Суд Бобруйска и Бобруйского района 18 декабря признал виновными в проведении без разрешения исполнительной власти пикетирования путем голодовки членов Свободного профсоюза Белорусского (СБП) Николая Жибуля, Александра Варанкина, Олега Шевченко и Александра Громыко.
Судья Наталья Шегеда оштрафовала каждого из них на семь базовых величин (1 млн. 50 тыс. рублей). Своей вины члены СБП не признали. Заявили, что решились на голодовку, поскольку их незаконно уволили с Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов.
В суде активисты не скрывали, что проведением акции протеста хотели добиться, чтобы их восстановили на заводе или, по крайней мере, открыто объяснили причину увольнения. Кроме того, заявляли активисты, голодовкой они стремились привлечь внимание общественности и властей к преследованию членов СБП на этом предприятии.
«Я хотел добиться справедливости и выполнения закона, а получается, что меня за это собираются наказать, — говорил на суде Варанкин. — Я не вешал на себя плакатов, не собирал вокруг людей. Хотел защитить свои права, а стал преступником». На заводе он отработал 17 лет и имел высшую квалификацию.
Почти тридцать лет стажа на заводе у Николая Жибуля. Он, как и его коллеги по профсоюзу, говорил о борьбе за справедливость: «Меня выбросили на улицу. Я хотел просто узнать, за что с нами поступили так. Если бы нам открыто сказали, что уволили за профсоюзную принадлежность, мы бы на этом успокоились, но нам же никто ничего не сказал. И в то же время берут на завод прогульщиков. Весь год они нас терроризировали: мы вас уволим, если не выйдете из этого несчастного профсоюза».
Активисты надеялись, что местная власть повлияет на администрацию завода, однако ошиблись в этом. Председатель горисполкома с ними встретился только после широкого отклика на голодовку в прессе. По словам активистов, он заявил, что не может устроить их на завод снова, но поможет найти работу в других местах. Однако чиновничьей помощи участники акции так и не дождались.
Писали активисты и Александру Лукашенко, но в Администрации президента жалобу спустили по инстанциям.
«Я хотел добиться правды, а из меня еще и деньги потребовали, — комментирует судебное решение Жибуль. — Правды никакой не нашел, никому я не нужен в этой стране. Простой народ тут — никто. Решили дать миллион пятьдесят — дали. Могли и больше. Насколько им позволила совесть, столько дали».
Судья Наталья Шегеда в своем решении признала, что участники протеста ранее не привлекались к административной ответственности за такие действия, что они добропорядочные граждане, однако обратила внимание на общественный резонанс от акции протеста. Материалы дела полнятся распечатками материалов с сайтов «Радио Свобода», информационной компании БелаПАН и «Хартии`97». Некоторые из них судья упомянула.
Александр Варанкин указывает, что резонанса они добились, однако тут же говорит и о другой стороне популярности: «Работы сейчас нам не дают, ведь мы организовали эту акцию протеста, то есть резонанс большой. И все боятся нас принимать на государственные предприятия. Даже не знаю, чем теперь заниматься».
Председатель заводской ячейки Свободного профсоюза Белорусского на заводе тракторных деталей и агрегатов Николай Ковальков говорит, что профсоюз планирует объявить акции солидарности с наказанными активистами.
«Может, даже откроем благотворительный счет для сбора средств на выплату штрафов. У людей таких денег нет, они безработные. Надеюсь, что наша страна не без добрых людей, что средства будут собраны и штрафы будут выплачены», — отметил он.
Формальная причина увольнения активистов — непродление рабочего контракта. В соответствии с законодательством, работодатель может не называть причину прекращения рабочих отношений.