновка и холодильник.
Еще есть достаточно современная буфет-столовая, где можно не только посидеть и отдохнуть, ожидая своей очереди, но также и докупить товар в передачу осужденному. В этой столовой и сотрудники обедают.
В ИК-2 в Бобруйске комнаты располагаются на двух этажах здания. В каждой комнате для свиданий две двухъярусные кровати, родственникам выдают цветное, красивое и чистое постельное белье. На кухнях есть электрочайники, микроволновки, холодильники, плиты, имеются все необходимые приборы. Цены за свидание такие: 3,08 рублей за человека, детям до семи лет – бесплатно. За трехдневное свидание семье из двух человек нужно заплатить 21,50 рублей, семье из трех человек – 32,50 рублей. Это более чем в пять раз меньше, чем за такое же свидание в ИК-22.
А вот родственники отбывающих наказание в ИК-4 в Гомеле (женская колония) жалуются на условия для приезжающих на свидания. Например, туалет находится на улице, дверей в нем нет, в в полу дырки вместо унитазов. Запах стоит соответствующий.
Итак, почему же повысились цены за свидание в колониях? Постановлением МВД №143 утверждаются две инструкции: о порядке расчета, возмещения расходов осужденными по их содержанию в исправительных учреждениях открытого типа и о порядке расчета, возмещения расходов осужденными, гражданами, находящимися в лечебно-трудовых профилакториях, или гражданами, прибывшими к ним на свидание, за проживание в комнатах длительных свиданий. Согласно этим инструкциям, осужденные должны возмещать стоимость питания в исправительном учреждении и стоимость коммунальных услуг. Деньги «подлежат зачислению в доход республиканского бюджета в счет компенсации соответствующих расходов».
Согласно этому же постановлению, в стоимость проживания в комнате длительного свидания входят заработная плата обслуживающего персонала, стирка белья, моющие средства, капитальный ремонт, коммунальные услуги. Деньги платят или приехавшие на свидание родственники, или осужденные (в этом случае средства списываются с лицевого счета). Ну а вопрос о том, почему в одних колониях свидание стоит 3 рубля, а в других – более 13 рублей, остается открытым…