В Беларуси продолжаются суды по выселению из служебного жилья. В ОО «Центр по правам человека», где следят за ситуацией, говорят, что выселяют в основном женщин, детей и людей пенсионного возраста, которые получили права пользования служебным помещением еще в 1990-е годы. Выселяют, как правило, даже в спорных ситуациях. На днях выселенцы написали открытое обращение к президенту Александру Лукашенко, поскольку уверены: кроме него, никто вопрос решить не сможет.

Напомним, многие белорусы, которые по 10-30 лет жили в служебном жилье, с сентября этого года стали получать предписания о том, что в течение 10-15 дней им следует выселиться. Независимо от того, есть им где жить или нет. В целом количество людей, которым предстоит выселение из служебных квартир, может исчисляться сотнями. И это только в Минске. Именно так оценивают ситуацию эксперты.
Как выяснилось, ссылаются бывшие работодатели на один и тот же документ — указ президента № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений». По нему все, кто безосновательно занимает служебную жилплощадь, вынуждены покинуть ее. Однако, говорят эксперты, просто на его основании выселять людей нельзя. Ведь в большинстве случаев истек срок исковой давности, который установлен и Гражданским кодексом. То есть выселять надо было в течение трех лет после того, как с работодателем были прерваны отношения, а не спустя столько лет, когда люди уже состарились.
«С момента указа прошло 7 лет, а вспомнили о контроле лишь сейчас? Что за этим стоит — впору разобраться Комитету государственного контроля и, вероятно, Генпрокуратуре», — резюмирует руководитель ОО «Центр по правам человека»Галина Левина. Подробнее об этой ситуации TUT.BY рассказывал в материалах: «Белорусов выселяют из служебного жилья. Бомжей вскоре станет больше?»  и «Проверкой законности массового выселения из служебного жилья пора заняться КГК и Генпрокуратуре? 
Члены ОО «Центр по правам человека » присутствовали на нескольких судебных заседаниях по искам о выселении граждан из служебных жилых помещений и отмечают, что суды принимают решение о выселении, не только не обращая внимания на истекший срок исковой давности, но и при других спорных моментах. «Например, наниматель не проживает в таком жилом помещении, а его бывшая жена и дети не выселились, в связи с чем возникает спор в суде. Проблема в отсутствии законодательных норм, не разграничивающих права нанимателей и членов их семей. Но решение, как правило, принимают такое: «Выселить».
Галина Левина отмечает, что выселяют даже тогда, когда судом не установлено, относится ли жилое помещение к числу служебных.
«Например, к нам обратилась гражданка Гайдель. С ее мужем был заключен договор найма государственного жилья на неопределенный срок. Поскольку ее бывший муж приобрел другое жилое помещение, Гайдель обратилась в Витебский горисполком о перезаключении договора найма на свое имя, однако ей было отказано, — рассказывает Левина. — Как видно из материалов дела, спорное жилье на момент его предоставления не было признано решением Витебского горисполкома служебным. Статус «служебное» ему дали только в 2012 году, и сейчас решением суда Первомайского р-на г. Витебска она подлежит выселению вместе с несовершеннолетним сыном именно из служебного помещения. Но тут важно, что если жилое помещение не отнесено к числу служебных в соответствии с Жилищным кодексом, то статус служебного жилого помещения на него не распространяется». (как должно быть в таком случае, если не служебное?)
Правозащитник Галина Левина подчеркивает, что дела о выселении, особенно без предоставления другого жилого помещения, сложны не только с точки зрения применения законодательства, но и по своим правовым последствиям. «Ведь выселяют малообеспеченных, не имеющих другого жилья граждан».
По мнению правозащитников, избежать множества жертв можно лишь одним способом — дать людям (тем, кто проживал в этих помещениях до 2006 года, т.е. до вступления в силу указа № 565) на возмездной основе приватизировать эти жилые помещения, а с пенсионерами, которые не могут этого сделать, — заключить бессрочные договоры пользования жилым помещением.
Кстати, пенсионерам сейчас предлагают вариант заключить договор на 10 лет, чтобы они за это время могли «построиться». Правозащитники отмечают, что это нереальные для выполнения условия, поскольку в 70 лет на среднюю пенсию белорус едва ли сможет «построиться».
«Сотни граждан, проживших в этих квартирах несколько лет и состоящих на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, лишают права на достойный уровень жизни, — говорится в обращении группы граждан к президенту. –<…>Разрабатывая Указ № 565, правительство РБ должно было учитывать такие ситуации, как распад семьи, так как служебное жилое помещение выделялось для проживания всех членов семьи. По причине отсутствия в законодательстве норм, разграничивающих права нанимателей и членов их семей, в настоящее время происходит беспредел, направленный на женщин и детей, которых просто вышвыривают на улицу”. 
«Все это происходит в современном «социально ориентированном» государстве по решению судов, с согласия прокуратуры, органов опеки и попечительства, исполнительной власти. При этом чиновники различных уровней неустанно твердят: «В основе политики нашего государства стоит человек», — также говорится в обращении. — Александр Григорьевич, Вы не раз говорили, что наш народ не согнуть, и в кризисной ситуации мы все пойдем в землянки, но не согнемся. Сейчас как раз такая кризисная ситуация у нас, кого государство вышвыривает на улицу, но «в землянках», как видите, только мы одни, малоимущие женщины и дети».

 

Женщины и пенсионеры, которых выселяют из служебных квартир, обращаются к Лукашенко
Подписи под обращением к президенту

На этой неделе инициативная группа граждан собирается подать обращение в Администрацию президента.