Этим летом не повезло тысячам белорусских частных подворий, где еще вчера радостно визжали поросята. Не повезло компаниям, специализирующимся на оптовых продажах свинины. И вот сердобольная интеллигенция высказывается в пользу сохранения жизни социально незащищенным свинкам малоимущих, а национал-патриоты обсасывают конспирологические версии происхождения африканской чумы свиней (АЧС), выведенной москалями в секретных лабораториях на погибель свядомым белорусам.
Увы, у москалей в свинарниках творится то же самое: карантины, забои, массовые заплачки селян. По данным Роспотребнадзора, зафиксировано свыше 60 очагов инфекции в 14 регионах. Жесткие санитарные меры в отношении инфекции, устойчивой ко внешним факторам и со 100-процентной вероятностью гарантирующей животному летальный исход, полностью оправданны.
Отправим рыдающих о судьбе убиенных поросят изучать ДНК-содержащий вирус семейства Asfarviridae рода Asfivirus и переместимся в прозаическую плоскость рыночного прагматизма. Отпускные цены на свинину у производителей упали с Br25-27 тыс. за 1 кг до Br17-22 тыс. И виною тому, как справедливо предположили коллеги из «Ежедневника», отнюдь не состояние здоровья диких кабанов в белорусских лесах или свиноматок на крупных животноводческих комплексах. АЧС вообще имеет весьма отдаленное отношение к нынешнему изменению ценовой конъюнктуры.
В 2012г. мир пережил засуху, отразившуюся на запасах и ценовой доступности кормов. В ЕС, где рентабельность свиноводства и так была очень низкой, были введены новые гуманистические нормы, запретившие содержание беременных свиноматок в стойлах, что привело к масштабной ликвидации свиного стада. Не увеличился экспорт свинины в Китай, считающийся «джокером» этого рынка: китайцы решили наращивать местное низкорентабельное поголовье.
Исследовательское подразделение Rabobank, мониторящее ситуацию на мировом сельскохозяйственном рынке, по итогам 2012г. предсказывало: на поставках свинины в 2013г. отразятся «смягчение спроса и часто избыточные производственные мощности», потому вероятно снижение цен.
Перенесемся в Россию — основной экспортный рынок отечественных свиноводов. Там цены на свинину тоже падают, и не только в тех областях, где обнаружены очаги АЧС. Причина — вступление РФ в ВТО и активная экспансия импортной свинины. Ровно год назад, в августе 2012г., «БелГазета» напомнила, что с момента присоединения к ВТО ввозить свинину в РФ в рамках устанавливаемой квоты можно будет беспошлинно, снижаются также пошлины на поставки вне квоты (до 65%) и живых свиней (до 5%!). Наше издание тогда привело прогноз главы Союза свиноводов РФ Юрия Ковалева: «Цена на свинину будет постепенно приближаться к цене на мясо птицы». Мы предположили, что белорусских экспортеров свинины вся эта коллизия, несомненно, затронет.
И затронула. Мировые трейдеры, прикупив в IV квартале 2012г. свежего мясца по упавшим осенью ценам, нарастили внеквотовые поставки в Россию на 59%. Параллельно в РФ был зафиксирован рост внутреннего производства свинины на 15% с последующим затовариванием рынка и падением цен.
Белорусские производители моментально ощутили жесткое ценовое давление и трудности со сбытом в РФ. Уже весной 2013г. первый замминистра сельского хозяйства РБ Леонид Маринич признавал, что проблемы экспортеров свинины обусловлены обнулением либо снижением пошлин после присоединения РФ к ВТО: «Если раньше мы продавали свинину по RUR120, то на последних торгах… цена установлена на уровне RUR76 за 1 кг в полутушах». Rabobank и ЕЭК надеются, что рынок (как мировой, так и российский) стабилизируется в плане цен и спроса к концу года. Скорее всего, наши экспортеры почувствуют изменение конкурентной среды несколькими месяцами позже.
Можно понять обывателя, помутившегося разумом на почве утраты единственного кабанчика. Можно понять экзальтированного гуманитария, анализирующего на страницах Arche состояние отечественного свиноводства в культурологическо-конспирологическом ключе.
Но предприятиям и объединениям, особенно экспортерам, пора взрослеть и обзаводиться нормальными маркетинговыми службами, способными не только рисовать логотипчики, но и осуществлять аналитическую и прогностическую деятельность. Ведь большинство отраслей экономики РБ работает не в замкнутом пространстве, а на глобальном рынке, где рисков и колебаний на порядок больше, чем на планерке в профильном ведомстве. Без учета этих рисков у нас есть все шансы потерять отечественную «шкварку» и в дальнейшем читать страшилки про АЧС на форумах TUT.by или легенды про древнелитвинское свиноводство в Arche уже на голодный желудок.