Пыжиковые шапки, бесплатная колбаса, очень дорогой котик, песня Don’t worry, be happy и розы от восторженного избирателя. А чем вам запомнились очередные «выборы»?
Вечером 18 февраля в Беларуси завершился очередной «избирательный процесс». Тех, кто не первый раз наблюдает за подобными перфомансами на участках для голосования, эта постановка едва ли смогла впечатлить. Знакомые действующие лица, набивший оскомину сценарий.
И все же есть нечто, что заставляет вновь и вновь возвращаться на избирательные участки. Надежда?
Итак, давайте перенесемся на участок, из которого мы на протяжении недели вели наш «Дневник наблюдателя».
В основной день голосования там царила атмосфера какого-то сюрреалистичного праздника. Члены избирательной комиссии – все дамы – принарядились. За одним столом соседствовали кэжуал, бохо и стиль делового уездного города.
В первые часы голосования на участке было малолюдно. День «выборов» символично совпал с православным Прощёным воскресеньем, дамы из комиссии, чтобы не терять времени зря, начали звонить кому-то и просили прощения.
Наконец, народ активизировался. Предобеденное время стало кульминацией гражданской сознательности. Львиную долю голосующих составляли пенсионеры. Они приходили поодиночке, парами, группами знакомых по подъезду. Кто-то требовал предъявить «рабочих» кандидатов, некоторым импонировали военные. Но большинство свои предпочтения во власти не озвучивали – молча брали бюллетени, надолго в кабинках для голосования не задерживались.
В какой-то момент процесс наблюдения даже стал доставлять удовольствие. На участок приходили весьма колоритные люди. Вот статный пожилой мужчина в пыжиковой шапке, «генсековском» пальто и «трениках» — последняя деталь на удивление гармонично вписывалась в образ сурового политработника смутных времен. А вот господин «навеселе», он уже проголосовал, но решил вернуться. Карусель? Нет, ему просто понравились две дамы из комиссии, обеим он вручил по розе, произнес пылкую речь и был с извинениями выдворен за пределы участка. Дамы долго не могли решить, что делать с розами, ваза-то одна.
А тем временем рядом с участком уже вовсю работал буфет, где можно было «остограмиться» за новых-старых избранников. Народ такую возможность не упускал. Комиссия напоминала голосующим и о возможности продегустировать бесплатную колбасу. Самим дамам она пришлась по вкусу.
Отметим, что участок находился в глубине многоквартирной застройки. Без компаса и не разберешься, куда идти. Локацию решили обозначить с помощью колонок, из которых на всю округу гремела призывная попса. Песни о разбитых надеждах, в целом, неплохо вписывались в антураж.
Но пиршества звука и вкуса оказалось мало. Аккурат к началу дегустации бесплатной колбасы на участок подоспел вокальный ансамбль. Дамы из комиссии по очереди бегали послушать народные таланты. Основное действо переместилось в холл. Душевные песни под гармонь, бесплатная колбаса под водочку – о «виновниках» торжества, казалось, все давно забыли.
После обеда на участке стало тихо и скучно. Все вкусное было съедено, музыканты разошлись. Яркие эмоции членам комиссии смогла вернуть собачка, которая зашла с хозяйкой проголосовать. За разговорами об умилительном животном дамы коротали часы.
А избиратели заходили все реже и реже. Один суровый гражданин пожелал проголосовать за родственницу, которая по здоровью не могла волеизъявиться на участке. Ему было отказано достаточно громко, чтобы расслышали наблюдатели из самого дальнего угла. Гражданин похмурнел и заявил, что в таком случае в свою квартиру дам не впустит, пусть даже не пытаются.
Последние часы голосования тянулись мучительно долго. Одной даме из комиссии, кажется, стало одиноко. Она решила купить себе котика. Позвонила по объявлению и расстроилась от того, что котика ей предложили по цене мебели. Коллеги предложили ей взять лучшего друга человека с улицы – эти самые преданные. Гуманно.
Под впечатлением от дневного концерта, комиссии хотелось ещё музыки. Дамы пытались вспомнить какую-то хорошую песню. Вспомнили. Кто-то включил на телефоне легендарную Don’t worry, be happy. Быстро опомнились и музыкальную паузу прервали. Это был знак? Не волнуйся, будь счастлив, дорогой наблюдатель…
На этой оптимистичной ноте голосование завершилось. Начался подсчет голосов. Первая же озвученная цифра сумела не на шутку взволновать наблюдателей – по данным комиссии бюллетеней было выдано вдвое больше, чем они увидели голосующих за все дни «избирательного процесса».
Во время вскрытия ящиков для голосования, сами ящики и их содержимое были надежно спрятаны за спинами членов комиссии. Считали быстро, бюллетени уносили на дальний стол. Дальнейшие манипуляции проводились за ноутбуком. Оказалось, что в основной день голосования независимые наблюдатели как-то «проморгали» пятьсот с лишним человек. Бывает.
Оперативно полученные данные почему-то очень долго вносились в итоговый протокол. Параллельно составлялся и акт на независимых наблюдателей, которые совершили предосудительное – попросили считать открыто и гласно. Другие наблюдатели перекидывались шутками с усталыми дамами из комиссии – все свои. Предложение составить такой акт поступило именно от них. Акт зачитали, действо закончилось.
***
Независимые наблюдатели дождались вывешивания итогового протокола и покинули сцену. На праздничный банкет их не приглашали.
Александрина Глаголева,
[email protected]
До чего же все мерзко!