«Выборы» закончились, но они оставили огромное количество вопросов у тех, кто наблюдал за этим процессом. В частности, к избирательным комиссиям – доколе?
20 февраля я и Леонид Кулаков отправились в районную избирательную комиссию Первомайского района города Минска подавать жалобы на противоправные действия членов избирательной комиссии №32 под председательством Дианы Кобахидзе.
Ни на одну из моих десяти жалоб от председателя участковой комиссии Кобахидзе я ответов не получила. И это несмотря на то, что я находилась на участке № 32 от самого начала и до закрытия.
Мои обращения касались следующих нарушений, которые я зафиксировала как наблюдатель:
— на заседания участковой комиссии меня не приглашали и при мне мои жалобы не рассматривали;
— «карусельщиков», которые получали бюллетени на нашем участке, предварительно проголосовав на других участках Карбышевского округа №50 города Минска;
— дверь в помещение для голосования не опечатывалась ни в обеденное время, ни на ночь, следовательно, ящикам для голосования не была обеспечена достаточная сохранность.
И так далее.
Одна из моих жалоб касалась нарушения, которое зафиксировал и Леонид.
В основной день голосования столы на участке голосования были расставлены так, что наблюдатели не могли обозревать ящики для голосования постоянно. Как выдаются бюллетени, большинство из наблюдателей, в том числе, я и Леонид Кулаков, не видели вовсе. Чтобы получить хоть небольшой обзор, нам приходилось вставать и выходить на проход между столом для наблюдателей и стеной. Когда на участке изредка появлялись граждане, обычно по три или пять человек, наблюдателям не были видны и кабинки для голосования.
Перед открытием ящиков для пересчёта бюллетеней, члены комиссии перекрыли по периметру почти всю территорию участка строительной лентой с красной надписью на белом фоне «Опасная зона!». Все наблюдатели были возмущены происходящим. Однако, председатель комиссии Диана Кохабидзе, заместитель председателя Павел Пленко, и остальные члены комиссии, на наше возмущение не реагировали.
(А возмущены происходящим были и наблюдатели от «Белой Руси», и прочих провластных общественных объединений и партий.)
Члены комиссии то толпились у стола, куда вытряхивали бюллетени, то собирали бюллетени с пола, то отковыривали бюллетени от дна ящика, то группировались в самом дальнем углу, у стола Кобахидзе.
Что происходило там, нам было не видно и не слышно. Комиссия во главе с Кобахидзе настолько грубо и существенно нарушала Избирательный кодекс, что мы были вынуждены на месте оперативно писать жалобы на их действия. Однако Кобахидзе их не приняла, сбежав с участка в сопровождении милиционера.
Данные жалобы мы приложили к жалобам в районную избирательную комиссию Первомайского района.
Но то, что мы увидели и услышали в приёмной райкомиссии – оказалось ещё большим шоком.
Председателя комиссии не было на месте. За столом сидела пожилая дама, без бейджа или таблички. То есть, непонятно кто. Рядом с ней сидел молодой человек и постоянно спрашивал, правильно ли он расписал по бухгалтерской ведомости данные о денежных средствах, которые были записаны у него в тетради.
Леонид Кулаков сел за стол и начал писать жалобу на действия Кобахидзе.
И вдруг, эта дама, ранее занятая своими делами, начала кричать на него. Мол, что вы тут делаете, идите писать в другое место. Заметьте, находясь при исполнении обязанностей, женщина нам не представилась, изначально была настроена на грубое обращение с гражданами.
Лишь позже ей пришлось представиться нам, как это положено по должностной инструкции, и прикрепить бейдж. Дама оказалась заместителем председателя избирательной районной комиссии Марией Боцян.
Мария Боцян
Подобное поведение продемонстрировала и председатель комиссии Ирина Рудько. Она намеревалась отнять у меня смартфон. А когда ей это не удалось, ушла за милицией.
Ирина Рудько (в центре)
А вот милиционер сразу представился по форме, вёл себя вежливо, права граждан соблюдал. Что, несомненно, очень отрадно.
Но зато молодой человек, который заполнял бухгалтерские ведомости под руководством зам.председателя комиссии, вдруг стал возмущаться тем, что попал в кадр, утверждая, что он обычный гражданин и его снимать без разрешения нельзя. Но ведь он работал с документами в районной комиссии… Что же там происходило на самом деле?
***
В этой кампании наблюдения за так называемыми «выборами» участвовали многие активисты «Нашего Дома». И каждый из нас столкнулся с явными нарушениями законодательства Республики Беларусь со стороны членов избирательных комиссий.
В проекте «Чиновники.инфо» мы собираем информацию о беларуских чиновниках всех уровней, в том числе и о членах избирательных комиссий, включая цепочки переписок граждан с ними. Составы большинства комиссий не меняются от «выборов» к «выборам». При этом наблюдатели раз за разом фиксируют все больше грубых нарушений на избирательных участках. Так не пора ли что-то менять?
Наталья Горячко,
правозащитник
Молодой человек возмущен что попал в кадр. Так радоватся надо. Раньше когда в газету кто либо попадал, так это событие было. И кто попал хранили и делились этим. На ВОРЕ ЯВНО ШАПКА ГОРИТ.