В прошлом году мы писали о том, как нелегитимное государство репрессирует тех, кто надевает красно-белую одежду. Преследования людей, которые используют сочетания белого и красного цветов в любой форме, продолжаются, и беларусы стали осторожнее. Но с 24 февраля этого года нельзя носить и использовать еще и сине-желтые цвета — это, по мнению силовиков, является пикетом против Лукашенко. Случаев ареста таких людей уже предостаточно.
Кого и как задержали за сине-желтые цвета
27 февраля в Витебске во время антивоенной акции на территории мемориального комплекса «Три штыка» задержали минимум троих жителей. Екатерину Бекан арестовали за возложение цветов в сине-желтых оттенках и приговорили к 10 суткам административного ареста. Еще одного мужчину задержали за сине-желтые ленточки, которые были прицеплены вместе с бело-красно-белыми на его одежде.
1 марта в Минске была задержана Жанна Трофимец, которая вышла на Октябрьскую площадь с антивоенным плакатом и желто-синими шариками. Ее арестовали, несмотря на то, что рядом была ее маленькая внучка. Жанну Трофимец приговорили к штрафу в 3040 рублей. Вместе с Жанной Трофимец задержали студента пятого курса БНТУ, который фотографировал женщину.
4 марта в бобруйской средней школе №27 задержали учительницу Ларису Секержицкую. Поводом стала желто-синяя ленточка в ее прическе. Первой это заметила учительница математики, которая рассказала директору школы о том, что педагог вплела в прическу ленту в цвета украинского флага. А уже директор вызвала ОМОН. Суд постановил, что ленты в волосы учительница повязала не для красоты, а для «выражения своих общественно-политических взглядов в связи с происходящим в Украине». Суд признал Ларису Секержицкую виновной и оштрафовал на 2240 рублей.
11 марта к административному аресту был приговорен художник Алесь Циркунов. Мужчину задержали в Минске перед судом по делу художника и политзаключенного Алеся Пушкина, а судили на следующий день. У силовиков возникли претензии к художнику, так как у него на одежде были бело-красно-белая и желто-голубая ленты. Алесь Циркунов провел за решеткой 15 суток.
15 марта в Витебске был задержан активист Борис Хамайда, который отказался снимать ленту желто-синего цвета по приказу силовиков. Он объяснил, что не будет этого делать, так как в Украине идет война, в результате которой гибнут женщины и дети. Бориса Хамайду приговорили к административному аресту на 20 суток.
20 марта Telegram-каналы сообщили о задержании пяти «женщин с зонтиками», которые прошли по Минску под зонтами желто-синего цвета. На опубликованных видео силовики в полном обмундировании вторглись к двум женщинам в квартире. Одна из них еще находилась в постели. Были задержаны сестры Наталья и Галина Синилевич, Ольга Калашникова, Татьяна Тихонова.
2 мая в Орше был задержан владелец местного копировального центра Денис Симанович. В его копировальный центр пришли сотрудники ГУБОПиК, внимание которых привлекли значки с изображением желтого поля и синего неба. Сначала его отпустили домой, но затем пригласили якобы на профилактическую беседу, откуда он уже не вышел. Родным он успел сообщить, что арестован на 10 суток якобы за пикетирование.
Пытки над арестованными за антивоенную позицию
Задержанные за сине-желтые цвета, как и задержанные за любые антивоенные лозунги и плакаты, подвергаются жестоким пыткам в тюрьме. 27 февраля были задержаны более 800 человек, многие из которых пережили физическое и моральное насилие. Так, к парню, который протестовал возле Генштаба Министерства обороны, подбежали трое или четверо силовиков, повалили его на землю и начали избивать дубинками. Ему нанесли 14 ударов, пять из которых были по голове. После этого подбежал силовик и придержал парня, пока ждал своих коллег. В итоге несколько силовиков за ноги и руки потащили парня в автозак.
Задержанный попал в шестиместную камеру в ИВС, где, кроме него, еще сидело около 20 человек. Там им даже выдали мыло и туалетную бумагу. Молодому человеку отказали в медицинской помощи, заявив, что голова у него болит, потому что он «тупой». Суд состоялся на третий день, по итогам которого парня приговорили к 10 суткам ареста. Он отбывал срок в четырехместной камере, где сидело еще 19 человек и было душно, но окно открывать не разрешали.
Для задержанных по административным делам после референдума 27 февраля в местах заключения ограничили передачи. Так, в ИВС Жодино и ИВС на Окрестина в Минске не принимали передачи с 9 по 17 марта. Это объяснили коронавирусом и разрешили передавать только лекарства.
Наталья Дулина, бывший доцент кафедры итальянского языка Минского государственного лингвистического университета, также была задержана на 15 суток после референдума. Женщину поместили в камеру, где было 17 человек. Окно не открывалось — только маленькое окошко в двери, и то не всегда. Вместо раковины заключенным предложили мусорное ведро, а вместо унитаза — дыру в полу. У женщин не было ни постельных принадлежностей, ни матрасов, ни подушек, они вынуждены были спать на нарах из железных прутьев. В душ и на прогулки заключенных не водили, зато регулярно подселяли бомжей с вшами. Прокладки не выдавали — медсестра заявила, что будет снимать трусы каждой заключенной и проверять, кому действительно нужны гигиенические принадлежности. Не было и мыла, и туалетной бумаги. Наталья рассказала об оскорблениях и угрозах со стороны силовиков. Однажды ее сокамерница пожаловалась на головную боль. И тогда охранник вывел ее из камеры и ударил головой о стену.
Задержанный мужчина, который отбывал сутки в ИВС города Жодино, был избит силовиками. Они заставили его записать покаянное видео, а тех, кто отказывался, избивали: у одного парня ноги были синие, он стоял, потому что не мог лежать и сидеть. В камере с ним сидело 24 человека. Один заключенный утопил в унитазе мыло, и в итоге вся камера осталась без средства гигиены. А когда узники попросили туалетную бумагу, им дали газету с предвыборной речью Светланы Тихановской, с ее портретом. Но самым ужасным днем стало 4 марта, День милиции: пьяные охранники врывались в камеры, били людей, выводили их в душевую и тоже били.
Пока внимание всего мира приковано к Украине, страдающей от российской агрессии, беларусы продолжают сопротивляться порой с опасностью для жизни. Ведь желтая кофта и синие штаны, маникюр в цвета украинского флага могут быть расценены как пикетирование или, того хуже, экстремизм. Беларусы с упорством говорят «НЕТ» войне и диктатуре Лукашенко и не заслуживают того, чтобы весь мир считал их врагами.